Найти тему

Обида 100-летней давности

Неизвестный автор.

Вам, как истый джентельмен,
Сделаю cadeau:
Вы – такая же Кармен,
Как я – микадо!..

Эпиграмма в альбом. Начало 1900-х г.

Кто-нибудь что-нибудь понял?

Сомневаюсь. И это нормально! Безусловно, необходимы пояснения. А, между прочим, любой житель российских столиц, даже любой интеллигентный россиянин в начале ХХ века понял бы абсолютно все!!

Ну, что же!!

Этому четверостишию (в скобках замечу – правописание автора!) и будет посвящен мой сегодняшний небольшой рассказ.

Эпиграмма посвящена Анастасии Дмитриевне Вяльцевой.

"Королева цыганская" русской эстрады Анастасия Вяльцева.
"Королева цыганская" русской эстрады Анастасия Вяльцева.

«Сadeau» с французского – «подарок».

Микадо (с ударением на «а») – так очень давно (понятие ныне сильно устаревшее) обозначался титул императора Японии. Автор эпиграммы допустил ошибку в ударении, уверен, сознательно, ради красного словца.

Все вместе означает: «Ну, Анастасия Дмитриевна, из Вас такая же Кармен в опере Ж. Бизе, как из меня – император Японии!!»

Проще – «Не умеете Вы петь, и не за свое дело взялись! Поете песенки, напеваете в оперетте, блистаете в легком жанре, и не надо опошлять высокое искусство!!»

Это обидно!!! И джентльменством здесь и не пахнет, тем более истым!!!

Какова же сама интрига столетней давности?

Знаменитое платье звезды, закручивающееся вокруг прелестных ножек, знаменитая прическа "с напуском", знаменитая вяльцевская улыбка!!!
Знаменитое платье звезды, закручивающееся вокруг прелестных ножек, знаменитая прическа "с напуском", знаменитая вяльцевская улыбка!!!

Анастасия Дмитриевна Вяльцева была Царицей молодой, зарождавшейся российской эстрады. Русская Золушка, Кумир миллионов! Богатейшая артистка Российской Империи, одна из первых российских красавиц. Любимица нации, каждый шаг и каждый вздох которой подробно освещался сначала утренними, а затем вечерними газетами.

А еще нужно сказать, что и до сих пор представители классического оперного и камерного вокального искусства несколько снисходительно относятся к кумирам эстрады, подчеркну, высокой эстрады. – Даже имена, вокально бесспорные, например, Александр Градский, Лариса Долина … «Да-да, конечно, – скажут вам, – но …»

Это «но» будет написано на их лицах, в уголках губ и в глазах будет написано это «но» …

А сто лет назад!...

Даже не сомневайтесь!!! Легкий жанр и был легким жанром!

А у Вяльцевой была мечта!!...

Высокая!!! Гордая!!! Романтическая!!!

Я всегда твердо хотела, теперь хочу и добьюсь своей цели – быть незаурядной оперной артисткой. Не забудьте, что у меня гораздо больше двух октав в голосе, и музыкальность моя не подлежит сомнению даже у самых строгих критиков, так что, тем более, после усиленной и неустанной семилетней работы, я имела полное нравственное право сметь желать возвышения на несколько ступенек на музыкальном поприще.
В течение трех лет я не выходила на сценические подмостки и все это время работала и занималась над развитием своего голоса с целью пройти серьезную школу для дальнейшей артистической деятельности... Первый мой профессор Сонки, а последние годы я занималась у знаменитого Марти.

Это фрагменты интервью «несравненной», как ее называла публика, критика, поклонники и даже недоброжелатели.

-3

И она добилась своего!

Она пела в классических операх, пела Кармен, Далилу в опере К. Сен-Санса, Миньон в опере А. Тома, Любашу в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова, Амнерис в «Аиде» Дж. Верди, Графиню в «Пиковой даме» П. И. Чайковского …

На ее спектакли откликались и ее обсуждали маститые серьезные музыкальные критики Н. Кашкин, А. Плещеев, Н. Соловьев, Ю. Энгель, А. Оссовский …

Пела с выдающимися русскими певцами той эпохи, элитой русской оперной сцены – с Н. Н. Фигнером, И. В. Тартаковым, А. Секар-Рожанским (первым в истории Садко), Н. Шевелевым, Л. Клементьевым … В скобках заметим, что абы кто с Солистом Его Величества Николаем Николаевичем Фигнером не пел!

-4

В Италии знаменитая чета Фигнеров, Николай Николаевич и его супруга, выдающаяся итальянская певица Медея Мей, владели виллой в Виареджио. Роскошный мраморный дворец с большим концертным залом располагался прямо на берегу моря. Владельцев виллы в Италии часто посещали друзья и знакомые, среди которых бывали российские и итальянские знаменитости. Гостил здесь начинающий Л. В. Собинов, пела «несравненная» А. Д. Вяльцева, великие композиторы Джакомо Пуччини и Джузеппе Верди считали необходимым навестить популярных артистов и выразить им свое восхищение.

Как-то раз Вяльцева посетила виллу в Виареджио. Закусили, наверняка выпили. Затеялся домашний музыкальный вечер. Сначала спели хозяева, но, как только начала петь Вяльцева, находившиеся здесь же дети знаменитой четы, «фигнерята», не смогли удержаться от смеха, глядя друг на друга, хохотали во все горло. Мама с папой пришли в ужас – детям было указано на дверь, и позже их ждало суровое разбирательство!

Напрасно вы так, – проговорила Вяльцева. – Вы – представители классического искусства, ваши дети привыкли к высокому пению, поэтому такая их реакция неудивительна!

Что касается профессионалов …

Среди музыкальных критиков были и те, кто однозначно осуждал и не принимал попыток Вяльцевой покорить оперную сцену, были и те, кто ее безоговорочно поддерживал.

В магазине граммофонов. 1910 год.
В магазине граммофонов. 1910 год.

Своеобразный итог подвела сама жизнь. В 1908 году на спектакле «Самсон и Далила», где Вяльцева исполняла партию главной героини Далилы, после первого акта случился казус. Вот отгремели последние аккорды перед антрактом, вот артисты, взявшись за руки, выходят перед закрытым занавесом на поклон, вот, по театральному обычаю, выходят на поклон исполнители главных ролей, и тут …

«Тройку давай!», «Тройку!», «Трой-ку-у-у-у-у-у!», – это стала бесноваться публика, требуя свой любимый романс, во время серьезной оперной демонстрации!!!

Апологеты оперы были в шоке!!!

Видимо, это стало последней каплей!

Наверно, это моя судьба – всю жизнь ездить на этой тройке! –

подвела грустный итог Анастасия Дмитриевна после спектакля.

И напрасно!!! – Подведу итог своему рассказу я.

Гай-да, тройка! Снег пушистый,
Ночь морозная кругом,
Светит месяц серебристый,
Мчится парочка вдвоем!!!

Этот вальс очень популярен и сегодня.

Он постоянно звучит и в концертах, и с телеэкранов, и на фестивалях, и конкурсах. И у него отдельная, своя очень интересная история.

Как-нибудь расскажу!

Сколько радости, сколько светлых минут, сколько счастья принес этот романс не одному поколению меломанов!!

А что касается Кармен …

Слушайте сами, решайте сами …

Красная этикетка диска фирмы "Граммофон" с записью Вяльцевой Цыганской песни Кармен из оперы Бизе. 1903 год. Красной этикетки удостаивались только исполнители первого эшелона русской сцены - Шаляпин, Собинов, Нежданова ...
Красная этикетка диска фирмы "Граммофон" с записью Вяльцевой Цыганской песни Кармен из оперы Бизе. 1903 год. Красной этикетки удостаивались только исполнители первого эшелона русской сцены - Шаляпин, Собинов, Нежданова ...

Прав неизвестный "истый джентльмен", автор эпиграммы, приведенной в самом начале моего рассказа или нет?

Цыганская песня Кармен из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Поет А. Д. Вяльцева.

Запись могла быть сделана в Москве в 1903 или 1905 г. г.

Жду ваших отзывов, пожеланий и предложений, друзья!

Не забывайте, пожалуйста, лайкнуть (большой палец вверх!)

Кто еще не подписался на мою страницу – милости просим! Будет интересно!!!