Найти тему
Историк на диване

Лица реконструкции. Руководитель клуба "Гильдия Святого Фомы" Елизавета Рылова: На фестивалях женщинам часто нечего делать!

"Историк на диване" продолжает серию интервью с известными реконструкторами о судьбах и перспективах развития нашего движения, которое я назвал "Лица реконструкции". Сегодня на моем уютном канале - руководитель единственного в стране сугубо женского клуба исторической реконструкции "Гильдия Святого Фомы 1470-1480" Елизавета Рылова. И разговор у нас получился о не всегда завидной роли прекрасной половины человечества в нашем движении и том, как это можно исправить, а также о вечных "холиварах" на тему "валькирий" и прочих "Жанн Дарк". В общем, о том, как женщине существовать и развиваться в рамках движения исторической реконструкции. Вопрос очень актуальный, злободневный, вокруг которого,мне кажется, было сломано больше копий, чем на ристалище "Турнира Святого Георгия".

P.S. Феминитивы в тексте сохранены по просьбе респондента

Ретроспективу направлений российской исторической реконструкции - от самых экзотических до предельно массовых - можно найти на канале "Историк на диване", кликнув по этой гиперссылке.

Елизавета Рылова в костюме благородной дамы XV века. Фото из ее личного архива
Елизавета Рылова в костюме благородной дамы XV века. Фото из ее личного архива

Ну вот мы подошли к весьма спорному и дискуссионному вопросу: месту женщин в исторической реконструкции. Каково же оно по твоему мнению?

Женщины играют в реконструкции исключительно важную роль. Но с одной важной оговоркой: на подготовительном этапе. Я знаю многих реконструкторок, которые проводят исследования, организовывают фестивали, занимаются научной работой, изготовлением костюма и реквизита на профессиональном уровне, среди них есть умелые мастерицы, но, как только дело доходит до фестивалей, оказывается, что женщине и правда нечего там делать. Тут есть ряд объективных причин. Первая - это историчность. Ну не было в военных лагерях столько женщин. Мужчины прекрасно готовили и занимались бытом самостоятельно.

Организационно абсолютное большинство фестивалей сделаны для мужчин, так как почти все из них заточены под военную тему. Здесь, опять же, женщинам делать нечего, кроме немногочисленных единиц, увлечённых этой тематикой.

Давайте представим стандартный реконструкторский клуб, где есть капитан (пол можно угадать по названию этой "должности") и другие участники, выстроенные по иерархической лестнице. У капитана есть жена или подруга, которая, в лучшем случае, просто поддерживает интересы мужа, чтобы ездить с ним на мероприятия, и только в очень редких случаях сама начинает активно заниматься реконструкцией. Я знаю клубы, куда женщин просто не берут, мотивируя это тем, что им просто нечего будет делать. Более лояльные к женщинам руководители предлагают им самим организовать свое времяпрепровождение (поготовить что-нибудь или поплести наши любимые шнурки-фингерлупы), потому что сами в вопросе женской реконструкции не разбираются, да и не хотят разбираться. В России, насколько мне известно (искренне надеюсь, я ошибаюсь), существует только один реконструкторский женский клуб. Это "Гильдия Святого Фомы 1470-1480", руководительницей которого я являюсь. На самом деле, ситуация очень печальная.

И самое грустное, что, по моим наблюдениям, самих женщин за редким исключением такая ситуация устраивает. Они смиряются со второстепенной ролью, находят небольшие лакуны, где можно себя хоть как-то реализовать (полевая кухня, ремесленные мастер-классы и т.д.) или разочаровываются и, в итоге, уходят из реконструкции.

Радует, что в последнее время всё чаще слышны голоса о необходимости развития культурного блока, активно развивается бытовое направление (тут хороший пример - парк живой истории "Форпост"). Это предоставляет женщинам возможность более плотно подключаться к реконструкции. Но принять решение и действовать они должны самостоятельно. Никто кроме самих женщин полноценное участие в фестивалях им, увы, не организует.

Ранее "Историк на диване" писал, как в парке живой истории "Форпост" прошел "мирный" фестиваль Bauernweg (Крестьянский путь), участники которого воссоздавали быт средневекового городка Вайсвальд. Статью об этом можно почитать, кликнув на эту гиперссылку.

2019 год. Фестиваль "ПирБытФест" в парке живой истории "Форпост" (Московская область). Участницы клуба "Гильдия Святого Фомы 1470-1480" проводят мастер-класс по средневековому ткачеству. Елизавета Рылова - крайняя слева. Фото из ее личного архива.
2019 год. Фестиваль "ПирБытФест" в парке живой истории "Форпост" (Московская область). Участницы клуба "Гильдия Святого Фомы 1470-1480" проводят мастер-класс по средневековому ткачеству. Елизавета Рылова - крайняя слева. Фото из ее личного архива.

Традиционно (за очень редким исключением) средние века были довольно, говоря современным языком, нетолерантым и сексистским временем. Как же в этой ситуации не «выплеснуть ребёнка» с водой. То есть с одной стороны не обидеть прекрасных дам, а с другой - соблюсти историческую достоверность?

Это не совсем так. В средние века женщины достаточно активно участвовали в общественной жизни. Есть упоминания около 150 женских профессий, и в районе 300 мужских. Каждая реконструкторка может смело выбрать занятие по душе в зависимости от исторического региона и статуса, который она хочет реконструировать .

Я считаю, что при должном подходе можно успешно совмещать личные интересы и историчность. Наш клуб ("Гильдия Святого Фомы 1470-1480") совместно с Парком живой историй “Форпост” сделал фестиваль "ПирБытФест" в 2019 году, посвященный средневековому быту. Мы провели несколько кулинарных экспериментов и организовали точку по ткачеству, где все желающие под руководством наших одноклубниц могли попробовать разные этапы изготовления тканей: от мытья шерсти до прядения нитей.

Также я была организатором серии паломничеств для женщин (и не только), что намного лучше вписывается в исторические рамки, чем исторический туризм (то есть, бесцельное хождение по природе в доспехах), которое часто и с большим удовольствием практикуется в разных эпохах.

Огромное количество историчных занятий предоставляет женщинам сам "Форпост": сельское хозяйство, обустройство домов, быт. Так что возможно многое, было бы желание.

Юмористическую статью о том, какие "виды" реконструкторов можно повстречать на фестивале можно прочитать, кликнув по этой гиперссылке.

Участницы клуба "Гильдия Святого Фомы 1470-1480" позируют на фоне телеги. Елизавета Рылова на фото - крайняя слева. Фото из ее личного архива.
Участницы клуба "Гильдия Святого Фомы 1470-1480" позируют на фоне телеги. Елизавета Рылова на фото - крайняя слева. Фото из ее личного архива.

Всякий раз появление женщины в доспехах на поле боя вызывает целую волну «холиваров» в Сети. На некоторых мероприятиях появление таких «Жанн Дарк» и «Валькирий» запрещено напрямую. С другой стороны, в ИСБ есть женские номинации и некоторые выступающие там дамы могут выступить посильнее иных мужиков. Хотелось бы узнать твоё отношение к этим вечным спорам. Возможно ли как-то разрешить этот бесконечный спор?

Конечно, возможно, просто нужно делать качественную реконструкцию. В пятнадцатом веке есть Юля Петрушина и Алёна Федорова, которые своим трудом и упорством доказали, что могут выходить на ристалище наравне с рыцарями-мужчинами. Они действительно носят доспехи и действительно много тренируются и пешими, и верхом.

Но таких реконструкторок единицы. В основном женщины, претендующие на участие в “мужских” сферах, на самом деле, хотят красивую фотосессию в стиле “Зена - королева воинов” (обычно для этого берётся доспех мужа или парня). Дальше скачек с распущенными волосами у них чаще всего не заходит. Они не в состоянии тратиться на дорогостоящий реквизит и вкладывать ресурсы в тренировки. Многие мужчины, кстати, тоже.

С другой стороны, реконструкция - социальное хобби и каждый волен делать то, что хочет.

Я считаю, глупо ограничивать женщин, которые хотят поучаствовать в военных практиках или просто ходить в мужском костюме. Если они не нарушают технику безопасности и собрали достойный комплект, то не вижу никаких проблем. В реальности, таких женщин немного, общая историчная картина не портится и фестивали не превращаются в кросс-пол вечеринку.

Я, например, принимаю участие в реконструкторских мероприятиях в качестве лёгкого всадника просто потому, что это весело, а в платье на них скучно. У меня есть мужской костюм, арбалет, средневековое седло и другая амуниция. Очень хочу возобновить практику средневековых конно-пеших походов, чтобы, наконец, воспользоваться моей телегой и обновить походный инвентарь.

А как дело с этим обстоит на зарубежных мероприятиях? Насколько я знаю, ты неоднократно их посещала.

В Европейском реконструкторском сообществе намного спокойнее относятся к женщинам, которые участвуют в военной программе. Возможно, это связано с более высоким средним возрастом европейский реконструкторов.

Реконструкторы не испугались снега и холода и сходили в двухдневный поход по Московской области. Подробности доступны по этой гиперссылке.

Елизавета Рылова с ловчей птицей на одном из "охотничьих" выездов. Фото из ее личного архива
Елизавета Рылова с ловчей птицей на одном из "охотничьих" выездов. Фото из ее личного архива

Как лично ты пришла в историческую реконструкцию. И, соответственно, нашла там своё место?

Меня всегда привлекало средневековье, но я не знала как подступиться к суровым реконструкторам, поэтому пришла в движение относительно недавно - в 2010 году. Случилось это так: однажды мне позвонил Стас Лесник и пригласил в свой клуб “Дижонская рота”. На тот момент мы с Дашей Рыжовой организовали свой первый клуб “Белая кошка”, состоящий из двух человек, но уже успели создать группу в контакте, выложить фотографии “как не надо” и сшить парочку шёлковых шосс (чулок, - "Историк на диване"). Пропустив этапы беготни по Нескучному саду в занавесках и группы поддержки ИСБ бойцов я сразу попала в ЛХ (от английского living history - "живая история", - "Историк на диване). На второй год моего реконструкторского пути мы поехали на кулинарный конкурс в Беларусь, где познакомились с сообществом "Terra Teutonica", а заодно и ультраподходом к уровню историчности. Мне кажется, на тот момент я была в эпицентре непримиримости, так как мы с одноклубниками на полном серьёзе обсуждали возможность запрета туалетной бумаги во время походов. Но очень скоро я поняла, что мне тесно в рамках стандартного для России клуба и стала искать новые пути развития.

С раннего детства я занималась верховой ездой и, естественно, стала искать пути совмещения конной темы и реконструкции. Так я поучаствовала в организации двух ЛХ конно-пеших походов. Но и этого было мало, потому что особого развития своих навыков верховой езды я в этом направлении не видела. Да и вообще поняла, что женщине нечем особо заниматься на фестивалях. Если она хочет заниматься реконструкцией, конечно, и расти в этом. Поразмыслив, я пришла к мнению, что нужно организовать женский клуб. Так в 2016 появилась "Гильдия Святого Фомы 1470-1480".

Чуть позже я попала в театр, это произошло совершенно случайно. Дмитрий "Дитмар" Савченко предложил мне сделать постановку на Рождественском турнире в 2015 году. Поскольку это был мой дебют, мало кто ожидал успешного представления. Когда зрители увидели итог трёхмесячной подготовки, удивились все, включая пса Гризли, который исполнил роль Цербера. Мне удалось представить публике сыроватую, местами подзатянутую, но, в целом, годную постановку “Сказание об Орфее и Эвридике” по тексту Анджело Полициано (итальянский поэт и драматург XV века, - "Историк на диване"). Не всё удалось реализовать (мне запретили ставить танец геев, до сих пор по этому поводу переживаю), но для первого раза результат был впечатляющий. С тех пор мы готовим по несколько представлений в год и значительно расширили наш репертуар и средства художественного выражения.

Если в театр я попала случайно, то охота - результат целенаправленного, осознанного поиска. Это идеальный вариант для всадниц и реконструкторок, занимающихся средневековьем. Во-первых, для участия в охоте требуются хороший уровень верховой езды, во-вторых, необходим знатный костюм, а, в идеале, ещё и амуниция и другие соответствующие статусу аксессуары (на охоту ездили знатные дамы или очень зажиточные горожанки). В третьих, на охоте вполне допустимо нахождение женщин в полевом лагере. Некоторые наши одноклубницы даже углубились в тему соколиной охоты и завели себе ловчих птиц. Это направление отлично подходит женщинам для развития потенциала в реконструкции. В общей сложности, мы организовали три фестиваля “Охотничьи игры”. В этом нам помогал Валлийский отряд и конная база “Храброво”.

Как прошла совместная конно-пешая тренировка российских реконструкторов Гражданской войны в США (1861 - 1865 гг) можно прочитать по этой гиперссылке.

Елизавета Рылова (на фото слева) на одном из турниров. Фото из личного архива
Елизавета Рылова (на фото слева) на одном из турниров. Фото из личного архива

Насколько я знаю, ты руководишь историческим театром. Как я понимаю, это вполне коммерческий проект. Как в принципе можно сегодня успешно монетизировать наше хобби?

Да, "Мистерион" - коммерческий проект. На мой взгляд, возможны следующие способы монетизации:

Мастерские. Самый очевидный способ заработать в области реконструкции - заняться изготовлением костюма и реквизита.

Аренда костюмов - простой способ получения пассивного дохода.

Организация и участие в коммерческих реконструкторских мероприятиях.

Найти уникальную нишу и работать в ней, как сделал "Мистерион". Мы занимаем очень узкий кусочек рынка на стыке профессионального театра и реконструкции. Сейчас мы активно развиваем наше верховое направление, что делает нас ещё менее похожими на другие коллективы.

Каким ты в принципе видишь развитие нашего движения в ближайшие годы? Какие тренды развития можешь обозначить?

Мне видится несколько трендов.

Первое - это специализация. Будет ещё более интенсивное деление на группы по интересам.

Второе - профессионализация. То есть все больше и больше реконструкторов будут делать своё хобби работой и вовлекаться в участие и организацию коммерческих проектов.

Третье - повышение среднего возраста участников. Мы, увы, не молодеем, вся надежда на пополнение рядов реконструкторов естественным способом.

Четвертое - взаимопроникновение эпох. Совмещение реконструкция нескольких временных периодов станет нормой.

Пятое - обострятся проблемы самоидентификации реконструкторов. Думаю, конфликт пройдёт по линии разграничения реконструкции в качестве хобби или работы.

Интересно, почему я уже 20 лет занимаюсь исторической реконструкцией? Ответ (а точнее ответы) на этот вопрос можно найти, кликнув по этой гиперссылке.

Елизавета Рылова (в первом ряду в синем платье) на одном из мероприятий. Фото из ее личного архива
Елизавета Рылова (в первом ряду в синем платье) на одном из мероприятий. Фото из ее личного архива

Кстати, ранее на канале "Историк на диване" в рамках цикла "Лица реконструкции" вышла серия интервью с известными деятелями нашего движения. Ниже - ссылки на беседы.

1. Руководитель клуба "Белая рысь" и организатор фестивалей Виктор "Князь" Кралин.

2. Организатор фестиваля "Русборг" Павел "Паль" Семенов

3. Блогер, военный историк и реконструктор Клим Жуков

4. Организатор "Турнира Святого Георгия" Дмитрий "Дитмар" Савченко

5. Директор Выборгского объединенного музея-заповедника Валентин Белоусов

6. Создатель парка живой истории "Форпост" Стас Лесник

7. Руководитель клуба военно-исторической реконструкции "Доброволец" Сергей "Флинт" Старцев

8. Известный фехтовальщик и исследователь истории фехтования Вадим Сеничев

9. Боец "Русского ордена" и ветеран движения исторической реконструкции Айдер "Морган" Кадыров

10. Реконструктор Гражданской войны в США (1861 - 1865 гг) из Франции Винсент Хемо

11. Руководитель клуба "Контуберний" (Византия) Василий "Грек" Пателарос

Автор: Алексей Зернаков

Иллюстрации: из личного архива Елизаветы Рыловой