Найти в Дзене
Максим Бутин

649. БЕЗУМНЫЙ ЛЕНИН!

1. Онтология и гносеология в философии В. И. Ленина резюмируется в следующих тезисах.

1.1. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени». (Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. — Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Издание пятое. Т. 18. — М.: Издательство политической литературы, 1976. С. 181.)

1.2. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. — Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Издание пятое. Т. 18. — М.: Издательство политической литературы, 1976. С. 131.)

1.3. Будем рассуждать релевантно В. И. Ленину. Если бы в мире не было ничего, кроме движущейся материи, вопроса о пространстве и времени не стояло бы. То, в чём движется эта пресловутая материя, в мире тоже должно существовать. Более того, сами пространство и время не должны быть плотными, не должны быть столь же насыщенными, как и материя. В мире есть пустота, кроме движущейся материи. Иначе никакого движения материи не состоялось бы. Некуда бы ей было двигаться, она одной собой заполняла бы весь мир. И даже если говорить о самодвижении материи, необходимо предположить пустоты внутри неё, чтобы одни части перемещались относительно других. И у мира должна быть длительность, иначе движение не только не состоится, но и не будет заметно даже если бы состоялось. Требуется время. А время тоже пористое, неплотное, содержит нулевые длительности, иначе не было бы покоя.

Атомы и пустота, время и мгновение — вот последнее слово Ильича относительно мира. Эта двадцатипятивековая мудрость Демокрита вновь повторяется В. И. Лениным.

1.4. Вторая новость про материю гносеологическая. Материя, видите ли, «копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями». Но раз так, то помимо атомов и пустоты существует внутренняя рефлексия материи, показывающая материю как ситцепечатную, как жаккард, пестроткань или, паче чаяния, нетканое полотно.

Эти рефлексы, помимо прочего, представлены ощущениями, «нашими ощущениями», ощущениями человека.

1.5. Вся ширь и узость, длительность и мгновенность космоса В. И. Ленина представлена пространством и временем. То, что в пространстве и времени движется и останавливается, стоит и падает, есть материя. И эта дрянь небезвкусна, она нами ощущаема.

2. Это, несомненно, животный, даже рептильный, космос. В нём нет места идеям и мышлению. «2х2=4» — каким ощущением вы воспринимаете эту мысль, Владимир Ильич? Для мысли нет никакого ощущения. Мысли потребен ум. Только ум мысли В. И. Ленина воспринимает, возится с ними и выносит им вердикт: ума и идей В. И. Лениным не предусмотрено в его мире. Ибо иначе помимо длительности и мгновения времени пришлось бы ввести в мир вечность. Помимо точки и бесконечности в метрике пространства пришлось бы ввести в мир внепространственную идеальность. Помимо материи — идею. Помимо ощущений — мысли. Помимо целостного чувственного восприятия — ум.

3. — Идеальная часть мира где в нём располагается? Неужто в физическом, фиксируемом приборами и ощущениями, пространстве и времени?

— Нет, конечно. Идеи не рядоположны вещам. Идеи суть обобщения вещей до полноты их бытия.

— Но тогда получается, все вещи располагаются в своих идеях, как собрание частичных воплощений своих идей?

— Точно так и есть.

— А как быть с умом? Он ведь собрание идей? И пространство их общения?

— Он есть высшее обобщение и высшая полнота бытия. Все вещи пребывают в идеях. Все идеи пребывают в уме. Ум вмещает космос. Такова не изнанка, а подлинное лицо мира. Хотите узнать мир в лицо? Не читайте В. И. Ленина. Читайте Платона.

— Ум только аффицируем идеальностью мира или он и есть пространство и время, средоточие и вечность этой идеальности, которая в этом случае, не существует помимо ума?

— Если ум — высшее обобщение и высшая полнота бытия, размещать идеи где-то вне него не получится, так что придётся его уплотнить, идеи подселить к нему, пусть и не как Шарикова к Преображенскому.

4. Только умом бытие во всём его разнообразии и оправдываемо. Только умом бытие и подтягивается к истине, только умом и усмиряется хулиганство и разбой бытия.

ОПРАВДАНИЕ

Очей твоих ребячий зов
И тайна ласки неисчерпной
Средь зыбей жизни страстнотерпной
Всемирных плавят зло оков.

Сует не сущих злая брань,
С твоей улыбкой изнеможной,
Лилово тает дымкой ложной,
Предвозвещая скорби грань.

Угрюмых складок бытия
Завеса ветхая спадает.
Священно-тайно воскресает
С улыбкой молодость твоя.

Ты помнишь утро наших лет,
Бесстрастно-детское лобзанье
И молодое трепетанье,
И умозрений чистых свет.

Страстей безумно-кровяных
Была стезя нам непонятна.
Была лишь жизнь ума нам внятна,
Видений чистых и живых.

Ум не рассудок, не скелет
Сознанья духа и природы.
Ум — средоточие свободы,
Сердечных таинств ясный свет.

Ум — жизни чистой кругозор
И славы луч неизреченной,
И лик любви в нас сокровенный,
Её осмысленный узор.

Ум — тонкость светлой тишины,
Бытийнотворная нервозность,
Он — смысловая виртуозность,
Безмолвий чистой Глубины.

Ум — вечно-юная весна.
Он утро юных откровений,
Игра бессменных удивлений.
Ум не стареет никогда.

Вот ближе роковой предел,
Расплата близится немая...
Чем оправдаюсь, ожидая
Последний суд и мзды удел?

Мы были молоды всегда,
В твоих сединах вижу младость,
Очей ребячливая радость
В тебе не меркнет никогда.

Восторг всё новых умозрений
Неистощимою волной
Подъемлет юность нашу в бой
За вечность юных откровений.

Неведом нам другой ответ,
Других не знаем оправданий:
Предел земных всех упований
Нетленный юности обет.

Ребёнок, девочка, дитя,
И мать, и дева, и прыгунья,
И тайнозритель, и шалунья,
Благослови, Господь, тебя.

1941

(А. Ф. Лосев)

5. В общем, всё держим в уме. Других кладовых и сундуков для всего в мире не предусмотрено.

2015.12.20.