Перекопское направление
Последовательность событий была следующей:
Командование 4-го УФ в 21.30 (08.04.1944 года) подписало боевое распоряжение №224/оп, которое содержало следующие указания войскам:
«122 и 123 пп 50-й пд, понесшие большие потери с остатками сил продолжают сопротивляться на западном и восточном фасах Турецкого вала, 121 пп оказывает сопротивление на рубеже Джулга, отм. 11.7
2 гв. армия с прежними частями усиления, специально выделенными частями в течение ночи закончить полное окружение частей противника в районе западного и восточного фаса Турецкого вала.
С утра 9.04.44 продолжать решительное наступление, с ближайшей задачей овладеть рубежом Деде, Будановка, Филатовка и к исходу дня выйти на рубеж Карт Казак №3, участок №5, Карпова балка. Начало атаки пехоты 10.00
8-й ВА поддержать действия 2-й гв. армии, выделив ей 50 ночных бомбардировщиков (У-2) для действий в ночь на 9.04.44г. и 24 штурмовика Ил-2 с напряжением 2,5 самолетовылета с соответствующим количеством истребителей…»[1]
Советское командование рассчитывало нанести удар из района Перекопского выступа влево и вправо, отсекая немецкие части на флангах. Решение командующего 2-й гв. армией несколько отличалось от решения командования фронтом, 55-му и 54-му корпусу ставилась общая задача наступления (без уточнения его характера). Ему было приказано: «… частью сил ликвидировать Куласскую и Щемиловскую группировки противника» [2].
54-му корпусу ставилась задача с 530-м иптап, 1250-м иптап, 5 габр, дивизионом 2-го гмп, 133-м минометным полком, дивизионом 114-й пабр продолжать наступление в направлении Пятихатка, и овладеть рубежом Будановка – Пятихатка – Филатовка[3].
55 корпусу ставилась задача:
«… с прежними средствами усиления продолжать наступление в восточном направлении, имея задачей не позднее 18.00 09.04. овладеть западной частью Турецкий вал и полностью ликвидировать Куласскую группировку противника».
На главном направлении командующий армией решил:
« … вводом в бой 87-й гв. сд из-за правого фланга 3 гв. сд продолжать развивать наступление главными силами армии в общем направлении на Будановка, Ишунь, имея задачей к 20.00 9.04.44 овладеть рубежом Карт Казак № 3 – участок №5, 4-й казенный участок, 3-й казенный участок –Филатовка – Караджанай…»[4].
По факту, противник достаточно прочно удерживал линию обороны на Перекопе, и подтягивал резервы, в связи с чем, в ночь на 9.04. 44г. ситуация на этом участке развивалась совсем не так, как планировало советское командование.
По данным журнала боевых действий немецкого 49-го горного корпуса (группы Конрада), удерживая до 3 часов ночи левый (западный) фланг, противник вывел свои силы из района Кула. Он отошел своим левым флангом и центром, удерживая правый (восточный) фланг[5].
Данные подтверждаются документами 347-й сд., в соответствии с которыми до 3 часов ночи противник продолжал упорное сопротивление. На участке 347-й сд, при попытке подтянуть подкрепления, части 1175-го полка (группа ст. л-та Пальникова и группа ст. л-та Высоцкого) столкнулись с противником, который вклинился между частями дивизии. В ходе ночного боя удалось закрепиться на достигнутых рубежах, но продвижения вперед не было. Потери 347-й сд за истекшие сутки составили 180 убитых и 450 раненых.
В 0.15 вышел приказ по 50-й пд №2 с указанием новых позиций для полков Гроте (122-й пп), Бирмана (123-й пп) и Касснера (121-й пп). По приказу, левый (западный) фланг дивизии отводился назад, на линию «Распаханного вала», а, правый фланг оставался без изменений. В 3 часа ночи 50-я пд, с согласия командующего армией, начала отвод 122-го полка с занимаемых позиций. В ходе ночного боя был взят пленный, показавший, что 71-й пионерный батальон отошел с Турецкого вала[6]. Противник, избегая окружения, отошел на вторую линию обороны, оставив небольшие арьергарды.
Таким образом, 50-я пд располагалась по диагонали через перешеек. Организационно, ее оборона по-прежнему состояла из трех полков, но их состав был достаточно пестрым. Они состояли из остатков различных частей. 2-я рота 336-го противотанкового дивизиона (7,62-см самоходные орудия) была придана полку Касснера. 1-я батарея штурмовых орудий 279-й бригады была придана полку Бирмана (123-й пп), 2-я рота 150-го противотанкового дивизиона (7,62-см самоходные орудия) была придана полку Гроте. Подразделения 480-й роты истребителей танков (оснащенной гранатометами «Офенрор») располагались в центре позиции, и были приданы полку Бирмана. От 1-го авиакорпуса была запрошена поддержка эскадрильи истребителей танков (Hs-129). Полковой группе Бирмана были подчинены два бронепоезда: легкий бронепоезд 9-й дивизии ПВО и тяжелый бронепоезд «Михель». Таким образом, противник усиливал свою центральную группу, угадав главное направление удара.
С.С.Бирюзов указывает:
«Заметную роль в разгроме вражеской группировки на Перекопском перешейке сыграл стрелковый батальон под командованием капитана Ф. Д. Диброва. Перед ним была поставлена задача — создать видимость высадки десанта в тылу обороны гитлеровцев и отвлечь на себя часть их резервов. Весь личный состав батальона проявил при этом исключительное мужество и героизм. Я беседовал с очевидцами — офицерами штаба фронта. Они прямо-таки восхищались и самим Дибровым и его бойцами. Так стремительно форсировал батальон Перекопский залив и ринулся на врага с тыла! Все попытки гитлеровцев сбросить смельчаков в море потерпели неудачу. Батальон отбил несколько контратак с большими для врага потерями и с честью выполнил то, чего от него требовали»[7].
Решение командира 2-й гв. армии содержит указание 87-й сд в течение дня 9.04.44г. соединиться с десантом, в составе 2-го батальона 1271-го полка и 5-й отдельной штрафроты под общим командованием капитана Диброва, однако, информации по этому десанту в документах 87-й сд не найдена.
В донесении «группы Сикста» поступившем в 0.15 09.04.44г. удалось найти интересную информацию:
«В Перекопском заливе нашей авиацией был разгромлен удар с использованием лодок» [8].
Сивашский плацдарм
51-я армия получила выговор за невыполнение поставленных задач. Боевым распоряжением №225 ей ставились задачи:
«В течение ночи с 8 на 9.4.44 специально выделенными отрядами:
а) ликвидировать передовую позицию на Тарханском направлении, и к утру 9.04.44г. выйти на рубеж 3,9, южный берег безым. озера (4 км сев. Тархан) кург. 11.6
б) Развивая удар на Чучак, к утру 9.4.44г. овладеть рубежом отм. 13.2, Чучак, отм. 3,5»
Далее, ставилась задача на следующий день (09.04.44г.)
«На Тарханском направлении овладеть Тархан, выс. 14.1.
На Каранкинском вывести на рубеж для атаки с.-з. д. Каранки 417-ю сд и 32 тбр, при поддержке не менее двух гмп и тяжелых калибров артиллерии нанести удар в направлении выс. 14.9, 30.3 с ближайшей задачей овладеть выс. 14.9, Самай, и к исходу дня высотой 30,3. Для осуществления содействия данному удару одним сп 346-й сд форсировать оз. Айгульское из района Ашкадан в направлении Асс-Найман» [9].
Таким образом, на направлении Каранки вводился в бой 2-й эшелон 63-го СК. Переброски войск с других участков не наблюдается, за исключением, малочисленных остатков 32-й танковой бригады.
Несмотря на то, что противник удерживал левый фланг Каранкинской позиции, где находилась большая часть немецкой и румынской артиллерии, прорыв 267-й сд нависал над путями эвакуации. П.Кошевой в своих мемуарах указывал:
«Части 267-й дивизии охватили опорный пункт противника в Каранки широким полукольцом, приблизившись к нему примерно на полтора километра. 2-й батальон 848-го полка, форсировавший Айгульское озеро, соединился с основными силами. На правом фланге дивизии наши подразделения нависли над путями отхода противника из Каранки, блокируя в этом районе много артиллерии. Забегая несколько вперед, скажу, что на следующий день наши войска здесь захватят материальную часть 19 батарей противника.» [10]
В течение ночи в прорыв была введена 417-я сд генерал-майора Бобракова. На это направление были переориентированы 5 дивизионов армейской тяжелой артиллерии.
На Той-Тюбинском направлении 263-я сд получила приказ наступать прежними силами[11]. От командарма 51 боевое распоряжение требовало «…навести жесткий порядок в управлении войсками, особенно в корпусном и дивизионном звене».
Керченский плацдарм. В связи с событиями на Северном фронте, были приведены в боевую готовность немецкие части на Керченском полуострове. Противник, не обладая достаточными резервами, начал переброску войск на северное направление с Керченского фронта. Был выпущен приказ по корпусу.
Секретно. 1.30 8.4.44 года. 73. и 98 пд,
Боевой группе Мочульски, Группе Кригер 6-й КД /румын/
Штабу опергруппы I-го авиакорпуса, 27 полку ПВО
Штабу морских сил «Крым»
Командующему артиллерийской комендатурой 149, 45 батальону связи, начальнику инженерных войск корпуса, квартирмейстерскому отделу.
Противник начал наступление крупными силами на северном участке КРЫМА. Следует ожидать, что в связи с этим он снова начнет наступательные операции на участке десанта севернее Керчь или попытается высадить новые десанты.
Задача 73 и 98 ПД - своевременно обнаружить исходные позиции противника и сосредоточенным» огнем всех родов оружия уничтожить его
С 8.4.44 года вводится состояние тревоги первой степени дня всех частей, действующих на побережье.
Боевой группе Мочульски держать горно-егерский полк "КРЫМ" в готовности с тем, чтобы он в любое время мог быть сконцентрирован для контратаки против возможного десанта противника в районе Ак-Мечеть или Феодосийской бухты.
Командир корпуса Альмендингер[12].
Началась переброска частей с Керченского полуострова в состав группы Конрада. Вышел боевой приказ по 5-му корпусу.
Боевой группе Мочульски, 191 бригаде штурмовых, орудий.
Для сведения: 73 ПД
Командующему 149-й артиллерийской комендатурой
На рассвете 8.4.44 года противник начал наступление на участке в районе Сиваш и на Перекопском участке фронта, ввиду чего необходимо ввести в действие 111-ю пд.
50 гренадерский полк и 3 батарея 191-й бригады штурмовых орудий должны быть в готовности к погрузке в эшелоны по приказу штаба армии, с таким расчетом, чтобы в случае необходимости они могли быть быстро переброшены по ж.д. В связи с этим 98-й дивизии держать в готовности к отправке 1/50 гренадерского полка в Багерово, а боевой группе Мочульски 2-й батальон 50 гренадерского полка и 2-ю батарею 191 бригады штурмовых орудий в Ак-Монай и Владиславовка. Указанным подразделениям поддерживать связь с ж.д. офицером на указанных станциях.
О готовности к погрузке донести в штаб 5-го АК.
Настоящим приказом срок смены 98-й ПД частями 11-й пд отменяется
ШТАБ 5-го АК. Командир корпуса Альмендингер[13].
1-й батальон 50-го полка начал погрузку в 18 часов в Багерово, 2-й батальон и 3-я батарея 191-й бригады штурмовых орудий начали погрузку в районе Ак-Монай. В 14.30 поступил приказ о погрузке 1-й батареи 191-й бригады штурмовых орудий для отправки в группу Конрада[14]. Вечером начал погрузку в эшелоны горно-егерский полк «Крым».
[1]ЦАМО Фонд 244 Опись 3000 Дело 807
[2]ЦАМО, Фонд 303, Опись 4005, Дело 473
[3]ЦАМО, Фонд 942 Опись 1 Дело 27
[4]ЦАМО Фонд 303, Опись 4005, Дело 473
[5]ЦАМО Фонд 500, Опись 12474, Дело 635
[6]ЦАМО Фонд 303, Опись 4005, Дело 443
[7] Бирюзов С.С. Когда гремели пушки. — М.: Воениздат, 1961.
[8]ЦАМО Фонд 500, Опись 12474, Дело 431
[9]ЦАМО Фонд 244 Опись 3000 Дело 807
[10] Кошевой П.К. В годы военные. - М.,1978
[11]ЦАМО Фонд 244 Опись 3000 Дело 807
[12]ЦАМО, Фонд 500, Опись 12474, Дело 82
[13]ЦАМО, Фонд 500, Опись 12474, Дело 82
[14]ЦАМО, Фонд 500, Опись 12474, Дело 93