Найти тему
Моторное масло Kixx

Автомат или вариатор?

Оглавление

Современный автолюбитель избалован техническим решениями от производителей машин касательно автоматических трансмиссий: от классических гидромеханических схем до бесступенчатых вариаторов, CVT. Какой из вариантов лучше, проверенные временем гидромеханика или роботизированные схемы? У каждого из решений есть свои плюсы и минусы, давайте рассмотрим их подробнее.

Принцип работы классической АКПП и вариатора


Для начала обозначим характерные особенности работы классических “автоматов” и гидромеханических схем и их бесступенчатых конкурентов - вариаторов. Это важно, потому что от устройства коробок передач зависят их сильные и слабые стороны.

Вариатор

Вариатор - разновидность автоматической коробки передач, другое название бесступенчатая КПП, которая передает крутящий момент от двигателя к колесам и при этом плавно меняет передаточное число.

Принцип работы вариатора

Вариатор состоит из двух валов со шкивами. Шкив - довольно сложная конструкция из двух конусообразных дисков, верхушки которых могут синхронно сходиться и расходиться. За синхронность отвечает специальный гидропривод. Оба шкива соединены между собой ременной либо цепной передачей.

Ведущий шкив соединен с коленчатым валом двигателя, ведомый - с элементами трансмиссии, именно от него идет передача крутящего момента на ведущие колеса.

Изменение передаточного числа на вариаторе производится как по заранее заданным программам так и вручную. Этот тип трансмиссии обозначают CVT (Continuously Variable Transmission).

Существует несколько видов вариаторов:

  • Клиноременные со шкивами переменного диаметра;
  • Цепные;
  • Тороидальные.

Мы остановимся только на первом типе в силу его большей распространенности. У такого типа трансмиссии нет фиксированных передач, а есть так называемый диапазон, в рамках которого происходит плавное изменение передаточного числа через работу двух шкивов разного диаметра. Благодаря этому не происходит разрыва мощности. На вариаторе ощущается максимально плавное ускорение.

Автомат
Классическая автоматическая коробка передач (АКПП), она же “автомат” устроена иначе. Она состоит из нескольких основных деталей. Первое - гидротрансформатор. Он берет на себя роль сцепления и передает крутящий момент от коленчатого вала ДВС через вихревое движение трансмиссионной жидкости на трансмиссию. Таким образом, передача крутящего момента по факту осуществляется через рабочую жидкость.

Вторым важным элементом АКПП является редуктор с парами всех шестерен в постоянном зацеплении. Вспомогательные системы представлены: планетарной КПП,
фрикционными муфтами, гидроблоком и масляным насосом.

“Автомат” устанавливает ту передачу, которая необходима для конкретной скорости перемещения. Это избавляет водителя от ручного переключения скоростного режима. Электронные системы и датчики автоматически определяют нужный момент и полностью контролируют процесс.

-2

Плюсы и минусы вариатора и автомата


Итак, на основании различий в принципах работы трансмиссий вытекают их сильные и слабые стороны.

Чем хорош вариатор?

К достоинствам бесступенчатой КПП (вариатора) относятся:

  • Плавный ход - так как нет переключений передач;
  • Динамичный разгон;
  • Оптимальный КПД - за счет меньшей величины при передаче мощности;
  • Экономичность - высокий КПД обеспечивает более низкий расход топлива.

Минусы вариатора?
Необходимость замены ремня каждые 100-150 тысяч км;
Высокая избирательность к манере вождения - нежелательно агрессивное вождение с резкими стартами, противопоказана пробуксовка в снегу и грязи и резкий “зацеп" за твердую поверхность после нее. Запрещена буксировка с заглушенным мотором, исключение - вывешенная ведущие колеса;

Чем хорош автомат?
АКПП немного менее чувствительна к перегрузкам, чем вариатор;
Чуть более надежная и отработанная конструкция по сравнению с вариатором, потому что “автомат” существует дольше и не раз подвергался доработкам

Минусы автомата?
Немного больший, чем у вариатора расход топлива;
Стоимость обслуживания - жидкость для гидротрансформатора и сопутствующая замена фильтров значительно удорожают обслуживание.
Сложно найти грамотного специалиста по ремонту;

Как видите, плюсы и минусы классической АКПП и вариатора трудно назвать подавляющими. И однозначного решения тут, пожалуй, нет. Кому-то важнее стоимость ремонта, кому-то хотя бы минимальная экономия на топливе. Выбирать КПП нужно по манере вождения и условиям эксплуатации. Еще можно съездить на тест-драйв и посмотреть на ощущения от обеих коробок. А если не хочется заморачиваться и углубляться, выбирайте что угодно - в условиях города вы скорее всего не заметите разницу между вариатором и “автоматом”. Выбор коробки - больше дело вкуса.

А что предпочитаете вы, АКПП или вариатор?