Найти тему
Завуч в теме

Упрощенье – мать ученья?

Оглавление

Может быть, кого-то из вас я повеселю своей статьей, кого-то удивлю. Историки, наверное, подожмут губы и скажут: «так нельзя»…

Многие комментаторы-родители пишут о том, что учителя непонятно объясняют новый материал. Дети в школе ничего не понимают и приходится родителям , по вечерам, дома, заново объяснять тему. С проблемой «не понимают» сталкиваюсь и я на уроках истории. Хотя, лично мне кажется, что в истории непонятного? Слушай и запоминай.

Я расскажу о двух ситуациях, а потом поделюсь своими размышлениями.

Ситуация 1. Реформы Солона

Для тех, кто учил историю давно, напомню. Солон – древнегреческий политический деятель, который провел серию реформ, призванных облегчить жизнь афинских земледельцев. Поначалу все шло «на ура», но потом реформатор был вынужден бежать из Афин.

Картинка из интернета, свободные источники
Картинка из интернета, свободные источники

Начинаю рассказывать тему, читаю стихи, слайды перелистываю и вижу… Сидят, зевают мои пятиклашки. Всякие мои «бодрящие» вопросы из серии «подумайте, проанализируйте, сравните» натыкаются на сонные глаза. Ну что ж.. Перехожу к методу «перенести ситуацию в реальную жизнь».

Подхожу к парте и говорю: «Вот у нас Калинин владеет землей. Земля – это содержание его пенала. Представьте , что делает Солон. Он берет землю и раздает её всем нуждающимся». Начинаю раздавать соседям карандаши, резинку, ручки и линейку Калинина. Спрашиваю: «Вы рады, что вам за просто так досталась земля?» Все смеются – рады, рады… Спрашиваю дальше: «Как думаете, а Калинин рад этому?» Все смотрят на покрасневшего Калинина, и приходят к выводу – нет, не рад… Бинго! Вопрос в студию! «Как вы считаете, кто выступал против реформ Солона?» Дождалась ответа – «Землевладельцы. Особенно крупные землевладельцы, потому что они пострадают больше всего»

Идем дальше. Солон снарядил корабли и вернул на Родину афинян, когда-то проданных в рабство за долги. Хороший поступок? Почему и кому он не понравился? Не знают, и думать не хотят.

Начинаю: «Вы хотите на море?» Хотят, еще как. «Так вот, собрала я вас всех, заказала автобус, учителя сбросились и оплатили проезд. Приехали мы с вами в Сочи. Мы вышли, автобус уехал, я говорю: «Ну, ребята, мечта сбылась! Вы – на море, а я к себе, сначала в ресторан, потом в гостиницу. Все, пока!» Нравится вам?» Не-а, им не нравится – а что они будут кушать, где будут жить… Возвращаюсь к Солону – так кто же будет недоволен таким «широким жестом»? Ответ – выкупленные греки. А еще? Думают.. минут через пять вспоминают, что это учителя деньги за автобус платили. Им, то есть зажиточным гражданам Афин, тоже такая реформа не по вкусу…

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Это был 5 класс. Смеётесь? Думаете в старших классах не так?

Ситуация 2. Испанское наследство

8 класс. История Нового времени. Начинается XVIII век – век войн и потрясений для Европы. Первое столкновение начинается уже в 1701 году. Это была война за испанское наследство. Умирает король Испании, Карл II, оставив наследником герцога Анжуйского.... Вижу – еще пару предложений и они заснут. Опять выручает метод «реальной жизни».

«Представьте. Живет у вас в Москве родственник. В хорошей «двушке», в центре. Вдруг, присылают соседи телеграмму: «Приезжайте. Прощание с дядей Карлом там-то, документы у нотариуса подписываем во столько-то…» Что такое? А соседи отвечают – он же одинокий был, поэтому квартиру заберем мы, как соседи. Справедливо?»

Оооооо! Тут спать перестают даже двоечники! Все оживились. В этот момент я беру их «тепленькими». Говорю – «А ну-ка, посмотрите на карту. Какие тут соседи захотели присвоить имущество дяди Карла? Тааааак, Франция, хорошо… А где тут у нас дальние родственники, имеющие право по закону? Смотрим В легенду карты, смотрим НА карту. Итак? Правильно! Священная Римская империя, там тоже правили Габсбурги! Это же другая ветвь этой династии!...» Ну и дальше в том же духе…

Послесловие

С грустью я вспоминаю 1998 год, когда мой десятиклассник, Паша Шапошников, участвовал в научно-практической конференции ВГУ. Тема доклада: «Реформы Солона, как основа земельного права в современной юриспруденции». Жюри присудило ему 1 место. А председатель жюри, вручая диплом, добавил, что работа на уровне хорошей курсовой.

И постоянно меня тревожит вопрос – а благое ли дело я делаю, когда вот так «приземляю» историю, как науку? Или в условиях современной школы по-другому нельзя? Дети тогда вообще ничего знать не будут?

Подписываться на мой канал и ставить лайк - это только ваше решение. Поступайте так, как считаете нужным. Здесь я честно рассказываю о том, что происходит в современной школе.