Найти тему
Кино и книги

"Не только Гришка Мелехов": 3 фильма советского кино с актером Андреем Абрикосовым в ролях кулаков и бабников

Оглавление

Андрей Львович Абрикосов - талантливый, популярный и просто на редкость красивый в молодости советский актер 30-60-х гг. ХХ в. заслуженно носил звание народного артиста СССР. Зрители полюбили его с первой роли в кино: Григория Мелехова из экранизации романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" 1930 г.

Как бы ни хорош был цветной и звуковой фильм, снятый по тому же роману Сергеем Герасимовым в 1957-58 гг., где главного героя безупречно сыграл Петр Глебов, по-моему, для изображения юности своего персонажа актер был уже слишком в возрасте и вылитый молодой Гришка Мелехов все же - Андрей Абрикосов.

Он много снимался, но сегодня я предлагаю вспомнить работы, где актер играл не самых выигрышных героев. Настоящий артист может сыграть все, а он таким и был.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Вражьи тропы" 1935 г.

1929 г. Казахстан (или, как тогда говорили и писали, Казакстан). В двухэтажном крестовом доме торговца скотом Епифана Окатова на хуторе Арлагурь идет гулянка с песнями. Русский человек гуляет с горя и с радости, но радости в тоне праздника не чувствуется, хоть Окатов и сыграл только что свадьбу дочери. Народ, включая казахов, любопытствует и терпеливо ждет развязки под окнами со своими лошадьми и верблюдами.

В горнице окатовского дома гости достигли того расслабленного состояния, когда все сидят в обнимку, кроме тех, кто под столом. Выпивка и богатые яства уже не привлекают и только песня со слезой может выразить душевное состояние присутствующих. Они и поют нечто на мотив "Бродяги", но про поход казаков.

Зять Епифана, маленький человечек в фуражке, играет на гитаре с бантом, красавец-сын Иннокентий с трагическим выражением лица растягивает меха гармони, а сам хозяин погружен в мрачную сосредоточенность.

Кадр из фильма "Вражьи тропы". Епифан и Иннокентий Окатовы.
Кадр из фильма "Вражьи тропы". Епифан и Иннокентий Окатовы.

Сын слегка задевает его гармонью и кивает на выход. Старик неохотно поднимается, выходит на крыльцо, затем перемещается на пожарную каланчу, так как аудитория растет, и при всем народе начинает каяться в своей неправедной жизни.

Получается немного забавно и показушно, но Епифан - не актер, а хуторяне - нетребовательная аудитория. Большинство слушает с сочувствием, особенно, когда оратор переходит к имуществу. Дом свой он добровольно передает обществу под школу, а инвентарь и скот жертвует беднейшему населению.

Кадр из фильма "Вражьи тропы". Кающийся Епифан (Михаил Нароков).
Кадр из фильма "Вражьи тропы". Кающийся Епифан (Михаил Нароков).

Толпа плавно перетекает в хуторской сельский Совет, где Епифан Окатов, босой и с посохом, утверждает дары документально. Народ радуется и прибытку, и зрелищу, некоторые даже озаботились положением наследника Иннокентия, но он сам появляется среди толпы, чтобы разъяснить свое будущее.

— "И мне от папаши тоже ни духу не надо. Я на сегодняшний день тоже отрезанный ломоть. Постольку поскольку я ухожу по осени в Рабоче-Крестьянскую Красную нашу Армию.

— Ну это ты брось загинать! Лишенцам в Красной Армии места нету! — крикнула привставшая на цыпочках Фешка.

— Извиняйте. Нисколько не загинаю. Постольку поскольку никакой я в данный момент не лишенец. Это папашу могли бы кое-чего лишить, кабы он добровольно сам всего не лишился. Папаша отрекся от нажитого добра. Я отрекаюсь от папаши." (Шухов И. "Ненависть".)

Задумка была хорошая: если все равно скоро все отберут, да еще и сошлют, лучше отдать добровольно и заработать хоть репутацию, помогающую вписаться в новые порядки, но всегда есть такие недоверчивые люди, как батрачка Фешка Сурова или казах Аблай.

Фильм поставлен по роману Ивана Шухова "Ненависть". Книгу я бы тоже советовала прочесть, сюжетных линий и героев там больше и она написана хорошим языком. Наиболее интересен будет роман, я думаю, жителям описанных в нем мест.

Там много говорится не только о временах коллективизации (на мой взгляд, роман реальнее, чем "Поднятая целина" освещает сложности с организацией колхозов), но и о дореволюционной жизни казаков и переселенцев из центральной России.

Фильм отличается от первоисточника еще тем, что почти все его герои говорят на языке, напоминающем речь героев рассказов Михаила Зощенко. В романе он тоже есть, но разбавляется нормальной речью большинства персонажей.

Этот насыщенный неграмотно применяемыми научными и политическими терминами стиль разговора самоувереннее всего употребляет Иннокентий, стремящийся не только выжить, но и карьеру построить. Мне даже интересно, чем его так поразил остров Мадагаскар, который он неизменно упоминает как место ссылки.

Даже его эгоистически-трагическое обращение к соратникам, которых он упрекает в том, что без них ему бы было легче пробиться, выражающее одиночество и загнанность, звучит смешно, хотя герой в этот момент предельно искренен.

"Я одинок как столб в пустынных пространствах данной местности. Подождите, вот придут они, и раздавят вас вашими же машинами, и выставят как чуждый индивидуум из орбиты кровных владений.("Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1173/forum/)

Можно сказать, что великолепная фактура актера Андрея Абрикосова противоречит образу бессердечного, трусоватого негодяя, но Иннокентий Окатов и в книге таков: красавец, карьерист и подлец.

Кадр из фильма "Вражьи тропы". Кулацкий сын Иннокентий Окатов и комсомолец с Турксиба, бывший местный пастух Роман Каргополов (Борис Тенин) - непримиримые враги на личном и общественном фронте.
Кадр из фильма "Вражьи тропы". Кулацкий сын Иннокентий Окатов и комсомолец с Турксиба, бывший местный пастух Роман Каргополов (Борис Тенин) - непримиримые враги на личном и общественном фронте.

В сюжете есть и любовный треугольник, и неудавшаяся свадьба, много личных человеческих отношений и живых образов, позволяющих избежать излишней политизированности.

Нельзя также не отметить одного из интереснейших персонажей картины в его самой сильной сцене: Лазаря Нашатыря (Николай Плотников), бедного мужика с одной лошаденкой, которому и кулаки противны и колхоз не особенно нравится. Подкупленный обещанием Ерофея Окатова подарить ему хорошего коня Лазарь соглашается поджечь неубранное колхозное поле, не предвидя проблем.

Кадр из фильма "Вражьи тропы". Епифан Окатов и Лазарь Нашатырь (Николай Плотников).
Кадр из фильма "Вражьи тропы". Епифан Окатов и Лазарь Нашатырь (Николай Плотников).

Поле-то он поджег, но разве может крестьянин, знающий каким трудом этот хлеб выращен, выдержать зрелище горящего урожая? Долгожданного БОГАТОГО урожая? Разумеется, он же бросается его тушить, а потом падает на землю, плача то ли от несбывшейся мечты по коню, то ли от невольного чувства вины.

О фильме можно говорить еще много, там снималось целое созвездие великих актеров: Михаил Нароков (Епифан Окатов), Борис Тенин (Роман Каргополов, председатель колхоза "Интернационал"), Эмма Цесарская (Фешка Сурова), Марина Ладынина (Линка, Елена Дроздова, учительница), Петр Репнин (зять Бутешкин).

К сожалению, музыкальное сопровождение картины не очень порадовало: хор на гулянке в доме Окатова звучит невнятно, а очень интересно было бы понять, что поют. От редкой песни "Ах, куда вы ушли, атаманы?" исполнен один куплет.

Внятно звучит только пение главного положительного героя Каргополова по дороге в родную деревню, как раз наименее интересное и слишком нарочитое, поскольку в жизни даже комсомолец с Турксиба, возвращаясь домой в одиночку, вряд ли поет песни о труде и красоте родной земли.

"Партийный билет" 1936 г.

1932 г. 1 мая, уже вечер, стемнело. Толпа празднующей молодежи, одетой по-летнему нарядно, с воздушными шариками и неизбежным гармонистом отплывает на пароходике от пристани. Внезапно появляется отставший пассажир - высокий парень в куртке, зимней шапке и с чемоданом, видно - издалека.

Ему кричат: "Прыгай!", тот прыгает и цепляется за борт. Ребята вытаскивают. Над рисковым парнем шутят и незло смеются, поскольку настроение у всех веселое. Он не обижается, его ответная белозубая улыбка полна обаяния. "- Э, ребята, а что в Симоновку попаду?" - "Попадешь, мы и есть симоновские! Настоящие, природные!"

Между тем, Яша пытается объясниться в чувствах с Анкой и первый шаг для этого сделан: он накрывает плечи любимой своим пиджаком, теперь можно и обнять девушку, но тут до парочки доносится задумчивый возглас: "Москва!".

Последний пассажир, наделавший столько шума, рассматривает сверкающую праздничными фейерверками столицу. Слово за слово, выясняется, что приезжий с Иртыша, как он выражается - чалдон, но вот и Симоновка.

Здесь наш герой, здороваясь, входит в деревенский семейный дом. Хозяйка, молодая и смазливая, бросается к нему с радостным возгласом: "Паша!". Муж же, напротив, смотрит на Пашу неласково и без обиняков мрачно отвечает: "Прощайте!"

Павел, разведя руками, выходит. Бедная рыдающая женщина бросается за ним, схватив со стола первое, что попалось из съестного (копченую рыбу), догоняет, обнимает. Он говорит ей какие-то ласковые слова.

Недалеко прогуливаются и Анна с Яшей, перешедшим, наконец, к своему признанию. Выходит у него довольно комично и Анна смеется, хотя и отрицает это. Бедный Яша, прямо скажем, - не мечта девушки.

Мрачный Павел останавливается у какого-то забора и сворачивает голову доставшейся рыбешке. Сейчас он один и притворяться не перед кем: "Бабы!" - презрительно и разочарованно говорит он, глядя на подарок, но, гордо подняв голову, с привычной самоуверенностью, добавляет: "Бабы - они еще мои!"

Абрикосов играет более умную и тонкую , чем во "Вражьих тропах" вариацию на тему кулацкого сына, пытающегося встроиться в изменившуюся действительность.

Его Павел Куганов умен, смел, изобретателен, умеет работать, знает, что производит впечатление на женщин и умеет ладить с искренними и добрыми парнями вроде Яши, который готов для друга в лепешку расшибиться, что тот и использует.

Кадр из фильма "Партийный билет". Павел (Андрей Абрикосов) и Яша (Игорь Малеев):        - Куришь? - Позволяю! (цитата из картины).
Кадр из фильма "Партийный билет". Павел (Андрей Абрикосов) и Яша (Игорь Малеев): - Куришь? - Позволяю! (цитата из картины).

Говорить грамотно он тоже умеет, а уж поет о любви так, что сердце тает. Путь к построению карьеры старый, добрый и проверенный: выгодный брак. Раньше это были деньги, титул, сейчас - партийная жена-ударница. Благодаря другу, жене и собственным интригам Павел добивается всего о чем мог мечтать, но есть у него знакомства и другого характера.

Наш герой связан с иностранной разведкой и получает задание достать партбилет на имя женщины. Партбилет жены сгодится. Честно говоря, шпионская деятельность Павла Куганова/Ивана Зюбина - самая притянутая за уши линия сценария.

Без нее получилась бы отличная, правдивая история о партийном карьеристе (необязательно из кулаков), но политический курс требовал другого, да и так ли неактуальна тема деятельности иностранных разведок накануне, как мы знаем, большой войны? Вот только приклеена она топорно: не было, не было шпионов и, вдруг, героя вызывает резидент.

Фильм динамичный, сочетающий мелодраму со шпионским триллером. Игра Андрея Абрикосова (Павел) и Ады Войцик (Анна) впечатляет. Смотрится картина с неослабевающим интересом. Еще бы, режиссер - Иван Пырьев. Единственное, что вызывает недоумение: где сын сибирского кулака так прекрасно научился играть на фортепьяно?

"Бабы" 1940 г.

1940 г. Поволжье. Степан и Варвара Кладовы женаты уже десять лет. У них двое детей: мальчик и девочка. Муж работает в рыболовецком колхозе, жена ведет хозяйство. Относится Степан к Варваре свысока: он - кормилец и поилец, всех содержит, а она - баба, должна хозяина обслуживать и благодарна быть.

Кадр из фильма "Бабы". Варвара (Алла Тарасова) и Степан (Андрей Абрикосов).
Кадр из фильма "Бабы". Варвара (Алла Тарасова) и Степан (Андрей Абрикосов).

Варвара привыкла, но тут Степан еще и увлекся красивой поварихой Ольгой, готовящей на их бригаду. Ольга - хороша, бойка, самоуверенна. Бегает за ней Кладов как мальчишка, другому рабочему, Казанку, за одни слова о благосклонности к нему поварихи морду набил.

Та готова принять Степана, но требует, чтобы он бросил семью и переезжал к ней, что мужику не нравится. Он бы хотел сохранить и семью, и любовницу.

Местные, особенно бабы, уже в курсе, но тут заводная комсомолка Паша, организующая женскую рыболовецкую бригаду, приглашает Варвару вступить, уехать с детьми на лов и, вообще, не хвататься за мужа, можно и самой содержать себя с детьми.

Паше хорошо говорить, она молодая, свободная, еще только встречается с местным трактористом, а тут - десять лет совместной жизни, дети, неуверенность.

Степан сам все испортил, явившись домой не в духе, назло Ольге, чтоб показать, что он и к жене может уйти. Взял слишком пренебрежительный тон и вызвал протест даже у покладистой Варвары, а тут еще Паша за ней пришла. В общем, Варвара с детьми уехала рыбу ловить, а Степан остался один и, разумеется, рванул обратно к Ольге.

Кадр из фильма "Бабы". Степан и Ольга (Эмма Цесарская).
Кадр из фильма "Бабы". Степан и Ольга (Эмма Цесарская).

Как это часто бывает, начальство наобещало много, а не сделало почти ничего: даже помещение для новой бригады не подготовило - натуральная развалюха, да и бригадира поставило никудышного, хвастуна Казанка.

Привычная к труду Варвара взялась за приведение в порядок жилья, подала пример уже готовым вернуться женщинам и те, признав ее умение работать и страсть к порядку, вскоре выбрали женщину бригадиром, а это еще и приличные заработки.

Степану придется пересмотреть свои взгляды, тем более, что Ольга не такая мягкая и душевная, как брошенная жена.

Кадр из фильма "Бабы". Наступили и для Ольги тяжелые дни.
Кадр из фильма "Бабы". Наступили и для Ольги тяжелые дни.

Фильм о достоинстве женщины, о ее способности пережить все трудности, вынести все тяготы жизни и освоить, если нужно, любую профессию. Через год после выпуска фильма началась война, мужчины ушли на фронт, а тыл остался в руках таких женщин как героини картины.

Участники любовного треугольника - самые яркие герои картины. Варвара - Алла Тарасова, Степан - Андрей Абрикосов, Ольга - Эмма Цесарская. Степан, конечно, очень неправ, но поневоле посочувствуешь человеку, вынужденному выбирать между яркой красотой героини Цесарской и женственным обаянием персонажа Тарасовой.

Абрикосова здесь несколько затирают его партнерши, которым отведено больше времени, но играет он, как всегда, психологически убедительно и органично. Герои и их отношения сильно меняются в ходе развивающихся событий.

Хорошо показана Волга и лов рыбы. Можно полюбоваться на кишащих в сети огромных осетров, снятых без всякой бутафории. Труд, конечно, тяжелый и совсем не женский, но жизнь тогда заставляла приниматься за многое.

В фильме много музыки композитора Льва Шварца и песен на стихи Михаила Исаковского, что придает картине лирический характер. Есть и юмор, связанный, в основном, с образами неудачливого бригадира Терения Казанка (Владимир Баталов) и деда-сторожа (фамилия актера отсутствует в титрах). Мне еще очень понравилась трактористка Мотя (Надежда Ефимова).

Жаль, что исполнители ролей многих заметных персонажей неизвестны. К недостаткам я бы отнесла слишком пафосную и примиренческую концовку.

Заканчивая обзор, надеюсь, что эти фильмы привлекут ваше внимание. Если статья вам понравилась, прочтите предыдущую, посвященную ролям известных советских актеров:"Русский матрос, капитан, золотопромышленник" - 3 яркие роли заслуженного актера советского кино Ивана Федоровича Переверзева".

-12