– Николай, возвращаясь к разговору о белом балете и романтизме. Вот белым балетом стали называть те балеты, в которых танцовщицы выходят в белом, а потом этот, собственно, термин стал втягивать другой тип балета или нет?
– Нет, его просто стали приставлять, вот этот белый балет, обязательно к большому парадному спектаклю. Даже, допустим, в балете «Дон Кихот» есть такая сцена «Сон Дон Кихота», где он среди дриад.
И так каждый раз они находили повод, чтобы много что-то такого светлого появилось среди каких-нибудь характерных танцев, драмы какой-нибудь. Вот это было очень важно.
– По хореографии балета такой вопрос к вам. Вы очень часто, в своих рассказах про балет, упоминаете сны и видения. А видения и мечты, это, конечно, неотъемлемая часть. Все читали Александра Сергеевича Пушкина, все смотрели массу работ театральных. Вот это видение, это абсолютно несуществующая мечта, это же всегда признак романтизма?
– Ну, конечно. Это то, что не может состояться. То, что не может произойти.
– А что происходит тогда в «Шопениане»?
– В ХХ веке, когда уже даже арт-нуво идет уже вовсю. Начало ХХ века. Еще ар-деко не пошло, но арт-нуво уже вовсю идет. Появляется балет «Шопениана». Это 1907 год.
Конечно Шопен один из величайших романтических композиторов; и на его произведения Фокин ставит свой балет.
Очень советую вам посмотреть видео, где танцуют Галина Сергеевна Уланова с Владимиром Преображенским.
Галина Сергеевна говорила мне одну очень интересную вещь: Коля, поймите, «Шопениана» – это балет про счастье, про радость и не надо здесь страдать. Это в разных интерпретациях, где к поэту, где к музыканту приходит муза. Он в окружении муз, он творит, это все про счастье, этот спектакль не про печали.
К сожалению, многие несчастные строят рожи, бровки домиком, очень страдают, но этот балет не про страдание.
Фокин был удивительным человеком и он был противником классического балета. И вдруг он ставит спектакль, где он рождает... Ведь классический балет немножко другой, а это уже импрессионизм в балете. Если в классическом балете будет обязательно точная позиция, первая, третья, у Фокина будет – «ива наклонилась», никогда не будет точной классической позиции, как это было у Петипа.
В балете «Шопениана» не должно быть замочков. Танцовщик должен держать партнершу как бы за пальчики, имитируя бестелесность и легкость.
Это на самом деле отрепетировать очень сложно, потому что слишком много часов надо провести вместе в репетиционном зале, чтобы имитировать такую бестелесность.
Еще обратите внимание, как Преображенский Уланову за крылышки тянет. Не просто так. Он хочет ее поймать, но она все время от него убегает.
И конечно, все эти поддержки, их не было даже в начале ХХ века. Они не поднимали партнершу выше своей головы.
Еще одна из ипостасей романтического балета. К сожалению, появляются травести. Женщины-травести, которые играли мужские роли. Потому что мужчины не все могли танцевать. Одевали женщину в мужчину, она начинала танцевать.
– А пример такой можете привести?
– Фанни Эльслер танцевала со своей старшей сестрой.
– Где она танцевала мужчину?
– Да. Она ей аккомпанировала всю жизнь.