Найти тему
Dmitry Zima

Непростые восемь цифр. Что таит в себе восьмизначный код на борту подвижного состава.

"Ядерные галоши" — как СССР пол-Европы атомными станциями застроил
Dmitry Zima30 декабря 2021

Многие, я думаю, видели длинный номер из восьми цифр, который нанесен на бортах вагонов и локомотивов. Некоторые скажут: "Ну, номер и номер. Что в нём такого?" Но нет — это не те цифры, которые присваивают какому-нибудь стулу в кабинете госучреждения при описи имущества. Каждый восьмизначный номер содержит в себе максимальную информацию о единице подвижного состава.

Стоит отметить, что на современных вагонах и локомотивах номер также содержится в специальном датчике, который крепится на кузов, что-то наподобие чипа NFC. Называется он КБД — кодовый бортовой датчик.

Подробнее о нем и том, как это работает можно прочитать в статье

Действующая на железных дорогах России и железных дорогах республик бывшего СССР система нумерации локомотивов была внедрена в 1984 году. Согласно этой системе любой подвижной состав располагается в общем цифровом диапазоне от 0010000 до 9999999. Восьмой знак номера - контрольный, подтверждает правильность ввода остальных цифр.

Для вычисления контрольной цифры применяют Алгоритм Лу́на
Данный алгоритм был разработан сотрудником фирмы IBM
Хансом Питером Луном, описан в США в 1954 году, патент получен в 1960 году.

Наиболее распространённые применения для подсчёта контрольной цифры:

  • Номера всех банковских карт
  • Номера некоторых дисконтных карт
  • Коды социального страхования
  • Расчёт контрольной цифры номера ПС РЖД и некоторых стран СНГ, ЖД Европы.
  • IMEI-коды.
  • Расчёт ICCID (англ. integrated circuit card identifier) — уникальный серийный номер SIM-карты.

Контрольная цифра рассчитывается из первых семи цифр номера. Возьмем, к примеру, номер тепловоза 2ТЭ116-696:
1 6 8 5 3 9 2 1

2ТЭ116-696
2ТЭ116-696

Нечетные цифры по порядку номера (первая, третья, пятая и седьмая) умножаются на множитель 2, а четные - на 1:
1 × 2 = 2
6 × 1 = 6
8 × 2 = 16
5 × 1 = 5
3 × 2 = 6
9 × 1 = 9
2 × 2 = 4

Затем осуществляется поразрядное суммирование полученного произведения и определяется цифра, дополняющая полученную сумму до ближайшего числа, кратного 10 (по модулю "10"):

2 + 6 + 1 + 6 + 5 + 6 + 9 + 4 = 39

Ближайшее число к 39 кратное 10 — это 40

Производим вычитание и получаем контрольную цифру:

40 - 39 = 1

Теперь рассмотрим по порядку, что означает каждая цифра в номере ПС.

Начнем с пассажирских вагонов. Номер на них, обычно, наносится в две строки.

Первая цифра - род единицы подвижного состава.
Для пассажирских — это "0"

Вторая и третья цифры: код дороги, к которой приписан вагон:

  • Октябрьская 01-07;
  • Калининградская 10;
  • Московская 17-23;
  • Горьковская 24-27;
  • Северная 28-31;
  • Северо-Кавказская 51-53;
  • Юго-Восточная 58-60;
  • Приволжская 61-62;
  • Куйбышевская 63-65;
  • Свердловская 76-79;
  • Южно-Уральская 80-82;
  • Западно-Сибирская 83-87;
  • Красноярская 88-89;
  • Восточно-Сибирская 90-93;
  • Забайкальская 94-95;
  • Дальневосточная 96-98;
  • Сахалинская 99.

Четвертая цифра - тип пассажирского вагона:

  • 0 — мягкий;
  • 1 — купейный;
  • 2 — плацкартный;
  • 3 — межобластной вагон с сидячими местами;
  • 4 — почтовый и банковский;
  • 5 — багажный и почтово-багажный;
  • 6 — вагон-ресторан;
  • 7 — служебно-технический (дефектоскоп, путеизмеритель и т.д.);
  • 8 — спецвагон;
  • 9 — резерв;

Пятая, шестая и седьмая цифры - означают порядковый номер вагона. Для купейного — в пятой цифре содержится дополнительная информация о наличии в вагоне буфета, радиостанции, является ли вагон штабным и т.д.

Восьмая цифра - контрольная цифра.

Рассмотрим картинку выше и попробуем расшифровать информацию о вагоне - 017 10326:

род вагона: 0 - пассажирский вагон.
железнодорожный код приписки: 17 - Московская железная дорога;
категория вагона: 1 - купейный вагон;
порядковый номер вагона: 032;
контрольная цифра: 6;

У грузовых вагонов номер расшифровывается немного иначе.

Первая цифра - род единицы подвижного состава:

  • 0 — пассажирские вагоны;
  • 1 — локомотивы, путевые машины, краны и другие механизмы;
  • 2 — крытые грузовые вагоны;
  • 3 — транспортеры, шестиосные вагоны, четырехосные хоппер-дозаторы и думпкары;
  • 4 — платформы;
  • 5 — вагоны, находящиеся в собственности предприятий других ведомств;
  • 6 — четырех- и восьмиосные полувагоны;
  • 7 — четырех- и восьмиосные цистерны;
  • 8 — изотермические четырехосные вагоны;
  • 9 — прочие четырехосные вагоны;

Вторая цифра - Шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам.
Второй знак номера (кроме прочих, номер которых начинается с 3) кодирует осность:

  • 0-8 — означают четырехосные;
  • 9 — восьмиосные вагоны;
  • у шестиосных вагонов вторая цифра номера — 6;
  • у транспортеров вторая цифра номера — 9;

Кроме осности, вторая цифра определяет:

  • для платформ — длину рамы;
  • для 4-осных полувагонов — наличие люков в полу и торцевых дверей,
  • для цистерн — специализацию, например:
    3, 4, 5 — нефтебензиновые;
    6 — для химических грузов
    7 — для остальных грузов
  • для рефрижераторных — типы;
  • для крытых вагонов объем кузова, например:
    0 — означает, что объем кузова вагона равен 120 м3;
    2 и 3 — объем кузова более 120 м3;
    4-7 — кузов выполнен с уширенным дверным проемом;

Третья цифра - содержит дополнительную характеристику:

  • для восьмиосных полувагонов — наличие люков в полу и торцевых дверей;
  • для прочих вагонов и цистерн — род перевозимого груза;
  • для рефрижераторных вагонов и ледников — особенности конструкции;

Например, для четырехосного хоппера-дозатора типа ЦНИИ-ДВ3М здесь будет проставлена цифра в интервале 5–7

Третий знак транспортеров характеризует их тип:

  • 0, 1 и 2 — площадочные;
  • 3 — платформенные;
  • 4 и 5 — колодцевые;
  • 6 и 7 — сцепные крайние платформы;
  • 8 — сцепные средние платформы;
  • 9 — сочлененные;

Четвертая, пятая и шестая цифры - технической характеристики не несут и означают номер у всех вагонов, кроме транспортеров, присвоенный заводом изготовителем при выпуске.

Четвертый знак транспортера характеризует дополнительные данные: длину и массу тары.

Седьмая цифра - содержит сведения о наличии сквозной переходной площадки:

  • 0-8 — переходная площадка не имеется;
  • 9 — имеется;

Восьмая цифра - контрольная цифра

Для тягового подвижного состава система нумерации тоже своя.

Пример номера на грузовом тепловозе
Пример номера на грузовом тепловозе

Первая цифра - вид ПС:
Для тягового подвижного состава — это "1"

Вторая цифра - тип ПС (в зависимости от 1-го знака);

  • 1 — электровозы односекционные;
  • 2 — электровозы многосекционные;
  • 3 — электропоезда;
  • 4 — вагоны электросекций и метрополитенов;
  • 5 — тепловозы односекционные;
  • 6 — тепловозы многосекционные;
  • 7 — дизель-поезда, автомотрисы;
  • 8 — мотовозы, автодрезины, мотодрезины;
  • 9 — путевые машины и механизмы;
  • 0 — паровозы;

Третья цифра - обозначает род службы ТПС (пассажирский, грузовой, грузопассажирский, маневровый), а для электровозов, кроме того, тип электровоза (переменного тока, постоянного тока, двойного питания).

Односекционные электровозы:

0 — пассажирский постоянного тока;

1 — грузовой постоянного тока;

2, 5-7 — резерв;

3 — грузовой переменного тока;

4 — грузопассажирский переменного тока;

8 — пассажирский двойного питания;

9 — пассажирский переменного тока;

Многосекционные электровозы:

  • 0 — пассажирский постоянного тока;
  • 1, 2 — грузовой постоянного тока;
  • 3 — резерв;
  • 4 — грузопассажирский постоянного тока;
  • 5-7 — грузовой переменного тока;
  • 8 — грузовой двойного питания;
  • 9 — пассажирский переменного тока;

Односекционные тепловозы:

  • 0 — пассажирский;
  • 1 — грузовой;
  • 2-6 — маневровый;
  • 7-8 — резерв;
  • 9 — грузопассажирский;

Многосекционные тепловозы:

  • 0 — пассажирский;
  • 1-4, 7, 8 — грузовой;
  • 5, 6, 9 — резерв;

Электропоезда:

  • 0-5 — постоянного тока;
  • 6-8 — переменного тока;
  • 9 — скоростные;

Четвертая цифра - отдельно или (при значительном количестве объектов) в сочетании с третьей цифрой определяет серию тягового ПС.

Пятая, шестая и седьмая цифры - служат для определения порядкового номера единицы ТПС.

Восьмая цифра - контрольная цифра.

#ссср #интересные факты #поезда #железная дорога #Технологии

Понравилась статья? Поддержите лайком или подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации.

Читайте также:

Пиво, вино, папиросы... Что еще можно было купить в советских торговых автоматах?
Dmitry Zima28 ноября 2019
Little Joe — "советский" электровоз, который никогда не был в СССР
Dmitry Zima20 октября 2019
«Людиновцы на Лазурном берегу» — или как советские тепловозы оказались во Франции
Dmitry Zima27 октября 2019
Самые красивые локомотивы СССР
Dmitry Zima24 сентября 2019
Проект "Пустельга" История британского тепловоза HS4000, и как сложилась его судьба в СССР
Dmitry Zima22 сентября 2019
"Марья Сергеевна Гагарина, 1962 г.р." О тепловозе М62
Dmitry Zima30 сентября 2019