Смотрел сейчас интервью депутата Госдумы Вяткина Дмитрия Федоровича каналу «Россия 24» о законопроекте вводящем уголовную ответственность для злостных нарушителей Правил дорожного движения.
С одной стороны, можно порадоваться, что все же появится серьезная ответственность за сознательные неоднократные грубые нарушения ПДД:
- превышение скорости на величину более 60 км/ч;
- выезд на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного маршрута (исключение будет сделано для случаев объезда препятствий).
Уголовное наказание за эти нарушения может быть назначено, если водитель ранее дважды подвергался административному наказанию за аналогичные правонарушения и был лишен прав.
Возможные виды наказания:
- штраф от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере доходов осужденного за период от года до двух;
- обязательные работы на срок до 480 часов;
- принудительные работы на срок до двух лет;
- лишение свободы на срок до двух лет.
НО, по моему мнению, осталось без внимания такое нарушение, как оказание сопротивления сотрудникам полиции общественно-опасным способом, заключающееся в невыполнении водителем транспортного средства (источника повышенной опасности) требования об остановке, предъявляемое сотрудниками полиции при преследовании транспортного средства. Проще говоря, попытка удрать от машины ДПС, превратившаяся в погоню.
В обзорах криминальной хроники часто публикуют репортажи о том, что полицейские были вынуждены преследовать автомобиль, водитель которого не выполнил требование сотрудников полиции об остановке. При таком преследовании опасности подвергаются другие граждане, поскольку водитель, пытающийся скрыться от полицейских, управляет источником повышенной опасности (ст.1079 ГК РФ) и при этом, как правило, движется с высокой скоростью, совершает опасные маневры, не выполняет требования дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров. Сейчас за такие общественно-опасные действия предусмотрена только административная ответственность – штраф в размере от пятисот до восьмисот рублей за невыполнение требования об остановке (ч.2 ст. 12.25 КоАП РФ) и штрафы за другие нарушения ПДД, если полицейские зафиксируют их в ходе преследования.
Серьезная ответственность наступает только если водитель, пытающийся скрыться от сотрудников полиции, становится виновником ДТП. Но эта ответственность определяется лишь тяжестью ущерба. Сами общественно-опасные действия с использованием источника повышенной опасности фактически никак не наказываются.
Я не имею статистики о частоте и тяжести ДТП, возникших во время погонь. Такие ДТП безусловно есть и страдают в них непричастные к погоне граждане. Но сам факт, что водитель, скрывающийся от преследования полицейских, фактически ничем не рискует, провоцирует водителя на то, чтобы любыми способами уйти от погони.
Фактическим отсутствием наказания за эти общественно-опасные действия также пользуются граждане, желающие таким способом самоутвердиться, прославиться или заработать («золотые памперсы», медийные персоны, блогеры).
При этом возможны ситуации, когда сам преследуемый не входит в контакт с другими транспортными средствами, но провоцирует ДТП и остается невиновным (например, создает помеху другому водителю, который вместо торможения на своей полосе, пытается объехать препятствие и производит столкновение с другим транспортным средством), или в результате погони в ДТП попадает полицейский автомобиль, участвующий в преследовании.
В любом случае, сама по себе погоня – это общественно-опасная ситуация, создающая угрозу жизни граждан, виновником которой является водитель, пытающийся скрыться от преследующих его полицейских.
Считаю, что за такое общественно-опасное действие должно быть предусмотрено отдельное наказание.
Но не за то, что водитель не остановился, когда ему махнули жезлом, а за то, что не реагировал на требования об остановке, когда за ним с сиреной и включённой «мигалкой» ехала машина ДПС.
Понимаю, что вопрос не однозначный. Хочу узнать ваше мнение.
#Общество #Законопроект_по_злостным_нарушителям_ПДД #удирать_от_ДПС