Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь…
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»
Школьные годы чудесные прочно связаны с детством – поэтому воспоминания даже в зрелом возрасте приносят лёгкую нотку ностальгии. Но не только – будучи родителями, мы неизбежно сравниваем систему образования в наше время и сейчас. И часто это сравнение не в пользу дня нынешнего.
Казалось бы – учиться в любые времена лучше всего было на «отлично». Однако в советское время программа была легче, да и на двойки не так заваливали, как сейчас. У детей была цель – для чего нужно учиться, для школьников были открыты все дороги. И да, образование было бесплатным.
Конечно, не для ленивых. Но можно было блеснуть знаниями, если интересовался чем-то помимо школьных предметов. Помню, как вместе с классом мы пошли на экскурсию в Русский музей. И там я, обычный мальчишка, который не мог похвалиться отличными оценками, буквально сразил всех своими познаниями в искусстве. Я узнавал все картины и называл всех художников. Дома со мной занималась моя сестра Марина – она от природы была талантливым педагогом, и придумала, как увлечь меня классической живописью. Она давала мне репродукции из журнала «Огонёк», я запоминал название картины и имя художника, а она, «проэкзаменовав» меня, вручала мне честно заработанные 15 копеек на мороженое. Самое интересное, что у меня появились любимые художники. Поэтому с огромной гордостью я ходил по залам Русского музея и показывал одноклассникам шедевры искусства. Помню удивление учительницы, шок экскурсоводов, восхищение девочек. Мне и самому было приятно оказаться в Русском музее и чувствовать себя как дома.
Учителя в то время действительно проявляли к детям внимание. Время было послевоенное, страна отчаянно нуждалась в молодых специалистах, и воспитанием подрастающего поколения занимались все взрослые. Помню, как десятилетними мальчишками мы с другом пришли в Горный институт, куда потом несколько лет спустя, я пришёл учиться. Нас мало того, что пустили внутрь, так ещё и преподаватель по фамилии Пушкина, которую мне легко было тогда запомнить, показала нам музей с минералами и пригласила через нас нашу учительницу приехать на экскурсию всем классом. Что мы и сделали – и сейчас, спустя годы, я понимаю, какой самоотверженностью отличались наши учителя, отзываясь на подобные предложения и посвящая целый день тому, чтобы вывезти хулиганистых школьников на электричке из пригородного Пушкина в Ленинград.
Современная школа мне видится обезличенной. И вот почему. Работа учителя нивелирована настолько, что из профессии ушла не только душа, но и определение. Остался педагог и честный работник, который вынужден заниматься бюрократическими отчётами, зарабатывать репетиторством, натаскивать на тесты Единого государственного экзамена, обслуживать потребности современного образования. Это обесценивает профессию, потому что учитель – не обслуга, а школа – не сервисная организация. Учитель во все времена, какие бы изменения не претерпевала система образования, остаётся главным человеком в обществе. От него по-прежнему зависит интеллектуальное и творческое развитие будущих поколений.