Близко города Славянска,
На верху крутой горы
Знаменитый жилъ Бояринъ,
По прозванью Карачунъ.
(М. Н. Загоскинъ. Аскольдова могила. Баллада.)
Когда-жъ Карачуновъ я злобныхъ усмирю,
Съ тобой всю славу раздълю.
(Крыловъ. Рыцарь.)
Смерть ( нем. Schmerz - боль) всегда несла некий отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия, превращали смерть в божественную кару за греховное существование либо в божественный дар, после которого человека ожидает вечная и счастливая жизнь. У многих народов существовали представления о смерти, как о моменте, когда бессмертная душа человека расстаётся с телом и направляется к душам предков. Также имелись и обряды поклонения смерти.
Вообще в христианстве, такого персонажа как смерть не существует. Я имею ввиду православие, потому, как католицизм христианством назвать сложно. Конечно, автор рискует услышать возмущенные крики читателей, но что сказал, то сказал. По моему глубокому убеждению именно ересь католицизма сотворила из Иисуса Христа тот символ, который мы нынче видим в папстве – символ накопительства, лицемерия и откровенной лжи. Прикрываясь этим символом, папство принесло народам мира неисчислимые бедствия и страдания.
Читатель совершенно зря представляет смерть в виде дамочки с косой и капюшоном на голове! Такая смерть растиражирована совсем недавно и появилась в работах Гюстава Дюрера. Именно он посадил ее на костлявую кобылу и выпустил в свет. Хотя, так он изображал совсем не смерть, а ЧУМУ, это не помешало дельцам от церкви заработать на страхе человеческом лишнюю монету и растиражировать Смерть в таком образе. Именно из католицизма она проникла и в православие, однако ни в Библии, ни в староверческой Палие или Кормчей, вы не встретите такого персонажа. Это чисто католическая выдумка, знаменитого мастера резца, и поэтому порадуемся на величие его работ, а сами постараемся заглянуть в более ранние годы Смерти.
Славянский народ, древнейший и чистейший народ мира. Все эти басни о том. что « поскреби русского и найдешь татарина», самые обычные злопыхательные истории наших недоброжелателей. Последние исследования генной науки дали заключение – славяне древнейший и генетически чистый народ, от которого пошли почти все народы мира. Кстати про это писал папский посланник Орбини. При желании читатель сам найдет это его утверждение сделанное в средние века. Поэтому давайте поищем славянскую смертушку в том, что нам ближе, в наших преданиях от великих предков, которые оставили нам не только уникальные знания скрытые для пришлого человека, но и ключ к ним – ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК, а главное загадочную РУССКУЮ ДУШУ, без которой этот язык, просто набор информации. А начнем мы рассказ с Декабря месяца.
Декабрь - месяц длинных ночей и самых коротких дней в году. Он издавна у народов Евразии, был посвящен волку. Иногда он так и назывался "волчий месяц". У скандинавских племен (взявших за основу мифологию славян) существовал миф о том, что глубоко в недрах земли, Светлыми Богами закован в цепи чудовищный волк Фенрир. Пока он находится в плену, миру ничего не угрожает, но на свободе носятся по всему белому свету его дети. Они питаются людскими грехами. Эти щенки могут вырасти до огромных размеров, и когда человеческое зло перейдет все границы, они обретут столько мощи, что смогут допрыгнуть до Солнца и разорвать его. Тогда спадут оковы с их отца волка Фенрира, и он, вырвавшись на поверхность, окончательно разрушит мироздание. И, по преданиям, наступит "Рагнарек" или Сумерки богов (последняя битва).
В славянских мифах отношение к волку было двояким:
Во-первых, - всем известный из детских сказок Серый Волк, друг главного положительного героя, мудрый помощник и советчик. Некий старший брат, который помогает выполнить обряды, связанные с инициацией.
Во-вторых, - устойчивый образ "Одинокого волка", который в современном мире, мало знакомом с реальной жизнью этих сверх социальных животных, трансформировался в представление о неком самодостаточном супергерое, способном в одиночку противостоять всем своим врагам.
Люди, жившие в симбиозе с природой, волков почитали и боялись. Когда же человеческая деятельность нарушала экологическое равновесие, волки становились заклятыми врагами.
Известно, что волчья пора - глухая ночь. Существует даже такое латинское обозначение времени: - "Час между волком и собакой", то есть перед рассветом. Естественно, что декабрю, месяцу « длинных ночей», сопутствуют волки не только живые, но и воображаемые - волки бураны, и стаи волков метелей. Именно они входили в свиту хозяина темноты, холода и смерти - КАРАЧУНА.
Имя Карачун заключает в своей основе несколько понятий:
Во-первых, - "короткий" - самый короткий день в году 21 декабря, соотносится с карачуном.
Во-вторых, - производное от тюрского слова - "кара" (черный), то есть ночной.
И в третьих, отзвуки от "коченеть" - замерзать, умирать (окочуриться).
Надо заметить, что Карачун один из самых загадочных и малоизвестных праздников. Обычно исследователи определяют зимнее солнцестояние, как начало нового года, и далее святочная неделя с колядованием и ряжением. И это действительно так, но все это происходит уже после 25 декабря, когда "солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз" Этому бурному веселью предшествовали несколько дней, когда "солнце стояло" на нашей широте, а еще севернее вообще исчезало и не показывалось. Естественно, что люди, живущие в тесном контакте с окружающим миром, придавали этому явлению очень важное значение.
Итак, солнце застыло или исчезло, солярный круговорот прервался, мир вокруг закоченел. Конечно, наши предки не были глупы, и понимали, что через несколько дней все изменится и встанет "на круги своя", но сей час в это время безвременья необходимо уйти в себя. Нырнуть в бездонный колодец своей души, опуститься в темное подсознательное, привести в порядок все то, что накопилось за год. Очиститься жертвенным огнем и вступить в следующий солярный цикл обновленным и полным сил.
Корочун, в славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника (древнерус. корочунъ, словац. Kra;un, «рождество», болг. крачунец, «рождественский день»), а также злой дух (белорус. корочун, «внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь», рус. карачун, «смерть», «гибель», «злой дух»). А еще Карачун это рождественский хлеб в Галиции и название коляды на западе Украины, в Словакии и Чехии.
Рождественский хлеб (Крачун) — огромный белый хлеб, символ семейного богатства, который приготавливают накануне праздника с большой торжественностью и обрядностью. В Галиции крачун едят с появлением звезды, хозяева и рабочие вместе за одним столом, а по окончании ужина хозяин делает в окно пистолетный выстрел. За корочуном хозяин ведёт с домашними переговоры, в которых высказывается пожелание хорошего урожая.
Я поинтересовался происхождением этого обычая и вот, что выяснил:
11 августа 1914 года во львовских газетах был опубликован первый смертный приговор русинам – в этот день в тюремном дворе городской тюрьмы по обвинению в передаче сведений русским войскам были повешены 3 крестьянина. Вслед за этим последовали другие массовые казни – обвинения не отличались разнообразием – за встречу с хлебом-солью русских войск, за ожидание их прихода, за симпатии к России т.п. Для того, чтобы представить себе верную картину происходившего в Галиции в августе 1914 г., стоит ознакомиться с отрывком из классического романа об Австро-Венгрии, написанного ее большим поклонником.
Йозеф Рот, правда, не был каннибалом, о чем можно судить по следующим его строкам: «Из штаба армии поступали многочисленные и весьма разноречивые приказы. Большинство их касалось эвакуации городов и деревень и мероприятий против русофильски настроенных украинцев, попов и шпионов. Торопливые полевые суды выносили опрометчивые приговоры. Тайные шпики строчили бесконтрольные доносы на крестьян, учителей, фотографов, чиновников. Времени было мало. Приходилось спешно отступать и так же спешно карать предателей. И в то время, как санитарные повозки, обозы, полевая артиллерия, драгуны, уланы и пехотинцы, увязая в грязи размытых дождем дорог, спутывались в неожиданно возникающие и безнадежные клубки, стремглав носились курьеры и жители маленьких городков нескончаемыми вереницами тянулись на запад, охваченные белым ужасом, нагруженные белыми и красными тюфяками, серыми мешками, коричневой мебелью и голубыми керосиновыми лампами, - в это время в церковных дворах сел и в деревушках раздавались выстрелы торопливых исполнителей опрометчивых приговоров, и мрачная барабанная дробь сопровождала монотонные, зачитываемые аудиторами решения судов; жены расстрелянных, вопя о пощаде, валялись перед выпачканными в грязи сапогами офицеров, и пылающий, красный и серебряный огонь вырывался из хижин и овинов, сараев и скирд. Война австрийской армии началась с полевых судов. По целым дням висели подлинные и мнимые предатели на деревьях церковных дворов, наводя ужас на всех живущих. А живые разбегались куда глаза глядят.»
Свидетельства современников почти дословно повторяют эту картину. Так, например, при отступлении австрийцев от Стрыя на линию Городок-Яворов осенью 1914 г. они вывезли за Яворов 61 крестьянина и около 80 женщин и детей. На глазах у жен и детей крестьян избивали и вешали – одного за другим. Палачами были венгры. После 5 минут тело повешенного снимали с петли и для проверки протыкали штыком. Для такого рода массовых зверских расправ достаточно было подозрения в симпатиях к России.
Разумеется, что при таких обстоятельствах для украинцев возникали весьма выгодные возможности для расправы с русинами и захвата их имущества. Речь шла не только о прессе и типографиях. Национально ориентированным и верным Габсбургам элементам было чем поживиться. Так, например, товарищество «Просвита» в 1909 г. имело в Галиции около 28 тыс. членов, 2164 читальни, 194 хора, 170 любительских трупп и т.д. Но более всего местные власти раздражала православная церковь. В ее преследовании они не сдерживали себя практически ничем (необходимо учесть, что до 77% местных чиновников были поляками) или украинцами греко-католиками.
«Быть арестованным и отведенным в военно-полевой суд, заседавший в каждом местечке, - писал русский журналист из Львова после его взятия, - считалось счастьем, ибо в большинстве случаев палачи казнили на месте. Казнили врачей, юристов, писателей, художников, не разбирая ни положения, ни возраста.» Казням подвергались женщины и дети, особо жестко австрийцы и галицкие стрельцы действовали после поражения, когда их разбитые части бежали от русской армии. Весьма характерную историю пришлось услышать командиру XXI-го Армейского корпуса ген. Я.Ф. Шкинскому в дер. Дзибулки под Львовым. Местный священник вместе с дочерью был арестован и приговорен к смертной казни по обвинению в государственной измене. Вина отца заключалась в принадлежности к православной церкви и значительном авторитете среди прихожан, вина дочери - в том, что обучала детей русским песням. От повешения их спас только приход русских войск.
Однако самое большое избиение русин ( самоназвание русских проживающих на западе Украины) началось в декабре 1914 года, когда католики и грекокатолики начали массовое уничтожение православных прихожан и присвоение их имущества. Убийства, насилие, поджоги шли всю Рождествескую неделю и благословлялись отцами римокатоликами и грекокатоликами. Именно тогда и нажились папские подданные на белый каравай который и едят вот уже сто лет стреляя в окно из пистолета в воображаемого православного прихожанина. Вы думаете, это скрывается в современной Западной Украине? Да о чем вы говорите! Старшее поколение вам охотно расскажет эту историю. Белый хлеб украинских греко-католиков символизирует смерть их врагов славян исповедующих православие.
Интересно и предание, почему хлеб белый, а не ржаной скажем. Дело все в том, что Славянский повелитель темноты., холода и смерти по представлению древних славян жил на Белой горе и страшно не любил пришельцев к нему, нарушавших его покой. Таких, он начисто лишал разума и заставлял убивать друг друга. Тех же, что спустились с его горы невредимыми, имеющими некий талисман или оберег, он все равно поражал разными болезнями (как правило исступлением ума) и все равно преследовал их, всю оставшуюся жизнь. И не было им ни покоя ни спуску от боли и тоски душевной.
Интересно и другое. Славяне, селившиеся возле таких гор считались хранителями капища Карачуна. Вот к ним повелитель смерти был благосклонен и защищал город от напастей, не давая его уничтожить пришлым, хоть и брал дань смерти обильную и со своих хранителей. Символом же повелителя был большой белый каравай. Не отсюда ли святое причастие и претворения вина в кровь Христа, а хлеб в его тело?
Первым капищем Карачуна считают Белую гору на острове Руяне (Роген, сейчас самый большой остров Германии), том самом пушкинском Буяне, мимо которого бежит корабль в царство славного Салтана.. Вас не должно удивлять измененное название острова. . Многие названия городов на севере и востоке Германии звучат изначально иначе. Например, не Шверин, а Зверин, не Бранденбург, а Бранибор, не Лейпциг, а Липск, не Брауншвейг, а Брунзовик. Признано это всеми историками, в том числе и германскими. Некоторые названия не изменились, скажем, порт Росток так и назывался, только ударение было на втором слоге, а не на первом, как ныне. У полабских славян были свои языческие святилища, например, Радогощь, известная также под названием Ретра, Кореница и Аркона.
Аркона означает белого коня, но только не простого ( тогда бы он был Альконом), а волшебного, несущего сакральный смысл. По преданию новый царь славян населявших остров Руян был обязан залезть по меловому откосу Аркона на самую его вершину и тогда бог горы принимал его за правителя острова. Кстати, Рюрик, тоже лазил по этому белому склону. А знаете, кого почитали древние руяне на этой горе? Сами руяне более всего почитали Аркону, как центр поклонения Святовиту. Радегаст – бог с лебяжьими крылами – считался его духовным сыном и почитался более всего в Радогоще.
Популярным было и святилище бога войны Яровита в Коренице, изображавшегося о семи головах, из коих шесть было на общей шее, а седьмая, львиная – на груди. Он держал в руке меч, да ещё семь запасных мечей было у него за поясом.
Кореница (Карентия, Каренц, Харенца) — средневековый замок на острове Рюген. Он был административным центром племени руян и Княжества Рюген, Когда, в 1168 году король Дании Вальдемар I и его архиепископ Абсалон завоевали Аркону, Харенца сдалась через несколько дней после переговоров с ругийскими князьями Теславом и Яромаром. Храмы были разрушены, а люди крещены. Бог же войны Яровит улетел на юго-восток в бескрайние просторы где поселился на меловой горе, стоявшей одиноко среди равнины и поклялся убить каждого, кто пойдет далее этой горы на восток. У подошвы горы он поселил воинственное племя славян с самоназванием «слАвы», коих и принял в свои жрецы, наделив их великим духом воина и дав им непобедимость! А гору свою состоящую из мела велел назвать горой «черной смерти» или Карачун. Однако, что бы заслужить доверие бога, славам пришлось разгромить очень сильный народ – торков, по имени которых и названа река у подошвы Белой горы – Торец. Только доказав свою силу, получили славы от Яровита несгибаемую волю и бесстрашие. И никому не дано победить этот народ. Кто же рискнет сделать это, тот будет уничтожен и земли его станут землями славов, а жены и дети рабами их.
Ну, а теперь читатель, узнай, где живет этот славный и храбрый народ, дети Яровита и хранители Карачуна.
Карачун (Карачун-гора) — гора вблизи города Славянска Донецкой области Украины.
Высота вершины горы составляет 167,6 метра. В 1976—1979 годах на Карачун-горе был построен телерадиопередающий центр с мачтой высотой 222 метра. На горе имеется меловой карьер. У подножья горы протекает река Сухой Торец.
Название горы переводится с тюркского как «чёрная смерть». Это название, предположительно, связано с тем, что из-за своего господствующего положения гора помогала первым поселенцам защищаться от набегов половцев. Позднее на горе располагались казацкие дозоры
С горой Карачун связана еще одна старинная легенда. Якобы в древние времена (до Ивана Грозного) на горе поселился опальный боярин Карачун со своими сподвижниками. Вблизи горы проходил торговый шлях и боярин со своей бандой стал заниматься разбоями и грабежами. Награбленное золото Карачун прятал глубоко в горе. Когда царь узнал о проделках опального боярина, он послал к нему своё войско. В этом бою банда Карачуна была разбита, а сам он погиб. И с этого времени гора якобы и носит название Карачун
Согласно другой легенде, двое братьев-разбойников из банды Карачуна захотели овладеть дочерью местного лесника. Она попыталась убежать от них, но разбойники догнали её на вершине горы. И тогда девушка сказала: «Чем быть вашей пленницей, лучше уж я тут камнем лягу! Да и вы, проклятые, чтоб окаменели за ваши жестокость и зло!». И в тот же миг она обратилась в камень, а вслед за ней окаменели и оба брата. Якобы эти камни и поныне лежат на вершине горы.
Вот такая история про Карачун.
Впрочем есть и новая. В 2014 году, из-за важного стратегического значения горы, её господства над городом и расположенной на ней телевышки, в ходе длительного противостояния в Славянске за Карачун идут бои между украинскими вооружёнными формированиями (армейскими подразделениями и национальной гвардией) с одной стороны и сторонниками Донецкой Народной Республики, в том числе членами Народного ополчения Донбасса с другой.
На заднем по отношению к городу склоне горы расположились армейские батареи 152-мм гаубиц и 122-мм миномётов, ведущие ежедневный обстрел городских окраин, что сопровождается гибелью и ранениями местного населения, разрушениями жилых и общественных зданий.
Вы знаете?! Глядя на то, что происходит в Славянске я начинаю верить в ярость Яровита, несущего Карачун непрошеным гостям! Тем более день летнего солнцестояния уже прошел - праздник славянского Ярило.
Яровит вступил в силу! А тут еще и вышка на Карачуне рухнула?
© Copyright: Комиссар Катар, 2014
Свидетельство о публикации №214061501568