Шарлатанство не вчера придумали. Падкие до чужих денег «целители» привольно чувствовали себя в России и в начале XX века.
Газета «Сибирская жизнь» в одном из номеров за 1903-ий год сообщает следующие факты. В дебрях далекого Туруханского края население за отсутствием врачей и фельдшеров вынуждено обращаться к шаманам, которые изгоняют злых духов «кривлянием, воем и ударами по бубну». В менее отдалённых областях на этой ниве подвизаются уже полуинтеллигентные граждане, по факту применяющие те же приемы, что и шаманы.
В Минусинске объявился целитель, бывший телеграфно-почтовый чиновник, некий г. Александров, практикующий «внушение», для чего накладывает руки на больных, убеждая их в том, что в руках у него чудодейственная сила. Между прочим, «Сибирская жизнь» удивлена и возмущена тому, что этот Александров брал со своих подопечных деньги. Наивные же были времена – так в этом же и весь смысл!
Впрочем, шарлатанов типа Александрова считали не слишком опасным – дескать, если они и наносят вред, то только карману обманутого. А вот кожевник Толшин, проживающий в Красноярске печально прославился тем, что лечил уже какими-то препаратами на ртутной основе, в связи с чем у доверчивых пациентов неизбежно возникли проблемы. Газета сообщает о двух гражданках – Яковлевой и Марковой (без указания занятий и общественного положения) обратившихся в суд после получения «услуг», одна иск выиграла, вторая пока еще судилась.
А так журналисты печально сетуют, что в таком сравнительно благоустроенном городе как Красноярск, где есть врачи больницы, бесплатные лечебницы, люди все-таки прибегают к помощи подобных самозванцев, тратя на них порой серьезные деньги. Но между тем, несколько противореча себе, указывают и на малодоступность врачебной помощи даже в Красноярске. Ну а наличие шарлатанов в совсем уж медвежьих уголках своего края «Сибирская жизнь» прямо объясняла исключительно медицинской беспомощностью.