Многие, я думаю, видели длинный номер из восьми цифр, который нанесен на бортах вагонов и локомотивов. Некоторые скажут: "Ну, номер и номер. Что в нём такого?" Но нет — это не те цифры, которые присваивают какому-нибудь стулу в кабинете госучреждения при описи имущества. Каждый восьмизначный номер содержит в себе максимальную информацию о единице подвижного состава.
Стоит отметить, что на современных вагонах и локомотивах номер также содержится в специальном датчике, который крепится на кузов, что-то наподобие чипа NFC. Называется он КБД — кодовый бортовой датчик.
Подробнее о нем и том, как это работает можно прочитать в статье
Действующая на железных дорогах России и железных дорогах республик бывшего СССР система нумерации локомотивов была внедрена в 1984 году. Согласно этой системе любой подвижной состав располагается в общем цифровом диапазоне от 0010000 до 9999999. Восьмой знак номера - контрольный, подтверждает правильность ввода остальных цифр.
Для вычисления контрольной цифры применяют Алгоритм Лу́на
Данный алгоритм был разработан сотрудником фирмы IBM
Хансом Питером Луном, описан в США в 1954 году, патент получен в 1960 году.
Наиболее распространённые применения для подсчёта контрольной цифры:
- Номера всех банковских карт
- Номера некоторых дисконтных карт
- Коды социального страхования
- Расчёт контрольной цифры номера ПС РЖД и некоторых стран СНГ, ЖД Европы.
- IMEI-коды.
- Расчёт ICCID (англ. integrated circuit card identifier) — уникальный серийный номер SIM-карты.
Контрольная цифра рассчитывается из первых семи цифр номера. Возьмем, к примеру, номер тепловоза 2ТЭ116-696:
1 6 8 5 3 9 2 1
Нечетные цифры по порядку номера (первая, третья, пятая и седьмая) умножаются на множитель 2, а четные - на 1:
1 × 2 = 2
6 × 1 = 6
8 × 2 = 16
5 × 1 = 5
3 × 2 = 6
9 × 1 = 9
2 × 2 = 4
Затем осуществляется поразрядное суммирование полученного произведения и определяется цифра, дополняющая полученную сумму до ближайшего числа, кратного 10 (по модулю "10"):
2 + 6 + 1 + 6 + 5 + 6 + 9 + 4 = 39
Ближайшее число к 39 кратное 10 — это 40
Производим вычитание и получаем контрольную цифру:
40 - 39 = 1
Теперь рассмотрим по порядку, что означает каждая цифра в номере ПС.
Начнем с пассажирских вагонов. Номер на них, обычно, наносится в две строки.
Первая цифра - род единицы подвижного состава.
Для пассажирских — это "0"
Вторая и третья цифры: код дороги, к которой приписан вагон:
- Октябрьская 01-07;
- Калининградская 10;
- Московская 17-23;
- Горьковская 24-27;
- Северная 28-31;
- Северо-Кавказская 51-53;
- Юго-Восточная 58-60;
- Приволжская 61-62;
- Куйбышевская 63-65;
- Свердловская 76-79;
- Южно-Уральская 80-82;
- Западно-Сибирская 83-87;
- Красноярская 88-89;
- Восточно-Сибирская 90-93;
- Забайкальская 94-95;
- Дальневосточная 96-98;
- Сахалинская 99.
Четвертая цифра - тип пассажирского вагона:
- 0 — мягкий;
- 1 — купейный;
- 2 — плацкартный;
- 3 — межобластной вагон с сидячими местами;
- 4 — почтовый и банковский;
- 5 — багажный и почтово-багажный;
- 6 — вагон-ресторан;
- 7 — служебно-технический (дефектоскоп, путеизмеритель и т.д.);
- 8 — спецвагон;
- 9 — резерв;
Пятая, шестая и седьмая цифры - означают порядковый номер вагона. Для купейного — в пятой цифре содержится дополнительная информация о наличии в вагоне буфета, радиостанции, является ли вагон штабным и т.д.
Восьмая цифра - контрольная цифра.
Рассмотрим картинку выше и попробуем расшифровать информацию о вагоне - 017 10326:
род вагона: 0 - пассажирский вагон.
железнодорожный код приписки: 17 - Московская железная дорога;
категория вагона: 1 - купейный вагон;
порядковый номер вагона: 032;
контрольная цифра: 6;
У грузовых вагонов номер расшифровывается немного иначе.
Первая цифра - род единицы подвижного состава:
- 0 — пассажирские вагоны;
- 1 — локомотивы, путевые машины, краны и другие механизмы;
- 2 — крытые грузовые вагоны;
- 3 — транспортеры, шестиосные вагоны, четырехосные хоппер-дозаторы и думпкары;
- 4 — платформы;
- 5 — вагоны, находящиеся в собственности предприятий других ведомств;
- 6 — четырех- и восьмиосные полувагоны;
- 7 — четырех- и восьмиосные цистерны;
- 8 — изотермические четырехосные вагоны;
- 9 — прочие четырехосные вагоны;
Вторая цифра - Шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам.
Второй знак номера (кроме прочих, номер которых начинается с 3) кодирует осность:
- 0-8 — означают четырехосные;
- 9 — восьмиосные вагоны;
- у шестиосных вагонов вторая цифра номера — 6;
- у транспортеров вторая цифра номера — 9;
Кроме осности, вторая цифра определяет:
- для платформ — длину рамы;
- для 4-осных полувагонов — наличие люков в полу и торцевых дверей,
- для цистерн — специализацию, например:
3, 4, 5 — нефтебензиновые;
6 — для химических грузов
7 — для остальных грузов - для рефрижераторных — типы;
- для крытых вагонов объем кузова, например:
0 — означает, что объем кузова вагона равен 120 м3;
2 и 3 — объем кузова более 120 м3;
4-7 — кузов выполнен с уширенным дверным проемом;
Третья цифра - содержит дополнительную характеристику:
- для восьмиосных полувагонов — наличие люков в полу и торцевых дверей;
- для прочих вагонов и цистерн — род перевозимого груза;
- для рефрижераторных вагонов и ледников — особенности конструкции;
Например, для четырехосного хоппера-дозатора типа ЦНИИ-ДВ3М здесь будет проставлена цифра в интервале 5–7
Третий знак транспортеров характеризует их тип:
- 0, 1 и 2 — площадочные;
- 3 — платформенные;
- 4 и 5 — колодцевые;
- 6 и 7 — сцепные крайние платформы;
- 8 — сцепные средние платформы;
- 9 — сочлененные;
Четвертая, пятая и шестая цифры - технической характеристики не несут и означают номер у всех вагонов, кроме транспортеров, присвоенный заводом изготовителем при выпуске.
Четвертый знак транспортера характеризует дополнительные данные: длину и массу тары.
Седьмая цифра - содержит сведения о наличии сквозной переходной площадки:
- 0-8 — переходная площадка не имеется;
- 9 — имеется;
Восьмая цифра - контрольная цифра
Для тягового подвижного состава система нумерации тоже своя.
Первая цифра - вид ПС:
Для тягового подвижного состава — это "1"
Вторая цифра - тип ПС (в зависимости от 1-го знака);
- 1 — электровозы односекционные;
- 2 — электровозы многосекционные;
- 3 — электропоезда;
- 4 — вагоны электросекций и метрополитенов;
- 5 — тепловозы односекционные;
- 6 — тепловозы многосекционные;
- 7 — дизель-поезда, автомотрисы;
- 8 — мотовозы, автодрезины, мотодрезины;
- 9 — путевые машины и механизмы;
- 0 — паровозы;
Третья цифра - обозначает род службы ТПС (пассажирский, грузовой, грузопассажирский, маневровый), а для электровозов, кроме того, тип электровоза (переменного тока, постоянного тока, двойного питания).
Односекционные электровозы:
0 — пассажирский постоянного тока;
1 — грузовой постоянного тока;
2, 5-7 — резерв;
3 — грузовой переменного тока;
4 — грузопассажирский переменного тока;
8 — пассажирский двойного питания;
9 — пассажирский переменного тока;
Многосекционные электровозы:
- 0 — пассажирский постоянного тока;
- 1, 2 — грузовой постоянного тока;
- 3 — резерв;
- 4 — грузопассажирский постоянного тока;
- 5-7 — грузовой переменного тока;
- 8 — грузовой двойного питания;
- 9 — пассажирский переменного тока;
Односекционные тепловозы:
- 0 — пассажирский;
- 1 — грузовой;
- 2-6 — маневровый;
- 7-8 — резерв;
- 9 — грузопассажирский;
Многосекционные тепловозы:
- 0 — пассажирский;
- 1-4, 7, 8 — грузовой;
- 5, 6, 9 — резерв;
Электропоезда:
- 0-5 — постоянного тока;
- 6-8 — переменного тока;
- 9 — скоростные;
Четвертая цифра - отдельно или (при значительном количестве объектов) в сочетании с третьей цифрой определяет серию тягового ПС.
Пятая, шестая и седьмая цифры - служат для определения порядкового номера единицы ТПС.
Восьмая цифра - контрольная цифра.
#ссср #интересные факты #поезда #железная дорога #Технологии
Понравилась статья? Поддержите лайком или подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации.
Читайте также: