Найти тему
Горы. Камни. Люди

Особенности уральской битломании

Не зря говорят, что музыка, как и запах, не знает границ. В середине 60-х годов прошлого века, когда весь мир на грани истерии признавался в любви к группе The Beatles, не смог устоять даже казавшийся незыблемым советский железный занавес. Песни легендарной ливерпульской четвёрки прорвались в Советский Союз вопреки всем запретам и праведному гневу Никиты Хрущёва. Поначалу в стране победившего социализма со странным и определённо потенциально опасным явлением, которому суждено было войти в историю под названием "битломания", пытались бороться. Известны даже случаи, когда люди получали реальные сроки лишь за то, что у них находили записи песен битлов – таких несознательных граждан обвиняли в антисоветской пропаганде. Но превентивные меры не помогли. Заветные #пластинки всё в больших количествах провозили через границу контрабандой моряки торгового флота. Попав на просторы Советского Союза, эти сокровища передавались из рук в руки, продавались на толкучках, переписывались и тиражировались – и никакие милицейские облавы не могли этому помешать.

Музыканты группы The Beatles в середине 60-х годов. Слева направо: Джордж Харрисон, Ринго Старр, Джон Леннон, Пол Маккартни. Фотография из открытых источников
Музыканты группы The Beatles в середине 60-х годов. Слева направо: Джордж Харрисон, Ринго Старр, Джон Леннон, Пол Маккартни. Фотография из открытых источников

Поняв, что зарубить битломанию на корню уже не получится, советское руководство пошло на попятный. Уже во второй половине 60-х #музыка The Beatles перестала относиться к разряду запрещённой. Что, впрочем, не мешало порицать её как деструктивную. В газетах то и дело появлялись статьи мастистых советских композиторов, которые критиковали четвёрку из Ливерпуля как могли – мол, и петь они не умеют, и развращают молодежь, и продаются за деньги. Битлов громили в фельетонах и карикатурах, предрекая им скорое забвение. В общем, партийная пропаганда воздействовала на сознание масс как могла. Ну а пару откровенно провокационных альбомов всё же пришлось запретить официально – в частности, сольник Джона Леннона "Unfinished Music: Two Virgins", на обложке которого сам Леннон и его избранница Йоко Оно были изображены обнажёнными.

Карикатура из украинского сатирического журнала "Перец" - регионального аналога знаменитого общесоюзного журнала "Крокодил". По материалам из открытых источников
Карикатура из украинского сатирического журнала "Перец" - регионального аналога знаменитого общесоюзного журнала "Крокодил". По материалам из открытых источников

Недостаток информации о своих кумирах советские граждане восполняли как могли. Обложки альбомов и привезённые из-за границы фотографии изучали чуть ли не с лупой: как именно одеты #музыканты , какие у них причёски, какие гитары и звуковое оборудование. Информационный вакуум порою порождал самые невероятные слухи. Одним из наиболее распространённых и "живучих" мифов стала байка о том, что однажды по пути в Японию #битлы сделали посадку в Москве и прямо в аэропорту Шереметьево дали подпольный концерт для крёмлевской верхушки, которой, конечно же, простые человеческие страсти тоже были не чужды. Словно бы в подтверждение этой легенды в 1968 году The Beatles выпустили альбом "White Album" c заглавной песней "Back in USSR". А разве может вернуться в СССР тот, кто там ни разу не побывал?

Примерно к этому же периоду относится и довольно известный #анекдот . Его географическая привязка, как водится, меняется в зависимости от того, где в данный момент находится рассказчик. Я впервые услышал его в Челябинске и звучал он так:

— Слышал новость? Завтра в доме культуры в Каменске будет Пол Маккартни выступать!
— А на то, чтобы целого привезти, денег не хватило?
Покупка пластинок The Beatles в магазине "Мелодия". 1986 год. Фотография из открытых источников
Покупка пластинок The Beatles в магазине "Мелодия". 1986 год. Фотография из открытых источников

Лишь в эпоху Брежнева этот вакуум постепенно начал заполняться. Пластинки The Beatles появились в официальной продаже, а #битломаны , что называется, пошли в народ. Примерно в то же время "вышли из подполья" и многие музыканты, которым суждено было стать отцами-основателям русского рока. Наряду с рок-клубами легализовались и фан-клубы The Beatles во многих городах СССР. В Свердловске, к примеру, это произошло в 1985 году. Первый номер самиздатовского журнала "Эплоко", ставшего рупором уральской тусовки битломанов, предваряло такое вступление:

"Трудно представить, что в нашем огромном городе может найтись хоть одна ячейка общества, в которой никто бы не слышал о существовании "Битлз". Пусть их знают под различными названиями, обусловленными неоднозначностью русского перевода, от этого суть явления не меняется. Каждый знает "Битлз" со своей стороны и складывает своё мнение о них "со своей колокольни". Это верно и по отношению к нам, хотя про себя мы свято заблуждаемся, что знаем всё. Почти четверть века отделяет нас от первых успехов знаменитой четвёрки. Срок немалый, но наш интерес к их творчеству столь же огромен, как и в те годы, когда их песни звучали изо всех окон..."

Уральский Битлз-клуб оказался отнюдь не каким-то временным явлением. Он существует и по сей день, успешно пережив и горбачёвскую перестройку, и распад Советского Союза, и ураганом пронёсшиеся по просторам России лихие девяностые. Именно стараниями его участников в 2009 году в Екатеринбурге на набережной Исети появился #памятник ливерпульской четвёрке – первый в России и четвёртый по счёту на постсоветском пространстве. Опередили столицу Урала лишь украинский Донецк, казахстанская Алма-Ата и белорусский Гомель. Из городского бюджета на памятник не было выделено ни копейки – он был создан исключительно на добровольные пожертвования жителей города. В тогдашних ценах требовалось собрать 2,5 миллиона рублей, и в итоге "краудфандинг" растянулся на шесть с лишним лет.

Памятник The Beatles в Екатеринбурге по состоянию на 2021 год
Памятник The Beatles в Екатеринбурге по состоянию на 2021 год

Памятник решили сделать контурным. По словам авторов скульптуры, этим они хотели показать, что для уральских битломанов их кумирам так и суждено было остаться недостижимой мечтой, чем-то эфемерным. Впрочем, невольно закрадывается крамольная мысль, что сделано это было просто в целях экономии – таким оригинальным способом идею вписали в рамки имеющегося бюджета. Памятник отлили из чугуна на Михайловском заводе, директор которого тоже оказался бывшим битломаном и пошёл навстречу заказчикам. По удивительному совпадению контур Джона Леннона отлили как раз в день его рождения. Ну а торжественное открытие состоялось 23 мая 2009 года. В каком-то роде акция даже приобрела статус международного события, поскольку в число приглашённых гостей вошли бывшие участники группы The Quarrymen, основанной Джоном Ленноном в Ливерпуле в далёком 1956 году. Именно эти заслуженные и уже весьма пожилые музыканты сбросили с памятника покрывало.

Работа британского уличного художника Джеймса Кокрана, появившаяся на набережной Исети в ноябре 2021 года
Работа британского уличного художника Джеймса Кокрана, появившаяся на набережной Исети в ноябре 2021 года

На этом "минута славы" уральского Битлз-клуба не закончилась. В 2011 году Екатеринбург посетила съёмочная группа британского телеканала BBC. Темой документального фильма, над которым работали англичане, стала #битломания в бывшем СССР. А совсем недавно, в ноябре 2021 года, знаменитый британский уличный художник Джеймс Кокран создал рядом с памятником ещё один знаковый #арт-объект – огромный мурал длиной 12 метров и высотой 3 метра с портретами Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра. Помимо прочих официальных лиц участие в торжественной церемонии открытия #граффити принял генконсул Великобритании Ричард Дьюэлл. Сам художник прокомментировал свою работу так:

"Это очень счастливый день для меня. Я большой любитель „Битлз“, и с момента своего приезда сюда я смотрел на этот памятник как на символ культурных связей между Великобританией и Екатеринбургом. Это те связи, которые существовали как в хорошие времена, так и во времена, которые являются не очень хорошими, как сейчас".

К слову, открытие арт-объекта было приурочено к выпуску документального фильма "The Beatles: Get Back", мировая премьера которого состоялась 25 ноября 2021 года. Режиссёром и продюсером фильма стал Питер Джексон, получивший всемирную известность благодаря знаменитой экранизации "Властелина колец" Джона Толкина. История всегда расставляет всё на свои места. Вот и сейчас с полной уверенностью можно сказать, что советская пропаганда, в расцвет битломании предрекавшая ливерпульской четвёрке забвение через два-три года, ошибалась. Уже нет ни Советского Союза, ни комсомола, из которого показательно исключали поклонников группы – а The Beatles по-прежнему помнят и любят во всём мире.

На так далеко от памятника расположился паб "Ben Hall" – одно из немногих мест в Екатеринбурге, прекрасно передающее атмосферу британских пабов начала 60-х годов, в которых для битлов начинался путь к мировой славе
На так далеко от памятника расположился паб "Ben Hall" – одно из немногих мест в Екатеринбурге, прекрасно передающее атмосферу британских пабов начала 60-х годов, в которых для битлов начинался путь к мировой славе

Памятник The Beatles находится в самом центре Екатеринбурга по адресу улица Горького, 8. Совсем рядом расположены и другие достопримечательности уральской столицы, о многих из которых я уже рассказывал на страницах своего канала. Так, чуть севернее располагается Исторический сквер, разбитый на месте бывшего Екатеринбургского монетного двора. На противоположной от него стороне проспекта Ленина высится нарядный дом Севастьянова – уникальный образец готической архитектуры, будто бы случайно попавший за Уральские горы. Неподалёку расположен и Екатеринбургский музей изобразительных искусств, буквально выстроенный вокруг главного экспоната – уникального чугунного павильона работы каслинских мастеров.