Про разные этапы гонок я уже рассказывал, а вот информацию про гандикап я как-то упустил из виду. Буду исправляться. Сегодня расскажу, что такое гандикап и каких видов он бывает. Сильно в расчеты углубляться не буду.
Гандикап.
Начнем пожалуй, как всегда, с определения, что такое гандикап. Само определение гандикап имеет разное значение в зависимости от области применения. В нашем случае, нас интересует гандикап в спорте.
Открытие сезона парусных гонок Владивосток 2020.
Гандикап — уравнивание шансов разных участников состязания. Грубо говоря "фора". Формы гандикапа в парусном флоте менялись время от времени на протяжении всей истории этого вида спорта. Каждое парусное судно проходит процедуру обмера, где судну присваивается класс, в котором парусное судно дальше принимает участие в гонках.
Обмер судна.
Обмер судна производят по эмпирической формуле IOR:
- MR - обмерный бал.
- B - ширина судна
- D - глубина трюма
- S - парусность
- L - длина судна
- DC - осадка судна
- FC - высота надводного борта
- DLF - удлинение корпуса судна
Величина обмерного бала (MR) больше всего зависит от длины судна. Другие параметры корпуса судна имеют наименьшее влияние на величину этого бала. А такое понятие, как остойчивость, практически не учитывается. Лишь бы остойчивость и осадка не выходила за допустимые показатели. Поэтому такая система корректно работает только с яхтами примерно одного размера.
Если немного упрощать, то обмерная длина (L) это длина замеренная между линиями проходящих ниже ватерлинии в заданных поперечных сечениях. Носовые и кормовые сечения устанавливаются в тех местах, где длина охвата составляет определенную ширину корпуса судна.
Система IOR дала толчок к развитию "пузатых" яхт с высокими и широкими бортами. Такие яхты еще называют IORские яхты — головастики. Самая знаменитая яхта такого типа это Картер-30.
Способы расчета исправленного времени.
Вернемся ненадолго к гандикапу. Гандикап в парусном спорте представляет собой уравнивание расчетного времени прохождения дистанции. Найти соотношение этой зависимости от размеров, формы, площади парусов и так далее — это задача обмеров судна. Основных способов расчета исправленного времени для яхт всего 4:
- Время по времени. Time on time (TOT)
- Время по дистанции. Time on distance (TOD)
- Время по времени и дистанции. Tome on time/distance (TOTD)
- Системы, использующие поляру времени.
Поляру времени, мы сегодня рассматривать не будем. Такая тема достойна отдельной статьи.
Время по времени. TOT.
Давайте предположим, что соотношение скоростей яхт одинаково и не зависит от скорости и курса. Тогда мы выясним, что исправленное время будет прямо пропорционально скоромному потенциалу яхты.
Проблема такого расчета заключается в том, что мало у каких яхт соотношение скоростей не будет зависеть от скорости и курса. Даже в случае правильного определения скоростного потенциала яхты, такой расчет справедлив только "в среднем" для большого количества гонок, с разными дистанциями и с разными погодными условиями.
Время по дистанции. TOD.
Если предположить, что скорости яхт линейно зависят от скорости ветра и при очень маленьких показателях скорости ветра скорость яхт одинакова.
При штиле же все парусные суда стоят.
Такое предположение хорошо работает в тех случаях, когда яхты конструктивно похожи друг на друга и как бы масштабируют друг друга. В таком случае, когда скорость ветра мала и большую роль играет сопротивление трения и главную роль играет соотношение смоченной поверхности к парусности судна, то легкие яхты будут быстрее набирать скорость. Когда сила ветра уже будет достаточной, главным критерием станет волновое сопротивление и тогда более тяжелые яхты вырвутся вперед.
Время по времени и дистанции. (TOTD)
Предположим, что приращение скорости яхты относительно "яхты сравнения" линейно зависит от скорости.
Яхта сравнения - это может быть, как абстрактная яхта, так и яхта, которая наиболее подходит по "идеальным" параметрам.
В системе TOTD, как и в системе TOD, учитывается отношение скорости яхт к скорости ветра, но это делается косвенно через среднюю скорость яхты. Если рассматриваемая яхта легче "яхты сравнения", то отношение скорости яхты и скорости ветра будет больше единицы при малом ветре, при сильном ветре — меньше и наоборот.
Примерно так и рассчитывается гандикап в парусном спорте. Надеюсь вам понравилось. Очень благодарен за ваши комментарии и лайки. Если остались вопросы задавайте обязательно обсудим. А пока можете почитать и другие мои статьи:
#море #яхты #гандикап #мореплавание #парусный спорт