Найти тему
Николай Цискаридзе

Слишком много часов надо провести вместе, чтобы имитировать такую бестелесность

– Николай, возвращаясь к разговору о белом балете и романтизме. Вот белым балетом стали называть те балеты, в которых танцовщицы выходят в белом, а потом этот, собственно, термин стал втягивать другой тип балета или нет?

– Нет, его просто стали приставлять, вот этот белый балет, обязательно к большому парадному спектаклю. Даже, допустим, в балете «Дон Кихот» есть такая сцена «Сон Дон Кихота», где он среди дриад.

И так каждый раз они находили повод, чтобы много что-то такого светлого появилось среди каких-нибудь характерных танцев, драмы какой-нибудь. Вот это было очень важно.

«Сон Дон Кихота»
«Сон Дон Кихота»

– По хореографии балета такой вопрос к вам. Вы очень часто, в своих рассказах про балет, упоминаете сны и видения. А видения и мечты, это, конечно, неотъемлемая часть. Все читали Александра Сергеевича Пушкина, все смотрели массу работ театральных. Вот это видение, это абсолютно несуществующая мечта, это же всегда признак романтизма?

– Ну, конечно. Это то, что не может состояться. То, что не может произойти.

– А что происходит тогда в «Шопениане»?

«Шопениана». С Надеждой Павловой
«Шопениана». С Надеждой Павловой

– В ХХ веке, когда уже даже арт-нуво идет уже вовсю. Начало ХХ века. Еще ар-деко не пошло, но арт-нуво уже вовсю идет. Появляется балет «Шопениана». Это 1907 год.

Конечно Шопен один из величайших романтических композиторов; и на его произведения Фокин ставит свой балет.

Очень советую вам посмотреть видео, где танцуют Галина Сергеевна Уланова с Владимиром Преображенским.

Галина Сергеевна говорила мне одну очень интересную вещь: Коля, поймите, «Шопениана» – это балет про счастье, про радость и не надо здесь страдать. Это в разных интерпретациях, где к поэту, где к музыканту приходит муза. Он в окружении муз, он творит, это все про счастье, этот спектакль не про печали.

К сожалению, многие несчастные строят рожи, бровки домиком, очень страдают, но этот балет не про страдание.

Фокин был удивительным человеком и он был противником классического балета. И вдруг он ставит спектакль, где он рождает... Ведь классический балет немножко другой, а это уже импрессионизм в балете. Если в классическом балете будет обязательно точная позиция, первая, третья, у Фокина будет – «ива наклонилась», никогда не будет точной классической позиции, как это было у Петипа.

Галина Уланова, Римма Карельская и Николай Фадеечев
Галина Уланова, Римма Карельская и Николай Фадеечев

В балете «Шопениана» не должно быть замочков. Танцовщик должен держать партнершу как бы за пальчики, имитируя бестелесность и легкость.

Это на самом деле отрепетировать очень сложно, потому что слишком много часов надо провести вместе в репетиционном зале, чтобы имитировать такую бестелесность.

Еще обратите внимание, как Преображенский Уланову за крылышки тянет. Не просто так. Он хочет ее поймать, но она все время от него убегает.

«Шопениана». Гала-концерт посвященный 100-летию со дня рождения Галины Улановой. 2010 год.
«Шопениана». Гала-концерт посвященный 100-летию со дня рождения Галины Улановой. 2010 год.

И конечно, все эти поддержки, их не было даже в начале ХХ века. Они не поднимали партнершу выше своей головы.

Еще одна из ипостасей романтического балета. К сожалению, появляются травести. Женщины-травести, которые играли мужские роли. Потому что мужчины не все могли танцевать. Одевали женщину в мужчину, она начинала танцевать.

Фанни Эльслер
Фанни Эльслер

– А пример такой можете привести?

– Фанни Эльслер танцевала со своей старшей сестрой.

– Где она танцевала мужчину?

– Да. Она ей аккомпанировала всю жизнь.