Пятницкая и Новокузнецкая улицы, Большая и Малая Ордынки... Кажется, очень хорошо знакомые названия в Замоскворечье. А что мы знаем о прошлом этих мест, память о которых сохранена в этих названиях? Росли ли вишни в Вишняковском переулке?
Давайте вспомним...
Район Замоскворечье располагается в Центральном административном округе Москвы, в излучине Москвы-реки, на правом её берегу. Замоскворечье разделяется Садовым кольцом на две части. Историческая часть района располагается между Москвой-рекой и южной частью Садового кольца (улицы Крымский Вал, Валовая, Зацепский Вал).
Испокон веков Замоскворечье делилось на две части: Пятницкую и Якиманскую. В советское время на их месте были созданы два района: Москворецкий и Октябрьский. Разделительная граница проходит по улицам Балчуг и Большая Ордынка.
Нужно отметить, что две части, на которые делит Замоскворечье Садовое кольцо, отличаются друг от друга.
В исторической северной части, что ближе к реке, находится множество исторических достопримечательностей, архитектурных памятников и культурных учреждений.
Южная территория, расположенная за Садовым кольцом, вошла в состав Москвы только в XVIII веке. Окончательное её формирование закончилось в 90-е годы 20-го столетия. Здесь сосредоточены различные промышленные предприятия и проектные институты, здания головных офисов крупнейших российских компаний, деловые центры и прочее...
Как историческая местность Замоскворечье стало формироваться в начале 1200-х годов. В то время вдоль тракта, ведущего в Золотую Орду, на земле напротив Кремля начали строить свои дома и русские люди, и те, кто вышел родом из Орды. Местность стали называть Заречьем...
Одна из самых древних построек в этой местности — церковь Иоанна Предтечи, "что под бором", была возведена ещё в то время, когда кремлёвский холм покрывал лес. Это было в самом начале зарождения Москвы...
В XIII—XIV веках в южной части Москвы располагались перелески, болота, заливные луга и озёра. Озерковская набережная и Озерковский переулок получили свои названия именно от них...
Первые поселения Замоскворечья располагались по берегу Москвы-реки и вдоль торговых дорог юго-восточного направления, сливавшихся в одну у Боровицкого холма. Сейчас это приблизительно район улиц Большой Ордынки, Пятницкой, Новокузнецкой.
Территория Замоскворечья заселялась не очень активно, так как именно с этой стороны на Москву часто нападал неприятель..
Раньше считалось, что впервые Замоскворечье упоминается в летописях 1365 г., когда во время московского пожара сгорели «и посад, и Кремль, и Загородье, и Заречье».
Но, как показали исследования археологов, на территории нынешнего Замоскворечья именно городские кварталы начинают появляться только со второй половины XV в. До этого Заречьем именовалась территория за рекой Неглинкой…
Верхняя, Средняя и Нижняя Садовая слободы
В непосредственной близости от Кремля узкой полосой вдоль Москвы-реки располагались Садовые или Садовнические слободы (Верхняя, Средняя и Нижняя), заселённые княжескими садовниками. Об их существовании напоминают нынешние Садовнические набережная, улица и переулок. На их точное местоположение указывают приходские храмы. Две церкви сохранились.
Первая – это церковь Николая Чудотворца «на Берсеневке, в Верхних Садовниках» (на Берсенёвской набережной).
Второй - храм Софии Премудрости Божьей «в Средних Садовниках» (Софийская набережная).
Была и ещё одна. Это церковь Космы и Дамиана «в Нижних Садовниках», известная с 1625 г., перестроенная в камне к 1657 г.
Разрушена большевиками в 1932 году...
Именно по имени этой церкви и была названа современная Космодамианская набережная...
В 1679 г. в трёх Садовых слободах насчитывалось более 400 дворов.
Но к концу XVII в. они теряют свой прежний характер и здесь появляются выходцы из других русских городов...
Ендово
Вполне вероятно, что Садовые слободы тоже возникли не на пустом месте, а там, где ранее располагались другие селения.
Предполагать так заставляет тот факт, что в начале современной Садовнической улицы, на территории Нижней Садовой слободы известна с 1612 г. церковь Георгия Великомученика в Ендове, перестроенная в камне в 1653 г.
Здесь, на правом берегу Москвы-реки, напротив Городского посада, ранее располагалось одно из сёл — Ендово (или Яндово). Возможно, что оно было здесь не единственным. Ведь чуть восточнее известна церковь Николая Чудотворца в Пупышах... Церковь закрыта не ранее 1929. Частично разобрана в 1930-х, окончательно уничтожена в конце 1950-х...
В 1657 г. она значилась деревянной. На рубеже XVII—XVIII вв. была перестроена в камне.
Очевидно, в первой четверти XVII в., сразу после бедствий Смутного времени, здесь были поселены яицкие казаки. Об этом напоминает церковь Николая Чудотворца в Заяицком.
Как деревянная она значится с 1625 г. В 1652 г. была перестроена в камне.
Заяицкое
Точных сведений о времени и обстоятельствах появления в Москве подразделений Яицкого казачьего войска нет. По преданию, войско было основано в XVI в. казаками, переселившимися с Дона на реку Яик (нынешний Урал).
Это подтверждается тем, что ещё столетием позже Донское казачье войско занимало по отношению к Яицкому войску положение метрополии.
По словам донских атаманов того времени, яицкие казаки сами-то «больших дел не вершили». Они следовали «приговорам», постановленным на Дону. Основной задачей яицких казаков являлась оборона юго-восточных границ России от набегов киргизов и башкир, а также походы на Хиву. Главным промыслом здешних казаков было рыболовство на Яике...
В событиях Смутного времени начала XVII в. яицкие казаки вместе с донскими казаками принимали активное участие. Они дольше всех поддерживали самозванцев.
В 1614 г. именно на Яике нашёл последнее убежище Иван Заруцкий с Мариной Мнишек. Здесь они были схвачены. Сторонник Ивана Заруцкого казачий атаман Баловень был повешен…
Овчинная слобода
По соседству с Садовыми слободами располагалась в XVII в. Овчинная слобода. Её обитатели поставляли для дворцовых нужд шерсть и овчину...
О бывшей слободе ныне напоминают названия Овчинниковской набережной и переулков — Большого и Среднего (существовал еще и Малый) Овчинниковских, а также соседнего Руновского (между Озерковской набережной и Большой Татарской улицей). Центром слободы являлась церковь Михаила Архангела, «что в Овчинниках», известная с 1625 г.
Понятно, что суровый климат России заставлял жителей носить зимой тёплую одежду. Это были шубы и полушубки, сделанные из овчины.
В древней Руси были овцы костромские, валдайские (мясные), кашинские, угличские, шуйские, пошехонские (шерсть).
Среди последних особо выделялись романовские. Названы по городу Романово-Борисоглебску, современному Тутаеву, что под Ярославлем. Шерсть романовских овец большей частью светло-серая, с большим количеством пуха. Их пух очень мягкий и густой. Полушубки, изготовленные из них, считались самыми тёплыми.
В средневековье овчины считались одеждой исключительно для простонародья.
Интересна такая история. Когда в 1425 г. разгорелся спор по поводу престолонаследия между удельным князем Юрием Дмитриевичем и его племянником Василием Тёмным (сыном великого князя Василия I), в Галич к князю Юрию приехал митрополит Фотий. Удельный князь Юрий, желая показать свою военную мощь, встретил митрополита со множеством людей, выстроившихся вдоль дороги.
Но это не произвело на Фотия никакого впечатления. Он язвительно заметил князю: «Сыне князь Юрьи! Не видах столько народа во овчиих шерстях». Этим он намекал, что большинство из воинов Юрия составляли плохо вооруженные простолюдины...
Пятницкая слобода
Пятницкие улица и переулок напоминают о Пятницкой слободе, названной так по церкви Параскевы Пятницы, стоявшей примерно на месте вестибюля станции метро «Новокузнецкая».
Храм был известен с середины XVI в. (упоминается при описании пожара 1564 г.). В летописях 1657 г. упомянут каменным. В 1812 году храм был разграблен французами, однако не пострадал во время московского пожара.
В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы, которым предполагалось соединить Яузский бульвар с Замоскворечьем. В итоге храм был разрушен, чтобы освободить место под площадь. Сейчас на его месте стоит вестибюль станции метро «Новокузнецкая»...
Татарская слобода
Целый ряд таких названий в этом районе, как Большая Татарская, Татарская улицы, Большой и Малый Татарские переулки свидетельствуют о существовании здесь большой Татарской слободы, где жили выходцы из поволжских ханств.
Тут же обитали и толмачи, переводчики Посольского приказа, отчего эта местность стала называться Толмачи...
Её центром являлась церковь Никиты, «что в Старых Толмачах». Ныне о ней напоминает Старый Толмачёвский переулок.
Монетчики
Шесть Монетчиковских переулков расположились на месте Монетчиков. Монетчики - это была слобода мастеров монетного дела.
Центром слободы являлась церковь Воскресения Словущего, перестроенная в камне в 1750 г.
В источниках она упоминается по-разному: то «в Хомутове», то «в Стрелецкой слободе», то «в Монетчиках».
Это обстоятельство позволяет предположить, что ранее здесь располагалось село Хомутово. Затем поселились стрельцы, которые возвели церковь, впервые упоминаемую с 1672 г. с определением «в Стрелецкой слободе».
При Петре I их сменили рабочие Кадашевского монетного двора, по которым район получил новое имя. Монету здесь чеканили с 1701 по 1736 г.
Новое Болвановье
Современные 1-й и 2-й Новокузнецкие переулки прежде назывались Спасоболвановскими. Этому названию они были обязаны церкви Спаса Преображения, «что на Новой Болвановке».
По сохранившемуся преданию, храм первоначально был выстроен ещё в 1465 г.
По мнению историка П.В. Сытина, эта Болвановка соседствовала с кузнечными слободами. И он сделал предположение, что в них готовились болванки, необходимые в кузнечном ремесле.
Но на самом деле сюда при Иване III из-за Яузы были переведены иностранцы. Эта территория была отведена для их поселения и названа Новым Болвановьем. Именно здесь казнили в 1490 г. прибывшего из Венеции врача за то, что он не сумел вылечить сына Ивана III:
«и того лекаря мистр Леона велел князь великий Иван Васильевич поимати, и после сорочин сына своего великого князя повеле казнити его, головы отсечи: и ссекоша ему головы на Болвановии априля 22».
Кузнецкая слобода
Севернее поселения иноземцев располагалась Новая Кузнецкая слобода. О ней сейчас напоминают Новокузнецкая улица и переулки. Её приходским храмом была документально известная с 1625 г. церковь Николы Чудотворца, «что в Кузнецкой слободе», бывшая вначале деревянной, а в 1681—1683 гг. перестроенная в камне.
Сюда кузнецы переселились, вероятно, из-за Яузы, в районе современной Таганки, где прежде находилась их слобода.
В XVII в. в Москве всего насчитывалось более 300 ремесленников, занятых кузнечным делом. Первопрестольная служила рынком железа для иногородних покупателей. Кроме русского, на московском рынке имелось и привозное «немецкое» железо. Это были доски белого железа, железная проволока.
Вместе с тем московские кузнецы, работая на привозном сырье, выполняли главным образом мелкую работу. Кроме «подкованья» лошадей они делали новые и чинили старые топоры, косы, железные котлы и т.п. Имелись отдельные профессии замочников, выделывавших замки, и ножевщиков. Особенно большой спрос был на большие и малые гвозди.
Крупные заказы на кузнечные работы, требующие больших запасов сырья, были непосильны для московских кузнецов. Поэтому правительство предпочитало отдавать крупные заказы на железные изделия кузнецам тех городов, которые имели рядом запасы сырья.
Так, в 1630—1631 гг. в У́стюжну-Железопольскую (сейчас У́стюжна — город в Вологодской области России ) был направлен заказ на изготовление больших железных полос для решёток к воротам Китай-города и Белого города. В 1667 г. кузнецы из Устюжны сделали 900 тыс. гвоздей для значительных строительных работ в Москве.
Ордынская слобода
Большая и Малая Ордынка, Большой и Малый Ордынские переулки, Ордынский тупик расположились на том месте, где существовала черная Ордынская слобода. В ней жили ордынцы, которые упоминались в княжеских договорах ещё в XIV в.
В исторической литературе было высказано несколько точек зрения по поводу основного занятия ордынцев. В частности, предполагалось, что ордынцами назывались выкупленные в Орде русские пленники.
Но позже выяснилось, что главным занятием ордынцев являлась перевозка и доставка собранной дани в Орду. Огромная масса возов, которая отправлялась в Орду с собранной данью, требовала много рабочих рук. Поэтому Ордынская слобода была одной из самых больших в Москве.
Это подтверждает и наличие в ней сразу нескольких храмов.
Возможно, что главной здесь являлась церковь Климента, папы римского, «что в Ордынцах», первое упоминание которой относится к 1612 г., когда здесь был отражен натиск гетмана Ходкевича.
В 1657 г. храм уже значится каменным. По нему получил свое название Климентовский переулок.
Чуть остановлюсь на Климентовском переулке.
Здесь находится знаменитый доходный дом Бабанина.
Доходный дом М. И. Бабанина — крупномасштабное восьмиэтажное здание, построенное в 1912—1913 годах по проекту архитектора Э. К. Нирнзее, некогда — самый высокий дом в Замоскворечье. В плане имеет «Ш»-образную форму с двумя дворами. Дом принадлежал купцу Михаилу Ивановичу Бабанину.
Расположен по адресу Москва, Климентовский переулок, д. 6, на углу Климентовского переулка и Садовнического проезда.
В этом доме с 1917 по 1921 жил Роме́н Гари́ (при рождении Роман Кацев 1914—1980) — французский писатель, литературный мистификатор, кинорежиссёр, военный, дипломат. Жил, конечно, со своей мамой...
Другим храмом была церковь Преображения, или иконы «Всех скорбящих радости», что «в Ордынцах». В исторической литературе было высказано мнение, что храм под именем Варлаама Хутынского упомянут в 1571 г. С именем Преображения Господня он известен с 1625 и был перестроен в камне в 1683—1685 гг.
К югу от них находилась церковь Иверской иконы Божьей матери, «что на Всполье» (или в Ордынцах), более известная по приделу Георгия Великомученика. Как деревянная она упоминается с 1625 г., а в камне была перестроена к 1673 г.
Еще одной церковью здесь был храм Покрова Богородицы «в Ордынцах», или «в Голиках» на Малой Ордынке, известный с 1625 г. Храм был уничтожен в 1930-е годы...
Последнее определение его местоположения обычно связывают или с именем позднейшего домовладельца или производят от слова «голики» — голая, безлесная местность. Но этот вопрос пока не решён окончательно …
Стрелецкая слобода
Вишняковский переулок напоминает о стрелецкой слободе, где в XVII веке на землях конюшенной слободы Большие Лужники поставили стрелецкий полк под командованием Матвея Вишнякова.
Главным храмом Стрелецкой слободы была церковь Троицы в Вишняках, деревянное здание которой известно с 1642 г.
В 1678 г. в память победы над турками при Чигири́не (была крепость, сейчас Чигири́н - город в Черкасской области Украины) церковь была перестроена в камне головами московских стрельцов Матвеева приказа Вишнякова пятидесятниками Назаром Перфильевым и Андреем Оленовым «с десятниками и со всеми рядовыми стрельцами, бывшими в осаде на службе великого государя в Чигирине».
Большие Лужники
К северу от современного Павелецкого вокзала, в районе нынешней ул. Бахрушина когда-то располагалась конюшенная дворцовая слобода Большие Лужники.
Слобод с названием "Лужники" в первопрестольной было три: Малые Лужники находились на современной Якиманке, где известна до сих пор церковь Иоанна Воина в Малых Лужниках (о ней говорили в статье, посвященной Якиманке); третья слобода с названием Лужники лежала в излучине Москвы-реки, там, где известен стадион с этим названием.
Центром слободы в Больших Лужниках являлась церковь Троицы. В 1653 г. в слободе было более 70 дворов. Церковь Троицы была закрыта и сломана в 1932-1933. Место занято школьным зданием. В 2003 примерно на месте главного алтаря установлена памятная Троицкая часовня.
Коломенская слобода
Уже за заставой, у Зацепы, при Борисе Годунове были поселены ямщики, образовавшие Коломенскую ямскую слободу.
Её дворы шли вдоль нынешней Дубининской улицы (названной по имени большевика И.К. Дубинина), которая до 1922 г. именовалась Коломенской ямской улицей.
Здесь до сих пор сохранился храм св. Флора и Лавра, покровителей лошадей, являвшийся центром слободы.
Когда по указу Петра I столица была перенесена в Санкт-Петербург, многие из тех, кто населял замоскворецкие слободки, а это были придворные овчинники, садовники, кузнецы, монетчики лишились своих заработков. Лишь торговцы практически не пострадали от таких кардинальных перемен.
Земли в Замоскворечье в ту пору были очень дёшевы. Их начали раздавать высоким военным чинам и купцам (в основном тем, кто занимался поставками для армии). Так Замоскворечье постепенно превратилось в купеческий район Москвы со своим особенным укладом, который очень ярко отобразил в своих произведениях уроженец этих мест, великий русский драматург А.Н. Островский.
На протяжении 19 века, несмотря на значительные перемены в государстве, которые повлекла за собой отмена крепостного права в 1861 года, атмосфера в этой части Москвы продолжает оставаться спокойной и комфортной. В это время Замоскворечье часто выбирали местом для проживания представители творческой интеллигенции.
В 1920-е годы Замоскворечье стало меняться, утрачивая исторически сложившийся архитектурный облик. При строительстве магистрали, которая соединяла Замоскворечье с центром Москвы, была полностью перестроена улица Большая Якиманка.
В 1931 году на стрелке Москвы-реки, образованной при строительстве Водоотводного канала, построили знаменитый Дом на набережной – колоссальный, совершенно автономный жилой комплекс.
Если же сравнивать район Замоскворечье с другими, то он сохранился относительно хорошо. Во многом это случилось благодаря тому, что в 1960-1970 годы крупные улицы Замоскворечья, расположенные в пределах Садового кольца были признаны заповедными зонами.
Среди самых известных достопримечательностей Замоскворечья: Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Дом-музей А. Н. Островского, Дом-музей С. А. Есенина, филиал Малого театра.
Интересно, что в соответствии с Постановлением МГК КПСС от 25 июня 1972 года «О застройке центральной части города Москвы», в Замоскворечье планировалось полное уничтожение исторической застройки города и постройка на месте старых новых зданий. Также хотели объединить Москву-реку и водоотводный канал и от Каменного до Москворецкого моста создать озеро — главный водоём Москвы (!) …
Но Замоскворечье спасли советские учёные. Так академики Лев Арцимович, Борис Рыбаков и Петр Капица в ноябре 1972 года написали разгромное письмо в «Правду».
Взгляните на этих спасителей исторической застройки Москвы...
(3 фото листать)
Нужно отметить, что в письме академиков приводился список уже снесённых памятников истории и архитектуры...
Разгорелся скандал, который не утихал несколько лет. Первый секретарь МГК КПСС В.В. Гришин и председатель исполкома Моссовета В.Ф.Промыслов метали гром и молнии. Академики - интеллектуалы не сдавались...
В итоге в 1976 году Леониду Брежневу пришлось вмешаться в конфликт академиков и властей Москвы и распорядиться о пересмотре плана застройки. Замоскворечье было спасено…
О других районах Москвы и исчезнувших старинных поселениях на её территории сделал подборку "История районов Москвы и исчезнувшие поселения". Загляните/полистайте/почитайте.