Их десять – фильмов, снятых режиссером Владимиром Мотылем. К семи он сам написал сценарии или выступил соавтором. По его словам, выпуск большинства картин не обошелся без трудностей. "Казалось, что уже все, конец, меня уничтожили, и вдруг выскакивает совершенно с другой стороны счастливый случай, который спасает. Это было похоже на чудо какое-то!" – говорил Владимир Яковлевич в одном из последних интервью. Друзья, предлагаем вспомнить работы замечательного мастера.
Дети Памира (1963)
Начало 1920-х годов. В одном из высокогорных сел Памира появляются красноармейцы, которые сообщают жителям об установлении Советской власти. После ухода отряда в селе остается один боец, чтобы учить детей. Фильм снят по сюжету поэмы "Ленин на Памире", которую написал таджикский поэт и драматург Мирсаид Миршакар. Съемочная группа картины получила Государственную премию Таджикской ССР.
Женя, Женечка и "Катюша" (1967)
Эту картину режиссер называл "очень субъективным взглядом на войну". Сценарий был написан в соавторстве с Булатом Окуджавой, который критично относился к тому, что войну в кино часто показывают слишком помпезно. Оба решили сочинить трагикомедию, но этот формат показался чиновникам вредным. В прокат фильм пошел, но "третьим экраном" – по клубам и провинциальным кинотеатрам. Успех у зрителей и поддержка армейского начальства картину спасли. Однако Мотыль получил негласный запрет на профессию. После премьеры он 5 раз обращался с запросом на съемку новых кинолент и получал отказ.
Белое солнце пустыни (1970)
Картина "Белое солнце пустыни" появилась благодаря Григорию Чухраю, возглавлявшему Экспериментальное творческое объединение киностудии "Мосфильм". "Он мог брать любого режиссера, любой сценарий и только сдавать Госкино готовые фильмы. Чухрай мне сказал: "Тебя после "Женя, Женечка и "Катюша" уже никогда не подпустят к съемкам. А мы тебе даем сценарий "Пустыня". Снимай!" – вспоминал Мотыль. Однако режиссер не сразу согласился, поскольку не понимал суть материала. Пока не представил образ Катерины Матвеевны, к которой через пустыню стремится Сухов. Стало ясно, что это его герой – самоотверженный человек, готовый остаться и помочь людям, хотя сам так нестерпимо хочет домой.
Звезда пленительного счастья (1975)
Владимир Яковлевич говорил, что идея и сюжет исторической драмы "Звезда пленительного счастья", посвященной декабристам и их женам, была навеяна судьбой матери. Берта Антоновна, выпускница Петроградского педагогического института, отправилась на Соловки вслед за заключенным супругом, но ее не допустили к нему. "И эта сцена, когда Полина бежит за Иваном и кричит, а он не слышит ее крика – это почти цитата из того, что происходило с моими родителями", – вспоминал режиссер.
Лес (1980)
Фильм снят по мотивам пьесы Островского, но это не спасло его от цензуры. Наоборот, Мотыль признавался – его обвиняли в клевете на русскую культуру и народ, видели намек на то, что в советском обществе остались те же пороки, что при царском режиме. В прокат фильм вышел только в 1988 году. Режиссер назвал ситуацию с "Лесом" своим "вторым изгнанием из кинематографа".
Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад (1984)
Следующую картину Мотыль смог снять лишь спустя четыре года после запрета "Леса". Фильм создан по рассказам Чехова и представляет несколько новелл, объединенных историей молодого юриста, заключившего пари с банкиром. Согласно договору, юноша обязуется провести 15 лет в помещении, не общаясь с другими людьми, и получить в итоге крупную сумму. На эту роль Владимир Яковлевич пригласил Бориса Плотникова, сыгравшего роль Несчастливцева в опальном "Лесе".
Жил-был Шишлов (1987)
1920-е годы, начало новой экономической политики. Молодой коммунист Иван Шишлов пытается создать коммуну и не принимает идеи нэпа. Его фанатизм становится разрушительным для судеб жителей села и его собственной. Картина снята пьесе Афанасия Салынского "Молва" и вышла на заре перестроечных процессов. "...Мой единственный в какой-то степени политический фильм", – говорил Владимир Яковлевич.
Расстанемся – пока хорошие (1991)
В основе сценария – новелла "Дудка старого Хасана" из романа Фазиля Искандера "Сандро из Чегема". Рассказ о противостоянии горца Баграта и местной княгини. Фильм не пустили в отечественный прокат, несмотря на ходатайство Фазиля Искандера. Позже показ картины с успехом прошел в Центре исполнительских искусств имени Кеннеди в Вашингтоне.
Несут меня кони (1996)
Кинолента снята по мотивам повести Чехова "Дуэль" и других его произведений, действие которых режиссер перенес в современность. Фильм вызвал споры среди критиков и зрителей, но Мотыль считал это нормальным. "Весь цивилизованный мир уже десятилетия обращается к Шекспиру, Гете, Шиллеру, перенося персонажи и сюжеты на современную почву. Почему? Потому что классика дает те вневременные образы, которые возвышают в человеке человеческое и сегодня", – считал он.
Багровый цвет снегопада (2008)
Кинороман охватывает жизнь нашей страны и судьбы людей с 1916 по 1926 год. Сценарий написан на основе рассказов матери режиссера и его близких родственников. Работа над картиной шла почти пять лет. Это последний фильм Владимира Мотыля.
"Очень важно ответить себе на этот вопрос: ..."Что конкретно разумного, доброго, вечного в том, что ты задумал?" Мне кажется, творческая личность в кинематографе... должна стремиться создать фильм, который был бы нужен людям и сегодня... и оставался бы нужным в течение многих лет", – был уверен Владимир Яковлевич. И с этим трудно не согласиться.
Друзья, на телеканале "Мосфильм. Золотая коллекция" вас ждет встреча с самой популярной кинолентой режиссера – "Белое солнце пустыни". Не пропустите! Читайте и другие статьи о кино:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.
#топ фильмов #советские режиссеры #кино #советские фильмы #российское кино