Большая часть исторических (дореволюционных) построек Москвы сосредоточена в пределах трех колец - Бульварного (которое, кстати, и не кольцо вовсе), Садового и Третьего транспортного. За их пределами старинных зданий не так много, и большая часть из них к исторической Москве отношения не имеет - это подмосковные усадьбы, вокзалы, монастыри...
Тем большее впечатление может произвести на любознательного прохожего обнаружение целого старинного квартала на значительном отдалении от исторического центра Москвы!..
Бахрушинский приют, расположенный близ перекрестка Рижского проезда и 1-го Рижского переулка, практически не упоминается в путеводителях по Москве; здесь едва ли можно увидеть гидов с экскурсантами, да и художники и скетч-рисовальщики за вдохновением приезжают отнюдь не сюда... А жаль, ведь это очень красивое, хотя и в известной степени печальное место...
...история которого начинается в 1890-е годы: купцы Бахрушины, известные промышленники и коммерсанты и не менее известные благотворители, обратились к городским властям с просьбой выделить им участок земли для обустройства детского приюта. Ничего лучше, чем несколько десятин земли возле Ярославского ж/д, московские власти не нашли. Впрочем, и на том спасибо. Так на окраине Москвы, в районе Сокольнической просеки выросло несколько жилых корпусов для мальчиков-сирот.
Бахрушины подошли к делу необычайно здраво:
- часть средств пошла на строительство жилых корпусов,
- часть средств пошла на строительство приютского храма,
- часть средств положили в банк под проценты (так сказать, на последующие текущие расходы): подразумевалось, что приют будет существовать много-много лет...
Спустя некоторое время также был построен учебный корпус с мастерскими.
Между прочим, для строительства комплекса привлекли виднейших мастеров:
- первую очередь возводили по проектам архитектора Карла Гиппиуса (1864-1941), много лет выполнявшего заказы Бахрушиных, а в годы советской власти занимавшегося обустройством Московского зоопарка,
- вторую очередь возводили по проектам Николая Благовещенского, более всего известного как автора здания фабрики "Рот-Фронт" (до революции - фабрика Ивановых) и кинотеатра "Художественный".
Большую часть зданий построили в стиле кирпичной эклектики с легкими вкраплениями модного в ту пору модерна, а также неорусского стиля. Кирпич, кстати, везли с расположенных неподалеку мытищинских кирпичных заводов. Получилось, разумеется, красиво, стильно и продуманно!
Помимо прогрессивной архитектуры в приюте были и прогрессивные воспитательные и образовательные практики: сюда с целью заимствования опыта постоянно приезжали педагоги, меценаты и чиновники.
Изначально жилых корпусов было пять, через несколько лет добавили шестой. Любопытно, что и после революции приют здания использовались по прямому назначению: в 1930-е годы здесь даже размещали детей-сирот из семей испанских коммунистов. Увы, в настоящее время половина зданий заброшена...
Впрочем, другая половина пока хоть как-то используется:
- в одном - салон красоты, ремонт обуви и крохотный продуктовый магазин,
- в другом - магазин запчастей и автомастерская,
- в третьем - офисы, фотостудия и редакция издательства.
Что касается церкви, то она в конце 2010-х находилась на реставрации. И, надо заметить, тут есть что реставрировать: считается, что часть росписей выполнил сам Виктор Васнецов, да и фасад церкви богат на разнообразный декор.
Что будет дальше с комплексом Бахрушинского приюта - сказать трудно. Конечно, тут можно (и даже нужно) разместить что-то социально-значимое: небольшой вуз, художественные мастерские, кадетский корпус, поликлиника... Наверное, могла бы получиться и неплохая бюджетная гостиница.
Но наша ставшей уже печально-традиционной бесхозяйственность никуда не делась, и потому будущее старинного квартала остается неясным; впрочем, церковь уже обозначила свои притязания на большинство приютских зданий, что, конечно, едва ли может удивить.
***
Читайте также:
- через дорогу от Бахрушинского приюта стоит очень интересное здание!..