Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #3.2/Легенды Азии/2.Священный Иши-но-Ходен

Оглавление

Легенды Азии

Священный Иши-но-Ходен

Удивительное сооружение Иши-но-Ходен в Японии поражает истори­ков: никто не может объяснить, ког­да и зачем оно появилось. Вдобавок к этому, косвенные данные говорят, что это творение строилось при по­мощи неизвестных технологий...

На Земле есть много созданных че­ловеком мест, сохранившихся до наших дней с доисторических (до-письменных) времен. Появившись в эпоху позднего неолита, они застав­ляют ломать головы тысячи ученых по всему миру. Как и для каких целей их построили — зачастую так и остается загадкой. К таковым относится мега­лит (искусственное сооружение из больших камней) Иши-но-Ходен.

Старый телевизор

Сооружение расположено в префектуре Хёго у подножия горы Ходен на западе Японии, недалеко от города Такасаго. Собственно, буквальный перевод названия с японского означает «Камень у под­ножия горы Ходен». На сегодняшний день в академических кругах нет достоверного ответа, кто это сооружение сделал, когда и кой целью. Впрочем, в отношении мегалитов это нормальная прак­тика. До сих пор нет однозначного ответа в вопросе о происхождении и назначении знаменитого Стоунхенджа.
Чтобы разгадать тайну, Управление образования города Такасаго проводило различные исследования в сотрудничестве с Институтом истории Университета Отэмаэ. В 2005 и 2006 годах ученые проводили трехмерные измерения сооружения с помощью лазера и детально исследовали его форму, включая окружающую породу. В 2008 году также проводилось аналогичное исследование. Монахи утверждают, что наверху верху мегалита имеются полости, своего рода «ванны», как у другого аналогичного сооружения - Масуда Ивафун, сделанно­го из гранита и располагаю­щегося недалеко от Киото. Однако проведенные трех­мерные исследования ничего не обнаружили, а визуально проверить наличие полостей невозможно — сооружение сверху присыпано грунтом, а раскопать его нельзя из-за священности места.
Основная часть Иши-но-Ходен имеет форму двух плоских квадратов, стоящих вертикально, их окружают квадраты немного меньшего размера, а одна из сторон имеет выступ в форме вершины усеченной пирамиды. В результате может показаться, что монумент как будто был перевернут и лежит на боку. Японцы в шутку говорят, что сооружение по виду очень на­поминает старый толстый телевизор. Действительно, выступающий конус похож на отделение для кинескопа. Габариты Иши-но-Ходен составляют 5,6 метра в высоту, 6,5 метра в ширину и 7,5 метра в глу­бину, а вес сооружения — 500-600 тонн. Монумент намного больше, чем любой блок, использованный при строительстве Великой пира­миды в Гизе (самый большой весил 80 тонн). Время его появления - приблизительно в период Дзёмон (12 000-300 годы до нашей эры), но, как мы отметили ранее, никто не знает точной даты. Есть также версия о более позднем происхождении мегалита. Так, по некоторым данным, сооружение было вырезано в VI веке по приказу Мононобено Мория, лидера семьи Мононобе, древнего клана в период Ямато (250-710), который был ярым противником буддизма, проникавше­го в то время в Японию с материка. Монумент был сделан как бы на­ зло пришлой религии, чтобы не разрывать связей с духами предков.

С давних пор мегалит считается священным
С давних пор мегалит считается священным

«Взлетевший камень»

Итак, разнятся не просто точные даты, но и целые эпохи, в которые монумент мог возникнуть. Можно лишь достоверно сказать, что согласно истории « Такасаго, Иши-но-Ходен уже был хорошо из­вестен в период Нара (710-794). Существование камня было задокументировано в древних хрониках, описывающих эти места 1300 лет назад. Позже, по мере развития цивилизации в регионе Кансай, ря­дом с Иши-но-Ходен был построен синтоистский храм под названи­ем Осико в честь бога Окунинуши. Об этом божестве мы еще скажем в конце статьи. Каменный монумент опоясан священным шнуром симэнава, который указывает на присутствие японских богов (ками), обозначающих священность места поклонения. Скорее всего, Иши- но-Ходен создавался именно в культовых целях. Рядом располагается небольшой жертвенник, где можно помолиться и обратиться с прось­бой к ками — духу этого камня. Делается это так же как и в других синтоистских местах страны: японцы в определенной последовательности хлопают в ладоши и кланяются — считается, что ками большую часть времени спят, и если их не разбудить хлопком, то они вас и не услышат.
Иши-но-Ходен также известен как Уки-иши («Взлетевший ка­мень»), потому что при близком его рассмотрении возникает ощуще­ние, что конструкция парит над водой небольшого пруда, образовав­шегося под скалой. Каменное основание сужается таким образом, что кажется, будто монумент висит в воздухе. В свою очередь пруд под ним хоть и выглядит мелким, но не пересыхает даже в периоды сильной засухи. Вероятно, это связано с наличием грунтовых вод, стекающих туда с вершины горы Ходен. Монахи также говорят, что уровень воды повышается с приливом, однако сооружение находит­ся выше уровня моря, и не очень понятно, как это возможно. Счи­тается также, что вода под камнем обладает лечебными свойствами, избавляющими от разных заболеваний.

Легенда о богах

Как считается, мегалит был полностью сделан из части стоящей рядом горы Ходен, а не доставлен по частям из карьера наподобие Стоунхенджа. Люди выдолбили его в породе некими инструмента­ми, скорее всего, для религиозных целей. Но объемы работ просто потрясают. Только по приблизительным оценкам, объем изъятой скальной породы составляет около 400 кубических метров и име­ет массу около 1000 тонн. Вероятно, сооружение было не доделано. Камень мог быть частью еще большей конструкции, и тогда можно только удивляться задумке его строителей.
На поверхности мегалита можно заметить ложбины, как от скалывания материала, что производит впечатление ручной обработки. Но, как и на Масуда Ивафун, на Иши-но-Ходен отсутствуют регулярные или протя-женные следы кайла или аналогичного инстру­мента. И это вряд ли результат эрозии - мегалит долгое время был засыпан грунтом с щебенкой, обвалившимися с горы, и не был под­вержен внешним воз-действиям. Такая обработка камня больше по­хожа на современную, как будто его не скалывали, а крошили меха­ническим инструментом. Но таких технологий не было ни в период Дзёмон, ни в период Нара.
Однако это не самое странное в данном мегалите. Сильнее удивля­ет отсутствие следов инструментов на скале вокруг Иши-но-Ходен, из которой он, по идее, был сделан. Зубило и кайло отметились толь­ко в одном месте — в самом низу скалы напротив клиновидного вы­ступа мегалита, и больше нигде. И то, скорее всего, в этом месте про­сто расширили проход, чтобы людям было удобнее ходить вокруг сооружения. Куда же делись следы инструментов? Ответа нет. Одно дело, когда неровности и сколы выравнивают на тех частях камня, которые уже извлекли и приготовили для создания некоего соору­жения или произведения искусства. Другой вопрос, что делать то же самое с оставшимся каменным массивом абсолютно бессмысленно. Снова возникает такое чувство, что использовались не ручные ин­струменты, а какие-то более совершенные.
Кроме существующих научных версий, есть несколько легенд и народных теорий о создании этого сооружения. Согласно мифо­логии японской национальной религии синто, когда-то два бога по­пытались построить для себя каменный замок за одну ночь, чтобы из него править нацией. Однако строительство внезапно было прерва­но, поскольку против них восстали местные божества этого регио­на. С тех пор Иши-но-Ходен остался недоделанным. Имена этих богов Окунинуши, владелец Великой Земли, который победил злых духов, развил страну, создал нацию, земледелие и медицину, и Сукунабикона — бог исцеления и саке, связанный с горячими источника­ми. Пока боги подавляли восстание, ночь закончилась и дворец ока­зался недоделанным. Почему они не стали заканчивать его в другую ночь — неизвестно. Возможно, «ночь» в данном случае лишь метафо­ра и стройка длилась гораздо дольше. Тем не менее божества все рав­но обещали оберегать страну, за что благодарные японцы до сих пор им поклоняются. А разгадать тайну богов, похоже, еще долго не по­лучится. Но тем интереснее история этого артефакта.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)