Найти тему

Apache не вертолёт? Или история о Мустанге, превращенного в храброго индейца

Оглавление

Штурмовой вертолет Boeing AH-64 "Apache" - пожалуй один из лучших вертолётов на современном поле боя и конкуренцию ему составит только МИ-28Н "Ночной охотник" и КА-52 "Аллигатор". Подобно воинам коренного американского племени апачей, в честь которого он назван, вертолет может наносить быстрые и сильные удары. Однако AH-64 - не первая боевая птичка, носящая имя "Apache".

В феврале 1942 года компанией North American Королевским ВВС Великобритании был представлен Mustang Mk. I в качестве самолета разведки и наземной поддержки. Когда закончились средства по договору ленд-лиза с Великобританией, 93 "Мустанга" были переданы ВВС армии США. Президент North American Aviation Говард Киндельбергер добивался от ВВС США контракта на постройку большего количества "Мустангов", получивших американское обозначение P-51. Однако в 1942 финансовом году не было средств на новые контракты на истребители. Однако на штурмовик средства были выделены.

Видя потенциал P-51 как истребителя и желая сохранить его в производстве, генерал Оливер П. Эколс выдал тактико-техническое задание на его модификацию в качестве бомбардировщика. Добавив пилоны для бомб, тормозные щитки для пикирования и более жёсткое крыло, P-51 был модернизирован в A-36A. Получив официальное название "Apache", пятьсот экземпляров A-36A были заказаны у компании North American в рамках контракта, заключенного в апреле 1942 года. Всего пять месяцев спустя первый Apache выкатился с завода в Инглвуде и в октябре совершил свой первый испытательный полет.

Производственная линия NAA Inglewood октябрь 1942 г.
Производственная линия NAA Inglewood октябрь 1942 г.

A-36A был оснащен двумя пулеметами M2 Browning 50-го калибра в носовой части и еще четырьмя в крыльях. Благодаря двум пилонам под крылом, Apache мог нести до 454 кг бомбовой нагрузки. В отличие от истребителя P-51, от которого он произошел, A-36A так и не был оснащен двигателем Rolls-Royce Merlin. Вместо этого он сохранил свой двигатель Allison V-12 так как ВВС США планировали использовать "Apache" на высоте до 3500 метров.

Первые "Апачи" были применены в боевых действиях в начале 1943 года. Они летали в Северной Африке и во время вторжения союзников на Сицилию. Благодаря тормозным щиткам, A-36A был эффективным штурмовиком. После Сицилийской кампании эскадрильи "Apache" активно использовались для зачистки артиллерийских позиций противника при непосредственной поддержке наступающих войск союзников. Именно в это время 27-я истребительно-бомбардировочная группа подала прошение об изменении названия A-36A на "Invader" (Захватчик). Но официально название так и не было изменено. Интересно, что в большинстве боевых отчетов не использовались ни "Apache", ни "Invader". Скорее, A-36A часто упоминался в отчетах как "Мустанг".

Самолет A-36A Apache из 86-й бомбардировочной группы
Самолет A-36A Apache из 86-й бомбардировочной группы

Хотя "Apache" был модифицирован в штурмовик, он сохранил некоторые боевые качества P-51, от которого он произошёл. Самолет одержал победу 84 раза в воздушных боях. Был даже один ас на "Apache", лейтенант Майкл Т. Руссо. Однако к июню 1944 года "Apache" в Европе были заменены на Curtiss P-40 Warhawks и Republic P-47 Thunderbolts.

"Apache" также принимал участие в боевых действиях на театре военных действий Китай-Бирма-Индия. Однако он оказался в невыгодном положении по сравнению с японским Nakajima Ki-43 Oscar. Oscar был легче и намного более манёвренным на любой высоте, чем "Apache". Более того, "Apache" часто выполняли дальние полеты на большой высоте над Гималаями, где производительность двигателя Allison была гораздо ниже пиковой мощности. В результате "Апачи" несли тяжелые потери в боях с японцами, не выиграв ни одного воздушного боя.

A-36A "Margie H" в экспозиции Национального музея ВВС США
A-36A "Margie H" в экспозиции Национального музея ВВС США

"Apache" служили до конца войны, некоторые из них сохранились в США в качестве учебных самолетов. Несмотря на свою относительную безвестность по сравнению с другими самолетами Второй мировой войны, A-36A сыграл важную роль в победе союзников, особенно на Средиземноморском театре военных действий. Сегодня два пригодных к полетам A-36A находятся в частной собственности, а один выставлен в Национальном музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо.

Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Также Вы можете прочитать другие статьи канала

Школьный учитель с гранатометом? Или история о Безумном майоре против танков.

Перчаточный пистолет от Тарантино. Факт или вымысел? Или кратко об операции "Greenup".

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала. Также подписывайтесь на телеграмм-канал. Спасибо за то что читайте публикацию.

С Уважением.