Найти тему
Реальная Турция

Ламповые 90-е, или сказочный Новый год моего детства

Сегодня мой текст будет не совсем про Турцию, поэтому заранее прошу прощения у своих новых подписчиков, а старые, я уверена, простят мне эту слабость.

Приближается Новый год и во все времена и для всех поколений это - особая ночь в году. Ночь, когда мы все хоть чуточку, но в верим в чудеса. А для меня самый волшебный и самый прекрасный Новый год - это тот, что был в моём детстве, тридцать лет назад.

Когда я переехала в Турцию, первые пару лет у меня в сознании происходили очень активные и яркие процессы. Я бы не назвала это переоценкой ценностей. Скорее, это было ускоренное восприятие будто бы бесконечного потока новой информации и её сравнительный анализ с предыдущими знаниями. Бесконечное изучение, удивление и сравнение того "как у них здесь" с тем, "как у нас там".

Яркими были не только мои новые впечатления, но и воспоминания о прежней жизни, которые будто иллюстрации из детской книжки всплывали в памяти так отчётливо, словно это было вчера. Особенно часто я вспоминала своё детство и родных, особенно тех, которые живут теперь только в моих воспоминаниях...

Несмотря на то, что моё сознательное детство пришлось на 90-е годы и я знаю, что моим родителям и бабушке с дедушкой приходилось тогда нелегко, я была очень счастливым ребёнком. Наша семья не была идеальной, были свои проблемы и разногласия, но вместе со строгостью и дисциплиной в ней всегда присутствовала любовь, забота и ласка, а для ребёнка нет ничего важнее.

Я с самого детства обожала зиму. Зима - это Новый год, потом день рождения мамы, Рождество, годовщина свадьбы родителей, а потом и мой день рождения. Праздник длиною в месяц! И хоть к моему дню рождения обычно уже не было средств на полноценный праздник и подарки, взрослые всегда что-нибудь придумывали и не было ни одного года, чтобы это день не был для меня особенным.

Но зима... Это была сказка! В моих воспоминаниях зимы всегда белоснежные, с пышными сугробами, причудливыми узорами на стёклах и скрипучими от мороза подошвами. Зимой я была модница - у меня была куртка-"аляска" с меховым капюшоном и настоящие детские унты на оленьем меху. И аляску, и унты я носила пока не выросла из них в два раза - не хотела с ними расставаться. Им на смену пришла мутоновая шуба (бабуля потом надставляла рукава ещё года три после того, как я из неё выросла) и неудобные жёсткие сапоги. Две шапки, конечно. Нижняя - вязаная, треугольничком на лбу, верхняя - роскошная кроличья, с пушистыми помпонами. Как же я воевала против нижней, "как у малышей". Казалось, что некрасиво. Хуже только были пуховые платки и "паутинки", которыми взрослые так и норовили обвязать меня под шубой, а то и сверху.

С любимым папой всё в том же доме отдыха. Личный архив
С любимым папой всё в том же доме отдыха. Личный архив

Вспоминаю долгие прогулки с дедушкой и строительство снежных замков в сугробах. Походы на горки в снежные городки, после которых в мокрых насквозь шерстяных варежках (сцепленных резинкой, конечно!) застывали килограммы льдинок, а толстые "болоньевые" штаны становились неподъёмными от растаявшего снега. А чистка и выбивание ковров вместе с папой на свежевыпавшем снегу? Целое приключение! Ведь заодно и в снежки с папой можно поиграть, и снеговика построить. А санки?? Это волшебное изобретение человечества! Скрипучие советские санки, куда тебя укладывали, словно куль, натянув на нос шарф и укутав байковым одеялом, а потом долго везли по скрипучему снегу, сквозь холод, мороз и пургу...

К Новому году у нас в семье готовились сильно заранее. Когда я немного подросла и пошла в музыкалку (6-7 лет), мы с сестрой стали готовить ежегодные новогодние огоньки. В программе были викторины, конкурсы и шутки, но самое главное - концерт. Мы играли на пианино и пели ("Пять минут", "Колыбельную Светланы", "Звёздная страна" и почему-то "Дрозды" и "Смуглянку"), танцевали, я читала стихи. Мы раздавали взрослым собственноручно изготовленные открытки-пригласительные. Посещение было обязательным и - платным, конечно же :-) Как правило, средства за билеты всей семьи вносила бабушка.

Украшение дома к Новому году - священное действо. Папа очень хорошо рисовал и все окна в доме расписывались гуашью по сюжетам знаменитых новогодних открыток Владимира Зарубина. На двери мы вешали большие новогодние плакаты, нарисованные папой же на отрезах ватмана. Весь год они хранились на шкафу и я с трепетом ждала декабря, чтобы наконец-то вытащить эту красоту на белый свет. Помимо этого, комнаты мы украшали флажками и гирляндами, вырезанными из бумаги снежинками.

Ближе к концу декабря открывались ёлочные базары и папа торжественно приносил домой большую пахучую сосну или пихту. С антресолей доставались пыльные коробки с мишурой, дождиком и старыми игрушками, которые, я уверена, были у каждого из вас - сияющие фарфоровыми боками расписные шары и гладкие сосули, сверкающие шишки и хрупкие снежинки, фигурки животных и детей. Не дай бог случайно разбить такую игрушку! У каждой из них была своя история и свой характер, другой такой не найдёшь. На почётное место мы вешали большой матовый шар, уцелевший когда-то при пожаре. На верхушку ёлки водружали красную звезду, а под неё ставили пластмассовые фигуры Деда Мороза и Снегурочки.

Взрослые, между тем, постепенно занимались закупкой и подготовкой продуктов к новогоднему столу. Вся семья входила в режим ожидания "Это на Новый Год!". Бабуля варила холодец, а мама - свой фирменный борщ. Кастрюлю с борщом выставляли на балкон, где он замерзал, чтобы спустя пару-тройку дней мужчинам было чем полезным подкрепиться после бурного праздника. На горячее старались достать курицу для запекания. Сейчас сложно представить, но тогда это был жуткий дефицит, а для нас, детей - настоящий деликатес. Иногда мама готовила также голубцы или ёжики, на гарнир - картошка. А на закуску - шуба и оливье, конечно же. А ещё дефицитная нарезка, пахучие шпроты, хрустящие солёные огурчики... Вкуснотища!

Деда Мороза со Снегурочкой ко мне приглашали лет до семи. Потом я уже понимала, что дядя в ботинках навряд ли приехал с Северного полюса, а подарок до этого был спрятан в родительском комоде. А вот на городскую ёлку для детей работников завода я ходила исправно лет до 11. Во-первых, там давали самые большие и вкусные кульки с любимыми шоколадными конфетами, а во-вторых, мои костюмы лисички надо было где-то выгулять.

К концу непростых, но таких счастливых для меня 90-х, в нашей семье многое изменилось - не стало дедушки и папы, заболела и начала сдавать бабуля, надолго застыла в своём горе мама. Но мы с сестрой каждый Новый год всё также старались и стараемся воссоздать ту чудесную атмосферу нашего детства, когда наша семья была полной, восторг - искренним, а праздник - волшебным и долгожданным...

Спасибо большое, что дочитали до конца. Если вам понравилась статья, буду очень рада вашим лайкам, комментариям и подпискам на канал. С наступающим, дорогие мои!