Говоря про фильмы ужасов, мы традиционно имеем в виду очень большой пласт содержательно достаточно разных кинолент. Тут вам и мистика, и фантастика, и фэнтези, и триллер … ну и конечно же такой прекрасных и уникальный в своём роде жанр, как слэшер. Что же это такое? Ну дословно и линейно – это просто кино в котором режут. Кого режут? Людей конечно. Почему? Дык потому, что маньяки они такие – им именно этого и не хватает.
Отечественный кинематограф поднять такую тему был всегда не в силах. В советский период истории Мосфильма и прочих Одесских киностудий вывести на экран пусть даже и побеждённого в конце фильма маньяка-убийцу было нереально не только по идеологическим соображениям, но ещё и потому, что отечественный массовый зритель, воочию видевший ужасы войны, принять был такой швах явно не готов. В переходный период времени социально-экономическая обстановка складывалась так, что и без всякого кино подобных сцен хватало в жизни. Кроме того, именно в это время на рынок отечественного подпольного кинопроката и видеомании свалился целый ряд фильмов соответствующего содержания, конкурировать с которыми отечественным кинематографистам было в лучшем случае не по карману, но и догнать уже отточенную культуру подобных блокбастеров нам было уже не по силам.
Не смотря на то, что в голливудских кущах слэшеры выходили с давних времён и их к моменту открытия наших советских границ там накопилось великое множество, к нам в гости пришло не так уж много маньяков-героев. В основном это были мега-популярные на середину 80-ых парни. Как потом показала история их популярность плотно закрепилась на очень долгое время. Как вы уже, наверное, догадались, я имею в виду Эда, Майкла, Джейсона и конечно же Фредди. Соответственно это такие фильмы с продолжением, как Техасская резня бензопилой, Хэллоуин, Пятница 13-е и Кошмар на улице Вязов. Помните такое? Я думаю, что да. Хотя бы один из фильмов вы обязательно если не смотрели полностью, то точно начинали смотреть. А если нет, то я даже и не знаю, как вы провели то самое увлекательное время VHS-кассет и видаков.
Что характерно, каждая из этих франшиз оказалась очень долгой, упорной и многогранной – длится, практически по сей день и распространяется не только на «оригинальные» фильмы, но и на комиксы, сериалы и видеоигры. То есть это уже совсем не трилогии. И тем не менее, именно первые три части всех четырёх историй заслуживают внимания. Именно они сделали имя франшизам, которые потом просто выполняли и выполняют функции нефтяной вышки.
Чисто художественно эти фильмы были и есть ничем. Весь сюжет и все гэги строятся на элементарном ходе нагнетания и внезапного выпада из-за угла. Главное мастерство создателей этих кинолент – это создание атмосферы, в которой зритель входит в состояние глубокого сопереживания жертве маньяка. И это как-раз очень хорошо было устроено в этих дивных кинолентах … и ведь странное дело, но ужасаясь лику этих ни разу не добрых и по истине страшных маньячел, мы же в какой-то момент времени начинали симпатизировать им, сопереживать их дурному горю. Но и искренне радовались, когда их таки присмиряли. Кого как, но каждого по-своему занятно.
Если коротко по каждому из психопатов, то:
Техасская резня бензопилой
Фактически это был один из самых первых голливудских громких слэшеров, но в наш мир видеопроката он попал далеко не первым. Сперва нас поразили своей угрюмой дикостью Пятница и Вязы. Даже Хэллоуин лично я посмотрел раньше, чем Резню. Но это, пожалуй, один из самый цельных и логичных триптихов – здесь первые две части идут очень ровно и сюжетно не натянуто.
С точки зрения нагнетания жути здесь всё прекрасно – невероятные просторы пустыни Техаса, образ Кожаного Эда, жужжание бензопилы. Но безусловным дополнением к общему антуражу является приписка «Основано на реальных событиях», озвученная в самом начале первого и второго фильмов.
Хэллоуин
Сперва популярность этой серии слэшеров в наших провинциальных широтах была не то, чтобы не высокой. Практически никакой. Во-первых, о фильме мало кто знал и, во-вторых, те кто знали, как-то были не в восторге от самой атмосферы. Потом люди ознакомились с тонкостями похождений Джейсона и Фредди, прониклись атмосферой и Маукл стал не менее значимой фигурой отечественного видеопроката провинциального разлива.
Что не говори, но Карпентер на то и гений жанра. Ему однозначно удалось создать в некотором смысле уникальный слэшер. Хотя бы потому, что музыку к этому фильму он писал сам, а она там страху нагнетает так, что в отдельных местах фильма можно и инфаркт отхватить. Опять-таки, сам заход с навязчивой идеей убийства младшей сестры … сами понимаете, тот ещё мотивчик для многодетных семей.
Пятница 13-е
Все мы помним Джейсона по той самой одиозной мамочке. А вот то, что появляется она только в третьей части кто помнит? Я вот так с ходу не вспомнил бы – спасибо интернету. Лично для меня это был первый слэшер и смотрел его я, естественно, не в порядке реально выходя фильмов, а в чумной последовательности выброса на отечественный VHS-рынок соответствующих кассет. Поэтому первой я посмотрел именно третью часть. Потом вторую. Потом первую. То есть история для меня была вообще не иллюзорно-абсурдной: сперва маньячелу убивают, потом он оживает и с чего-то мстит за мать, а потом его абсолютно живая мать (психопатка похлеще сыночка) крошит тамошних пионеров-скаутов. Дичь же. А так-то кино и без того дикое и довольно-таки реалистичное.
В большинстве современных кинофильмов, в том числе и отечественного производства, все эти слэш-элементы идут явно оттуда, из Пятницы. Даже этот неясно-популярный Пищеблок, не смотря на свой отличный литературный базис, чисто кинематографический явно выходит из Джейсона.
Кошмар на улице Вязов
Для меня эта слэш-франшиза стоит особняком. Если Резня и Хэллоуин берут за душу своей непосредственностью, простотой и внезапностью, Пятница хороша реалистичностью и атмосферностью, то Вязы … ух, они хороши всем вышеперечисленным. Но главное – это выход за пределы нашего реального мира, выход в плоскость сновидений. Тут прям эдакий шах и мат – маньяка уже нет, его уничтожили, но он с лёгкостью достанет тебя во сне. То есть послевкусие от просмотра Кошмара на улице Вязов вам гарантировано и после его просмотра. В том или ином виде Фредди вас настигнет потом во сне. Меня, кстати, настигал – просил закурить и всё. Но сами понимаете, как это меня перепугало, тем более, что в те нежные годы, когда мне это приснилось, я не курил.
… и напоследок:
Бензопила Эда и нож Майкла – конечно достойные артефакты, но маска Джейсона и перчатка Фредди – это не просто занятные атрибуты, это ещё и элемент целого культа. В те славные годы VHSного девства-юношества мало кто не желал себе заполучить эти два атрибута. С маской было всё относительно просто – в спортивном магазине покупалась обычная советская хоккейная маска и красилась красной краской … пусть по конфигурации она была не совсем такой, как американский аналог, но в целом было похоже. С перчаткой же кто как только не извращался: и портили родительские кожаные перчатки, инкрустируя их вынесенными из школьной столовой столовыми же ножами, и отливали из парафина форму верхней нашлёпки на кисть и пальцы, и заказывали деду-жестянщику полурыцарскую медную перчатку. Но все это было не то … хотя почему не то – как раз именно это и было именно тем, что сейчас можно вспомнить и не без гордости оценить старания. Ну купили бы мы это в магазине, поиграли бы и забыли. А теперь, поди, забудь, когда столько сил и стараний было вложено … просто маниакальных, я бы сказал, сил и стараний.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.