В тех городах и сёлах, по которым свинцовым ураганом пронеслась сирийская война, часто почти не осталось камня на камне и живого места.
Я уже показывал в предыдущих своих публикациях разрушенные жилые кварталы и целые города, тотально уничтоженные либо боевиками, либо артиллерией с авиацией во время правительственных операций по деоккупации территорий.
В таких местах целым не осталось ничего, даже святые для жилые кварталы выглядят совершенно удручающе, власти не имеют времени, сил и средств разбирать завалы и возводить жильё заново, ведь экономика Сирии просто не способна переварить существующее количество срочных задач.
И много где люди, жители домов и целых районов сами собираются, своим трудом, усилиями и возможными средствами приступают к расчистке улиц, разбору завалов и разрушенных многоэтажек или ремонту домов, где они не критично пострадали.
И в одном из кварталов Хомса я заметил очень необычный подход, который значительно активизирует усилия и вообще активность жителей возвращаться в свой квартал и, засучив рукава, возвращать его к жизни.
Мечеть!
Даже несмотря на то, что мечети — святое место для представителей обеих враждовавших сторон, как с правительственной стороны, так и со стороны радикалов, многие из них все равно не минула участь других строение: обстрелы, повреждения, разрушения.
Так было и с мечетью в Хомске, которую вы видите на фото выше. И, полистав галерею, вы можете обратить внимание, насколько сильно пострадали жилые дома и улицы прямо вокруг неё, в 30, 50 и 100 метрах.
И эта мечеть выглядела после боёв точно также.
Но её первую взялись восстанавливать небезразличные жители, сначала полностью отремонтировав фасад, затем площадь перед мечетью, а затем и внутренние помещения.
В результате среди полностью разрушенного и почти покинутого жителями района возвышается новая, чистая, красивая и залитая солнечным светом внутри мечеть.
И … она является магнитом, который начинает притягивать к себе бывших жителей этих улиц, ходивших до войны в эту же мечеть.
Люди, видя, что их храм уже на месте, ожил, дает им снова энергию и силы, начинают возвращаться к своим домам, проявлять активность в организации разбора завалов и расчистки улиц.
Причем, часто диалоги и координация проходят здесь же, после службы, ведь на нее одновременно собирается много людей, и можно действительно обсудить сообща вопросы взаимодействия.
И служитель, которому я задал вопросы о том, насколько оживает после войны их район, подтвердил мне, что после того, как мечеть снова открыла двери для людей, окружающие улицы начали наполняться жизнь, и вокруг закипела работа по восстановлению после войны.
Следите за продолжением репортажей из послевоенной Сирии: каждый день на этом канале выходят новые материалы.