Управление конфликтом – это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия с целью снижения остроты, последующей минимизации конфликта и его разрешения.
Методы управления конфликтом
1. Разрешение конфликтов без посредника:
· метод творческой визуализации;
· рационально-интуитивный метод;
· картография конфликта.
2. Участие третьей стороны в разрешении конфликтов:
· медиация;
· фасилитация;
· арбитраж.
3. Методы, реализуемые как при участии посредника, так и без него:
· метод мозгового штурма;
· переговоры.
Метод творческой визуализации
Данный метод может быть использован для анализа причин конфликта. Этот метод помогает использовать силу нашего воображения для достижения поставленных целей.
Этот метод можно использовать для преодоления ревности, обиды, чувства вины.
Вы мысленно моделируете конфликтную ситуацию, воссоздаете в своем воображении предстоящую встречу, разговор с возможным оппонентом и психологически готовите себя к ней. Вы как бы наблюдаете за собой и своим оппонентом со стороны, смотрите фильм, подмечая все промахи актеров.
Картография конфликта
Этот метод используется как средство анализа и самоанализа для разрешения конфликтов – межличностных, внутриличностных, межгрупповых.
Этап 1. В чем проблема?
Опишите проблему в общих чертах.
Этап 2. Кто вовлечен?
Решите, кто является главными сторонами конфликта.
Этап 3. Каковы их подлинные потребности?
Теперь вам следует перечислить основные потребности и опасения для каждого из главных участников, связанные с данной проблемой.
Медиация
Медиация в конфликте — содействие третьей стороны в поисках соглашения в конфликтной ситуации.
Рекомендации медиатора могут приниматься во внимание спорящими, но необязательно должны выполняться.
Медиация — это целенаправленное вмешательство, способное сначала ослабить конфликт, затем подготовить почву для принятия взвешенных решений и, наконец, разрешить некоторую проблему.
Особенно широко медиация используется при решении разнообразных общественных проблем (муниципальные и экологические конфликты, разногласия между профсоюзами и администрацией и т.д.), в юридической практике, при разрешении имущественных и бракоразводных процессов.
Фасилитация
Фасилитация – организация в группе процесса коллективного решения проблем.
Цель фасилитации – разрешить конфликт внутри группы и помочь ей прийти к приемлемому для всех соглашению.
Этапы фасилитации:
1. Определить проблему.
2. Выявить причины, вызвавшие данную проблему.
3. Установить критерии для оценки решений по данной проблеме.
4. Генерировать альтернативные решения.
5. Оценить эти решения.
6. Выбрать лучшее решение.
7. Выработать план действий по реализации данного решения.
8. Осуществить эти действия.
9. Оценить результаты работы и приемлемость процесса фасилитации.
Полную лекцию см.: https://psylaser.ru/lectures/psychology-conflict/conflict-resolution-methods.html
Лекции по психологии: https://psylaser.ru/