Спустя три столетия после отмены Закона о колдовстве тысячи ведьм могут получить официальные извинения по суду
От обвинений в проклятии королевских кораблей до превращения в животных и птиц или танцев с дьяволом — сатанинская свистопляска на заре современной Шотландии означала, что тысячи женщин были обвинены в колдовстве в 16-18 веках и многие из них были казнены.
Теперь, спустя три столетия после отмены Закона о колдовстве, участники кампании добиваются реабилитации и официальных извинений примерно для 3837 человек, 84% из которых были женщинами, которые предстали перед судом как ведьмы, после чего две трети из них были казнены и сожжены.
Как сообщает популярный британский таблоид Sunday Times, после двухлетней кампании, развернутой группой «Ведьмы Шотландии», законопроект депутата шотландского парламента заручился поддержкой администрации во главе с Николой Стерджен с целью снять позорное клеймо с имен обвиняемых. Этот шаг следует за прецедентом, созданным Палатой представителей американского штата Массачусетс, которая в 2001 году объявила жертв Салемских процессов над ведьмами невиновными.
Неустанное преследование ведьм Шотландией между 1563 годом, когда был принят Закон о колдовстве, и 1736 годом, когда он был окончательно отменен, привело к пяти «великим шотландским охотам на ведьм» и ряду общенациональных судебных процессов.
Первые охоты на ведьм были санкционированы Яковом VI, королем Шотландии, а позже — Джеймсом I, королем Англии и Ирландии, который считал, что ведьмы составили заговор против его датской невесты, вызывая штормы, чтобы потопить его корабли, отправленные за ней. Среди обвиняемых в 1590 году была Гейлис Дункан, персонаж, выведенный в сериале «Чужестранец», которая под пытками призналась, что якшалась с дьяволом, чтобы помешать кораблям короля.
Другая несчастная, Агнес Сэмпсон, призналась, что 200 женщин были свидетелями проповеди дьявола в Северном Берике на Хэллоуин, где планировалось уничтожение короля.
Среди других известных случаев — Лилиас Ади из Торриберна, Файф, которую обвинили в наложении заклинания, чтобы вызвать похмелье у соседей. А вот Иссобелл Янг, казненная в Эдинбургском замке в 1629 году, по словам конюха, превратилась в сову и была обвинена в устройстве шабаша.
Поскольку колдовство считалось преступлением, караемым смертной казнью, осужденных обычно душили до смерти, а затем их трупы сжигали на костре, чтобы не оставлять тела для погребения. Многие признавались под пытками, которые включали лишение сна, раздавливание и выдергивание ногтей, а также прокалывание кожи иглами, чтобы проверить, не истечет ли обвиняемая кровью.
На веб-сайте «Ведьмы Шотландии» отмечается, что знаки, связанные с колдовством — мётлы, котлы, черные кошки и черные остроконечные шляпы — также были связаны с «элевками» — прозванием женщин, которые варили слабое пиво для борьбы с плохим качеством воды. Знак метлы должен был сообщить людям, что пиво продается, котел для его заваривания, кот, чтобы держать подальше мышей, а шляпа — чтобы отличить их на рынке. Женщины были вытеснены из пивоварения и заменены мужчинами, когда оно стало прибыльным делом.
Клэр Митчелл, королевский адвокат, возглавляющая кампанию «Ведьмы Шотландии», заявила, что добивается реабилитации, извинений и создания национального памятника главным образом женщинам — жертвам охоты на ведьм. «В расчете на душу населения в период между 16 и 18 веками мы [Шотландия] казнили в пять раз больше людей, чем в других странах Европы, и подавляющее большинство из них составляли женщины, — сказала она Sunday Times. — Для сравнения: в Салеме были обвинены 300 человек и казнены 19 человек. Мы очень преуспели в поиске женщин, которых нужно сжигать в Шотландии. Казненные невиновны, поэтому их следует оправдать».