Легенды Азии
Священный Иши-но-Ходен
Удивительное сооружение Иши-но-Ходен в Японии поражает историков: никто не может объяснить, когда и зачем оно появилось. Вдобавок к этому, косвенные данные говорят, что это творение строилось при помощи неизвестных технологий...
На Земле есть много созданных человеком мест, сохранившихся до наших дней с доисторических (до-письменных) времен. Появившись в эпоху позднего неолита, они заставляют ломать головы тысячи ученых по всему миру. Как и для каких целей их построили — зачастую так и остается загадкой. К таковым относится мегалит (искусственное сооружение из больших камней) Иши-но-Ходен.
Старый телевизор
Сооружение расположено в префектуре Хёго у подножия горы Ходен на западе Японии, недалеко от города Такасаго. Собственно, буквальный перевод названия с японского означает «Камень у подножия горы Ходен». На сегодняшний день в академических кругах нет достоверного ответа, кто это сооружение сделал, когда и кой целью. Впрочем, в отношении мегалитов это нормальная практика. До сих пор нет однозначного ответа в вопросе о происхождении и назначении знаменитого Стоунхенджа.
Чтобы разгадать тайну, Управление образования города Такасаго проводило различные исследования в сотрудничестве с Институтом истории Университета Отэмаэ. В 2005 и 2006 годах ученые проводили трехмерные измерения сооружения с помощью лазера и детально исследовали его форму, включая окружающую породу. В 2008 году также проводилось аналогичное исследование. Монахи утверждают, что наверху верху мегалита имеются полости, своего рода «ванны», как у другого аналогичного сооружения - Масуда Ивафун, сделанного из гранита и располагающегося недалеко от Киото. Однако проведенные трехмерные исследования ничего не обнаружили, а визуально проверить наличие полостей невозможно — сооружение сверху присыпано грунтом, а раскопать его нельзя из-за священности места.
Основная часть Иши-но-Ходен имеет форму двух плоских квадратов, стоящих вертикально, их окружают квадраты немного меньшего размера, а одна из сторон имеет выступ в форме вершины усеченной пирамиды. В результате может показаться, что монумент как будто был перевернут и лежит на боку. Японцы в шутку говорят, что сооружение по виду очень напоминает старый толстый телевизор. Действительно, выступающий конус похож на отделение для кинескопа. Габариты Иши-но-Ходен составляют 5,6 метра в высоту, 6,5 метра в ширину и 7,5 метра в глубину, а вес сооружения — 500-600 тонн. Монумент намного больше, чем любой блок, использованный при строительстве Великой пирамиды в Гизе (самый большой весил 80 тонн). Время его появления - приблизительно в период Дзёмон (12 000-300 годы до нашей эры), но, как мы отметили ранее, никто не знает точной даты. Есть также версия о более позднем происхождении мегалита. Так, по некоторым данным, сооружение было вырезано в VI веке по приказу Мононобено Мория, лидера семьи Мононобе, древнего клана в период Ямато (250-710), который был ярым противником буддизма, проникавшего в то время в Японию с материка. Монумент был сделан как бы на зло пришлой религии, чтобы не разрывать связей с духами предков.
«Взлетевший камень»
Итак, разнятся не просто точные даты, но и целые эпохи, в которые монумент мог возникнуть. Можно лишь достоверно сказать, что согласно истории « Такасаго, Иши-но-Ходен уже был хорошо известен в период Нара (710-794). Существование камня было задокументировано в древних хрониках, описывающих эти места 1300 лет назад. Позже, по мере развития цивилизации в регионе Кансай, рядом с Иши-но-Ходен был построен синтоистский храм под названием Осико в честь бога Окунинуши. Об этом божестве мы еще скажем в конце статьи. Каменный монумент опоясан священным шнуром симэнава, который указывает на присутствие японских богов (ками), обозначающих священность места поклонения. Скорее всего, Иши- но-Ходен создавался именно в культовых целях. Рядом располагается небольшой жертвенник, где можно помолиться и обратиться с просьбой к ками — духу этого камня. Делается это так же как и в других синтоистских местах страны: японцы в определенной последовательности хлопают в ладоши и кланяются — считается, что ками большую часть времени спят, и если их не разбудить хлопком, то они вас и не услышат.
Иши-но-Ходен также известен как Уки-иши («Взлетевший камень»), потому что при близком его рассмотрении возникает ощущение, что конструкция парит над водой небольшого пруда, образовавшегося под скалой. Каменное основание сужается таким образом, что кажется, будто монумент висит в воздухе. В свою очередь пруд под ним хоть и выглядит мелким, но не пересыхает даже в периоды сильной засухи. Вероятно, это связано с наличием грунтовых вод, стекающих туда с вершины горы Ходен. Монахи также говорят, что уровень воды повышается с приливом, однако сооружение находится выше уровня моря, и не очень понятно, как это возможно. Считается также, что вода под камнем обладает лечебными свойствами, избавляющими от разных заболеваний.
Легенда о богах
Как считается, мегалит был полностью сделан из части стоящей рядом горы Ходен, а не доставлен по частям из карьера наподобие Стоунхенджа. Люди выдолбили его в породе некими инструментами, скорее всего, для религиозных целей. Но объемы работ просто потрясают. Только по приблизительным оценкам, объем изъятой скальной породы составляет около 400 кубических метров и имеет массу около 1000 тонн. Вероятно, сооружение было не доделано. Камень мог быть частью еще большей конструкции, и тогда можно только удивляться задумке его строителей.
На поверхности мегалита можно заметить ложбины, как от скалывания материала, что производит впечатление ручной обработки. Но, как и на Масуда Ивафун, на Иши-но-Ходен отсутствуют регулярные или протя-женные следы кайла или аналогичного инструмента. И это вряд ли результат эрозии - мегалит долгое время был засыпан грунтом с щебенкой, обвалившимися с горы, и не был подвержен внешним воз-действиям. Такая обработка камня больше похожа на современную, как будто его не скалывали, а крошили механическим инструментом. Но таких технологий не было ни в период Дзёмон, ни в период Нара.
Однако это не самое странное в данном мегалите. Сильнее удивляет отсутствие следов инструментов на скале вокруг Иши-но-Ходен, из которой он, по идее, был сделан. Зубило и кайло отметились только в одном месте — в самом низу скалы напротив клиновидного выступа мегалита, и больше нигде. И то, скорее всего, в этом месте просто расширили проход, чтобы людям было удобнее ходить вокруг сооружения. Куда же делись следы инструментов? Ответа нет. Одно дело, когда неровности и сколы выравнивают на тех частях камня, которые уже извлекли и приготовили для создания некоего сооружения или произведения искусства. Другой вопрос, что делать то же самое с оставшимся каменным массивом абсолютно бессмысленно. Снова возникает такое чувство, что использовались не ручные инструменты, а какие-то более совершенные.
Кроме существующих научных версий, есть несколько легенд и народных теорий о создании этого сооружения. Согласно мифологии японской национальной религии синто, когда-то два бога попытались построить для себя каменный замок за одну ночь, чтобы из него править нацией. Однако строительство внезапно было прервано, поскольку против них восстали местные божества этого региона. С тех пор Иши-но-Ходен остался недоделанным. Имена этих богов Окунинуши, владелец Великой Земли, который победил злых духов, развил страну, создал нацию, земледелие и медицину, и Сукунабикона — бог исцеления и саке, связанный с горячими источниками. Пока боги подавляли восстание, ночь закончилась и дворец оказался недоделанным. Почему они не стали заканчивать его в другую ночь — неизвестно. Возможно, «ночь» в данном случае лишь метафора и стройка длилась гораздо дольше. Тем не менее божества все равно обещали оберегать страну, за что благодарные японцы до сих пор им поклоняются. А разгадать тайну богов, похоже, еще долго не получится. Но тем интереснее история этого артефакта.