Найти тему
Дмитрий Смотров

Как рассчитывается исправленное время для парусных регат. Гандикап в парусном спорте. Фора для участников регаты.

Оглавление

Про разные этапы гонок я уже рассказывал, а вот информацию про гандикап я как-то упустил из виду. Буду исправляться. Сегодня расскажу, что такое гандикап и каких видов он бывает. Сильно в расчеты углубляться не буду.

Гандикап.

Начнем пожалуй, как всегда, с определения, что такое гандикап. Само определение гандикап имеет разное значение в зависимости от области применения. В нашем случае, нас интересует гандикап в спорте.

Открытие сезона парусных гонок Владивосток 2020.

Гандикап — уравнивание шансов разных участников состязания. Грубо говоря "фора". Формы гандикапа в парусном флоте менялись время от времени на протяжении всей истории этого вида спорта. Каждое парусное судно проходит процедуру обмера, где судну присваивается класс, в котором парусное судно дальше принимает участие в гонках.

Обмер судна.

Обмер судна производят по эмпирической формуле IOR:

Источник: https://l-6.org/tag/sistema-obmera/
Источник: https://l-6.org/tag/sistema-obmera/
  • MR - обмерный бал.
  • B - ширина судна
  • D - глубина трюма
  • S - парусность
  • L - длина судна
  • DC - осадка судна
  • FC - высота надводного борта
  • DLF - удлинение корпуса судна

Величина обмерного бала (MR) больше всего зависит от длины судна. Другие параметры корпуса судна имеют наименьшее влияние на величину этого бала. А такое понятие, как остойчивость, практически не учитывается. Лишь бы остойчивость и осадка не выходила за допустимые показатели. Поэтому такая система корректно работает только с яхтами примерно одного размера.

Если немного упрощать, то обмерная длина (L) это длина замеренная между линиями проходящих ниже ватерлинии в заданных поперечных сечениях. Носовые и кормовые сечения устанавливаются в тех местах, где длина охвата составляет определенную ширину корпуса судна.

Парусная яхта типа Картер-30.
Парусная яхта типа Картер-30.

Система IOR дала толчок к развитию "пузатых" яхт с высокими и широкими бортами. Такие яхты еще называют IORские яхты — головастики. Самая знаменитая яхта такого типа это Картер-30.

Способы расчета исправленного времени.

Вернемся ненадолго к гандикапу. Гандикап в парусном спорте представляет собой уравнивание расчетного времени прохождения дистанции. Найти соотношение этой зависимости от размеров, формы, площади парусов и так далее — это задача обмеров судна. Основных способов расчета исправленного времени для яхт всего 4:

  • Время по времени. Time on time (TOT)
  • Время по дистанции. Time on distance (TOD)
  • Время по времени и дистанции. Tome on time/distance (TOTD)
  • Системы, использующие поляру времени.
Поляру времени, мы сегодня рассматривать не будем. Такая тема достойна отдельной статьи.

Время по времени. TOT.

Давайте предположим, что соотношение скоростей яхт одинаково и не зависит от скорости и курса. Тогда мы выясним, что исправленное время будет прямо пропорционально скоромному потенциалу яхты.

Регата Япония - Владивосток. 2018.
Регата Япония - Владивосток. 2018.

Проблема такого расчета заключается в том, что мало у каких яхт соотношение скоростей не будет зависеть от скорости и курса. Даже в случае правильного определения скоростного потенциала яхты, такой расчет справедлив только "в среднем" для большого количества гонок, с разными дистанциями и с разными погодными условиями.

Время по дистанции. TOD.

Если предположить, что скорости яхт линейно зависят от скорости ветра и при очень маленьких показателях скорости ветра скорость яхт одинакова.

При штиле же все парусные суда стоят.

Такое предположение хорошо работает в тех случаях, когда яхты конструктивно похожи друг на друга и как бы масштабируют друг друга. В таком случае, когда скорость ветра мала и большую роль играет сопротивление трения и главную роль играет соотношение смоченной поверхности к парусности судна, то легкие яхты будут быстрее набирать скорость. Когда сила ветра уже будет достаточной, главным критерием станет волновое сопротивление и тогда более тяжелые яхты вырвутся вперед.

Время по времени и дистанции. (TOTD)

Предположим, что приращение скорости яхты относительно "яхты сравнения" линейно зависит от скорости.

Яхта сравнения - это может быть, как абстрактная яхта, так и яхта, которая наиболее подходит по "идеальным" параметрам.

В системе TOTD, как и в системе TOD, учитывается отношение скорости яхт к скорости ветра, но это делается косвенно через среднюю скорость яхты. Если рассматриваемая яхта легче "яхты сравнения", то отношение скорости яхты и скорости ветра будет больше единицы при малом ветре, при сильном ветре — меньше и наоборот.

Примерно так и рассчитывается гандикап в парусном спорте. Надеюсь вам понравилось. Очень благодарен за ваши комментарии и лайки. Если остались вопросы задавайте обязательно обсудим. А пока можете почитать и другие мои статьи:

Ледокол Арктика закончил ходовые испытания и возвращается на Северный морской путь. Самые большие ледоколы.
Дмитрий Смотров16 декабря 2021

#море #яхты #гандикап #мореплавание #парусный спорт