Найти тему
Серебряный блюз

Впечатления от выставки "Другие берега" в музее Русского импрессионизма

Люблю живопись. Занималась в студии. Рисую для себя и друзей. Часто посещаю художественные музеи и выставки.

В Москве кроме крупных художественных музеев имеются небольшие, частные. В прошлом году впервые побывала в музее русского импрессионизма. Русские художники имели свой стиль, похожий на импрессионизм и академизм одновременно. Своя коллекция в этом музее небольшая, но там проводятся уникальные выставки.

В этом году открылась выставка «Другие берега», посвященная выставке-продаже русских художников, проведенной в 1924 году в США.

П. Бычков Пароход на Волге
П. Бычков Пароход на Волге

Музей провел огромную работу по поиску картин, которые экспонировались на той выставке, хотя не сохранилось даже внятного каталога, названия работ переводились без привлечения профессиональных переводчиков, имелись ошибки в именах и датировке картин. Мне повезло. Проводилась экскурсия, и я пристроилась к группе, многое узнала о работе по поиску полотен для нынешней выставки, о самих художниках.

После окончания гражданской войны художники оказались не у дел. В СССР ликвидированы целые сословия, дома которых украшали полотна мастеров. В Европу много уже уехало русских художников, да в Европе и своих хватало. А в богатой и сытой Америке рассчитывали найти своего зрителя и, главное, покупателя. Организаторами стали И. Грабарь и С. Виноградов. На выставку представили свои картины как очень известные (Василий Поленов, Апполинарий Васнецов, Константин Юон, Борис Кустодиев), так и менее известные художники, такие как Сергей Виноградов, Константин Сомов, Абрам Архипов, Кузьма Петров-Водкин, Петр Кончаловский, Вячеслав Бычков, Илья Машков, Исаак Бродский и другие. В Америке они были никому не известны. К тому же, американцы народ практичный и многие сюжеты и картины им были непонятны или неинтересны. Художники не получили желаемого, большая часть картин вернулась. Сейчас некоторые из них хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, региональных музеях. Часть «осела» в частных коллекциях. Две картины даже попали в венский музей «Альбертина». Некоторые художники, которые поехали вместе с картинами остались на западе, другие вернулись в СССР.

Пейзажи А. Васнецова

-2

-3

Импрессионизм – это впечатление в переводе с французского. Теперь перейду к моим впечатлениям от увиденного и услышанного. Поскольку представлено большое количество имен, представлены очень разные жанры и стили. Есть портреты, пейзажи, жанровые сцены, натюрморты в стиле академизма, импрессионизма, классицизма и смешанных техник. Особо для себя выделила работы московских художников объединения «Бубновый валет», которые уделяли особое внимание мазку, цвету, рисовали без карандашных набросков. Очаровали пейзажи лидера этого общества Петра Кончаловского (это дед Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского). На обеих картинах изображена осень в русском лесу.

-4

Яркие теплые солнечные краски леса прекрасно сочетаются с ультрамариново-серым цветом озера, и в этом контрасте чувствуется привкус грусти, охлаждение, приближение зимы. Чем дальше отходишь, тем лучше и отчетливей виден лес, озеро, оттенки неба.

-5

Хочется отметить яркий сочный натюрморт Ильи Машкова. Изображены арбуз, персики, груши, черный и зеленый виноград. Видно, что это нарисовано в «сытые годы» и с натуры. Знаю, как сложно рисовать виноград, а здесь он как живой, только собранный, с легким налетом росы, хочется потрогать и съесть.

-6

Кстати, Кончаловский и Машков были по достоинству оценены советской властью. Их работы можно увидеть в Третьяковской галерее.

Другим не так повезло. Петр Бычков всю жизнь проработал учителем рисования в школе. На этой выставке была только одна его картина. «Пароход на Волге». Вода, отражение парохода так написаны, что создается полная иллюзия движения. В 1924 году он продал все 6 своих картин, привезенных в США.

Мне понравилось практически все. Это милые, очень русские пейзажи А. Васнецова, вид из окна на Графскую набережную (работа К. Сомова), портрет кисти К. Петрова-Водкина. Удивительно, что глаза с портрета неотступно следят за тобой в какой-бы части зала ты не находился.

На выставке представлены городские пейзажи питерских художников. Один очень похож на работы Брейгеля, мрачный, плоский, в буро-пего-коричневых тонах. Видимо, такая была жизнь. Работа цепляет спокойным глубоким трагизмом (автора не запомнила). И тут же, неподалеку работа Исаака Бродского «Старые лодки». Академический стиль. Здесь солнечно, все хорошо. Травка приглажена и блестит от чистоты и света. Старые лодки перевернули, и пошли дальше. Бродский много рисовал Ленина, Сталина и других деятелей советской эпохи.

С. Виноградов изобразил гостиную своего дома. Удивительный эффект присутствия, хрустальная люстра, как будто немного покачнулась от сквозняка, можно различить, что изображено на картинах, развешанных в гостиной. Удивительная точность изображения. Как это возможно?

Время пролетело незаметно. Экскурсия закончилась. Еще раз подхожу к особенно понравившимся картинам. На выход и в кофейню. Музей русского импрессионизма находится на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». (Ранее это была фабрика «А. Сиу и К°». Знаете печенье «Юбилейное»? Его начали производить в 1913 году, рецепт разработан к юбилею дома Романовых). Сейчас от «Большевика» остался Венский цех, где пекут вкусняшки. Есть магазин и в нем милая маленькая кофейня, оформленная в венском стиле.

Цена вопроса: билет на выставку 150 р.; кофе 159 р.

А вот, кстати, и моя копия С.Виноградова (эта картина была представлена на выставке С. Виноградова в прошлом году).

Копия картины С. Виноградова
Копия картины С. Виноградова

Приятных впечатлений! И поспешите. Выставка открыта до 16.01.2022.