(НЕУМОЛИМАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН)
Валентина, уставшая после работы, поджидала маршрутное такси. Вокруг весьма и весьма буднично. Люди, погруженные в себя, надвигающиеся сумерки и блеклые мысли повседневных забот.
Неожиданно стало как будто светло. Валентина не поняла, что за волшебство? А волшебство исходило от соседской девчонки Альмы, на лице которой сияла счастливая улыбка. Хотя какая девчонка – ей уже минуло тридцать лет. Все при ней, как говорят в народе, а не замужем. Самое удивительное было в том, что Валентина никогда не видела Альму счастливой, улыбающейся. Она всегда ходила какая-то смурная, закрытая, с печатью вечной обиды на лице. Хотя была она внешне, что называется, видная девушка.
- Откуда такая веселая, - осторожно спросила Валентина, поздоровавшись.
- Я от папы, - легко откликнулась Альма и неожиданно сказала, - можно я зайду к вам вечером. Хочу с вами посоветоваться.
- Конечно, конечно, заходи в любое время, как раз пирожков напекла, - не оправившись от удивления, а еще больше от любопытства, засуетилась Валентина.
Удивляться было чему. Во-первых, ни о каком отце Альмы никогда не слышала. Мать девушки была нелюдима, недоброжелательна, сторонилась близкого общения с кем бы то ни было. Воспитывала дочь в строгости, ограничениях во всем. Тема отца была запретна, имя его никогда не произносилось. Чувствовалась глубокая личная драма, хранившаяся за «семью печатями». Поэтому Валентина, не на шутку заинтригованная, с нетерпением поджидала Альму, приготовив угощения.
Девушка не заставила себя долго ждать. Легко впорхнула все с той же сияющей улыбкой и нескрываемой радостью на лице. «Какая же она красивая все-таки», - отметила про себя Валентина, приглашая ее за стол. Беседа затянулась до позднего вечера.
«С некоторых пор я стала задумываться, почему у меня не складываются отношения с молодыми людьми, о замужестве уж и не говорю, - начала свой рассказ Альма, – мне посоветовали обратиться к одному очень мудрому священнослужителю – буддийскому ламе. Выслушав меня, он начал расспрашивать о моем отце. Мне это сразу не понравилось. Мама говорила, что он предал нас, оставил, когда я была маленькая, никогда не помогал и счастливо жил с другой семьей. Поэтому, расспросы ламы были очень мне неприятны. Еще большее отторжение вызвало то, что он сказал, чтобы я нашла отца, попросила прощения, обняла его и попыталась наладить отношения, независимо от того, какой он. И когда я освобожу свое сердце от злости и обиды, когда приму сложившиеся обстоятельства, то оно откроется для любви и счастья. Я тогда категорически не приняла слова ламы и ушла с разочарованием.
Но…, со временем, я все больше задумывалась над этими словами. И вскоре стала наводить справки об отце, не посвящая маму в свои планы. Когда я разузнала, где он проживает, чем занимается, решилась на встречу с ним. К моему большому удивлению, мой отец оказался очень добрым, спокойным человеком, с «золотыми руками», умеющим делать все по хозяйству. Он слыл хорошим строителем, овладевшим всеми навыками этого дела.
Увидев меня, мой отец расплакался, первым подошел, обнял меня и рассказал свою историю.
- Когда я был молодым парнем, - начал он свой рассказ, - познакомился с двумя девушками, которые приехали в районный центр на практику медсестер и снимали комнату у моей родственницы. Они были такие разные, и обе мне понравились. Твоя мама, Зина, была скромной, тихой девушкой. Была очень тоненькая, со строгим красивым лицом, молчунья. Ее подруга Наташа, напротив, отличалась веселым нравом. Хохотушка-веселушка, всегда на позитиве. Она обычно что-то напевала, была кокетлива, любила наряжаться и смотреться в зеркало. Да и внешне отличалась - беленькая и пухленькая, с вьющимися светлыми волосами, выглядела очень привлекательно. Я зачастил к своей родственнице, по большей части из-за девчонок. Обе девушки были расположены ко мне очень хорошо, я чувствовал их симпатию и даже нечто большее. Сердце мое рвалось на две части, долго не мог определиться, кто же из них мне ближе. Поэтому стал советоваться с родственниками и друзьями. Почему-то все склонялись, что в жены надо брать тихую и скромную девушку. Наташа, мол, слегка легкомысленна, такие обычно не надежны. Вняв советам со стороны, стал оказывать твоей маме больше внимания, и вскоре сделал ей предложение.
- Я готов был носить на руках свою молодую жену, такую хрупкую и тонкую, - продолжил свой рассказ мой отец, - всячески старался угодить ей во всем. В семейной жизни твоя мама проявила другие черты характера: стала очень капризной, что бы я не делал, всегда была недовольна. Молчаливость ее обернулась закрытостью и недоброжелательностью к людям и моим родственникам. Хозяйкой она была хорошей, в доме всегда порядок и чистота. Только какая в этом радость, если двери нашего дома были закрыты практически для всех, кроме ее мамы, твоей бабушки. Друзья и родственники опускали глаза, когда речь заходила о моей жене. Когда она носила тебя, характер стал еще более невыносим. Мне казалось, что все изменится с рождением ребенка. Я ошибся, - с горечью вспоминал это время мой отец, - теперь она, полностью погрузилась в материнство, при этом еще более отдалилась от меня. Ссоры между нами стали нормой, мне все чаще не хотелось идти домой. Стал выпивать, перечить ей, еще более распаляя ее. Мне было очень жаль тебя, ты росла в какой-то нерадостной атмосфере. Когда я попытался поговорить с ней на эту тему, твоя мама указала мне на дверь.
Я ушел. Но очень тянулся к тебе, моей дочурке, приходил так часто как мог. Я придумывал всякие игры, делал игрушки для тебя своими руками и в эти мгновения был счастлив как никогда.
Однажды я встретил подругу твоей мамы Наташу. Хотя после замужества, Зина оборвала все контакты с ней. Наташа была одна, не замужем, все такая же смешливая и общительная. Мы стали встречаться и проводить время вместе. Мое скукоженное сердце стало оттаивать, но я не спешил заводить новую семью, боясь горько разочароваться. Однажды Наташа сказала, что полюбила меня с первой минуты нашего знакомства, часто делилась о своих чувствах с подругой. Зина отмалчивалась, но при этом, охотно приняла мои ухаживания, а затем предложение. Наташе тогда было очень больно смириться с этим. Ей казалось, что подруга предала ее. После этих слов Наташи, я засомневался, любила ли меня моя жена. Может это было всего лишь соперничество и желание подтвердить свое превосходство.
После признания Наташи, я сделал ей предложение. Но, узнав об этом, твоя мама навсегда запретила мне переступать порог вашего дома и общаться с тобой. Так, обретенное счастье обернулось для меня горькой потерей. Но я всегда надеялся, что, став взрослой, ты поймешь и полюбишь меня. Сказав это, он снова расплакался.
- Слушая папу, я сожалела, что не знала его раньше, очень его понимала, так как лучше меня никто не знает мою маму. Я очень любила ее, но, иногда мне тоже было тяжело находиться с ней рядом. Поэтому поступила в другой город, жила в общежитии, училась жить по-новому.
- Теперь я по-настоящему счастлив, - продолжил мой отец. У нас двое сыновей, твоих братьев. А теперь и дочь. Я познакомлю вас, уверен вы подружитесь.
- Я полюбила семью моего папы, стала часто бывать в их уютном, теплом доме. Там всегда было весело, шумно, много родственников и друзей моих братьев. Там же я познакомилась с парнем, с которым встречаюсь. Он мне сделал предложение, и теперь не знаю, как обо всем этом рассказать моей маме. Боюсь не одобрит сближение с отцом, братьями. Не знаю, как отреагирует на мое замужество. Поэтому обращаюсь к вам, прошу вашего совета, - завершила свою исповедь Альма. Во время рассказа Валентина успела и всплакнуть, и порадоваться за соседку, и почувствовать ответственность за нее.
- Поговори с мамой откровенно. Расскажи ей все, что сказала мне, только воспоминания отца надо пропустить. Особенно обрати ее внимание на слова ламы. Любящее сердце матери не будет препятствовать счастью дочери, - таков был совет Валентины.
Дальше события стали развиваться стремительно. Альма зря боялась. Выслушав ее, Зина неожиданно попросила сводить ее к священнослужителю. Они обе отправились к нему. Альма поблагодарила ламу за все, а мама осталась и долго беседовала с ним. Пришла домой посветлевшая и умиротворенная.
Свадьба получилась многолюдной, шумной и веселой. К удивлению Альмы, ее мама Зина, охотно принимала участие во всех приготовлениях к свадьбе, а на самом торжестве тихо сидела рядом с бывшим мужем и бывшей подругой. Иногда переговариваясь с ними о чем-то, вероятно, о самом важном.
После свадьбы счастливую Альму сразила новость о том, что ее мама смертельно больна. Считанные дни оставались в этой земной жизни. Перед смертью Зина попросила прощения у дочери:
- Доченька, я так рада, что ты не одна. У тебя муж, папа. Твой отец очень хороший человек, таких мало. Я только теперь поняла какое счастье пропустила мимо себя. В то же время пришло понимание и того, что мы часто подменяем истинные чувства на наше субъективное, навязанное жизнью мнение обо всем на свете. Ты же знаешь, я росла без отца, который пил, дебоширил, унижал мою маму - твою бабушку. Я как будто мстила твоему папе за моего отца, а когда он стал выпивать, то убедилась в своей правоте, что мужчины не стоят ни любви, ни уважения. Помнишь, как я осталась у ламы и долго беседовала с ним. Он как будто снял шоры с моих глаз и позволил увидеть все в другом свете. Вот и тебе он дал мудрый совет, который кардинально изменил твою жизнь.
Она "сгорела" быстро, но ушла умиротворенная открытием новых возможностей своей души и спокойная за судьбу своей дочери.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Валентина, поведавшая мне эту невыдуманную историю, была и на свадьбе, и на похоронах, и на дне рождения годовалого сына Альмы.
Почему меня так заинтересовала эта история?
В беседе с Валентиной, слово за слово, я поняла, что была свидетелем начала этого романа. Я вспомнила и этих девчонок, которые жили по соседству с домом моих родителей, и этого скромного и очень красивого парня. Тогда мы посмеивались над ним, говоря: «Бедолага, запутался совсем», - и с нетерпением ждали, кого же он выберет. Лично мне нравилась открытая и веселая Наташка, про Зину говорила: «В тихом болоте…», продолжение вы знаете. Когда наконец-то определился наш жених, сначала радовались, потом дружно сочувствовали ему. На этом этапе моя косвенная связь с ними прервалась. Не думала тогда, что через много лет они станут героями моего рассказа.