Найти в Дзене
Люся Моренцова

Меценат

Гай Цильний Меценат – поэт Золотого века римской литературы. Имя его стало нарицательным. Давайте разберёмся, почему.

Первые римские поэты – незнатные люди, как правило учёные домашние рабы, часто по происхождению греки. Для своих господ они занимались переводами греческой поэзии, комедий и трагедий. Большинство их имен история не сохранила.

До нас дошла «Римская Одиссея» (несколько отличная от «Одиссеи» Гомера) в переводе Левия Андроника, вольноотпущенного раба, созданная с целью преподавания. Имена греческих богов в ней заменены на – римских, включены пояснения… Вот такая она, ранняя римская поэзия. Кстати, в римском театре происходило то же самое – представляли переводы известных греческих авторов, часто в одной постановке переплетая события 2 или 3 заимствованных комедий. Замечу, что плагиатом это не считалось.

В 80 году до н. э. Марк Порций Катон Старший вносит новаторскую мысль: Рим должен создать свою литературу! И пишет военный и сельскохозяйственный трактаты. В эпоху поздней республики появляется комедия тогата – на оригинальный римский сюжет; возникают энциклопедии Марка Терренция Варрона, одна из них даёт описание 700 римских граждан, прославивших своё отечество (ни одна из этих книг не доходит до наших дней); возникает римское ораторское искусство – да, именно, Цецерон. И лишь потом появляются имена Вергилия, Горация, Овидия… О них мы знаем именно благодаря Меценату.

Гай Цильний Меценат был приверженцем монархического строя и близким другом Октавиана Августа. Сам он происходил из знатного сословия римских всадников, был поэтом и драматургом. Помогая Августу занять императорский престол, Меценат стал его доверенным лицом и, будучи без того не бедным человеком, обрёл небывалое могущество и власть.

До этого Рим был раздираем гражданскими войнами, усталость от которых стала основным лейтмотивом авторов того времени, и Гая Мецената в их числе. Чтобы помочь удержать власть своему другу он разрабатывает творческую идею о наступлении нового времени – Золотого века, несущего ответ на наболевший вопрос: как остановить кровопролитие и обрести долгожданный мир в римской земле. Суть такова: Риму необходим правитель, который поставит общественные интересы выше своих личных ненасытных амбиций; ждать осталось недолго; вот же он – «скромняга парень» Октавиан Август, возносящий общественное благо выше всех других своих интересов, настоящий гражданин и прочее, и прочее…

В условиях отсутствия соцсетей, СМИ, радио и телевидения такую идею можно было распространить в умах соотечественников именно посредством поэзии. И вот наступает Золотой век. Появляются первые литературные кружки, первые общественные библиотеки. Один из таких кружков организовывает Гай Цильний Меценат. Его участниками становятся Публий Вергилий Марон, Квинт Гораций Флакк, Секст Проперций, Варий Руф, Тит Ливий… Меценат покровительствует талантливым поэтам, историкам и особенно членам своего кружка.

Не сложно догадаться, что непременным условием поддержки становится правильная политическая позиция. Но тут всё не так просто. Не знаю, верил ли сам Меценат в то, что пропагандировал и о чём писал. А вот Вергилий не сразу стал искренним приверженцем Октавиана Августа, относился к нему как к «тёмной лошадке», хотя при содействии Мецената был часто званым гостем во дворец. Со временем он утвердился в положительном отношении к действующей власти, и поэтическая строка его неоднократно прославила Октавиана. Вергилий писал о том, как испортились люди, упали нравы в Риме, граждане в своих личных корыстных интересах противопоставляют себя обществу, и только благодаря мудрому правлению Октавиана Августа – настоящего римского гражданина, всегда ставящего общественное благо выше своего собственного – Рим процветает. Вергилий искренне в это поверил.

Вергилий становится любимцем Августа. По его просьбе поэт начинает писать поэму в стиле Гомера - «Энеиду». И пишет её 11 лет. Речь идёт об истории троянского царевича Энея, который пытается возродить великую Трою; о победах Октавиана Августа; о том, что боги уготовили Риму… Автор представляет Октавиану Августу и его сестре Октавии лишь 3 песни из этой поэмы (впоследствии этот сюжет многократно запечатлён на живописных полотнах разных школ и эпох). Когда же он дописывает поэму, то оказывается совершенно разочарованным личностью Августа и решает её сжечь, но не успевает. Он отправляется в путешествие по пути Энея, подхватывает какую-то болезнь в море и умирает. Поэма издаётся после смерти автора.

А что же Меценат? Всё это время лучшие поэты Золотого века находят в нём внимательного и заботливого покровителя и защитника, а один из них, Гай Меценат Мелисс, даже берёт его имя. Вергилию он дарит прекрасное поместье на окраине Рима, оказывает политическую и материальную помощь, обеспечивает его безбедное существование, издаёт его произведения, а также посмертную «Энеиду». Кстати, Горацию Меценат подарил своё сабинское поместье.

Поклонник основ эпикурейской философии, Меценат предавался наслаждениям в такой степени, какая даже римлянам того времени казалась чрезмерной. Он умер в 8 г. до н. э., горячо оплакиваемый друзьями и всем народом и завещав все своё имущество Августу. Из его сочинений уцелели только отрывки, но именно благодаря его щедрости до нас дошли «Буколики», «Георгики» и «Энеида» Вергилия, поэзия малых форм, цитата «Лучше меньше да лучше» (Вергилий) и все произведения Горация. Имя его стало нарицательным, и можно быть совершенно уверенным в том, что, уйдя из этой жизни, он оставил гораздо больше друзей, чем врагов.

-2