В истории войны Рима с Ганнибалом есть один удивительный эпизод, когда римляне в полном отчаянии призвали на помощь азиатскую богиню по имени Мать богов. По постановлению римского сената за этой богиней в Малую Азию была отправлена целая экспедиция на пяти огромных кораблях.
После переселения богини в Рим, римляне назвали ее Великой Матерью (Magna Mater), построили ей храм на Палатинском холме и поклонялись ей вплоть до введения христианства. Греки называли эту богиню Кибела. Обычно ее изображали в короне в виде крепостной башни и на повозке, запряженной львами.
Что же заставило римлян в разгар войны отправиться за тридевять земель за неизвестной чужеземной богиней? Помогла ли Великая Мать богов победить в войне против Ганнибала?
Подробный рассказ об этом приводит древнеримский историк Тит Ливий. Некоторые дополнения встречаются у историков Аппиана и Геродиана.
Война с Ганнибалом и каменные дожди
Шел 204 год до нашей эры. Уже четырнадцать лет продолжалась изнурительная война с Ганнибалом. Римляне терпели поражение за поражением, погибли сотни тысяч воинов, убиты несколько главнокомандующих, враг безнаказанно разорял страну и не было никакой надежды на победу.
К несчастьям войны добавились зловещие природные знамения. Тит Ливий пишет, что в тот год "часто шли каменные дожди". Эти небесные камнепады сильно пугали римлян, которые видели в этом проявление гнева богов.
Кроме каменных дождей были и другие страшные знамения:
"... видели два солнца; ночью вдруг стало светло; ...
... видели полосу огня по всему небу — от востока до запада;..
... молния ударила в городские ворота; и во многих местах в стену;
в храме Юноны Спасительницы, слышен был шум и страшный треск." (Тит Ливий XXIX,14)
Устрашенные изобилием пугающих знамений, римляне
"назначили однодневное молебствие, а так как прошел каменный дождь, то и девятидневное жертвоприношение."
Чтобы отвратить страшные предзнаменования и будущие несчастья, римляне решили обратиться к предсказаниям древних пророчиц, именуемых Сивиллами. Собрания записанных пророчеств Сивилл назывались Сивиллины книги.
Сивиллины книги
К Сивиллиным книгам прибегали только по постановлению сената и лишь в самых экстренных случаях:
"если внутренняя смута потрясет общество или приключится какое-то несчастье на войне, или произойдут какие-то знамения и важные, но с трудом определяемые видения." (Диониссий Галикарнасский)
По легенде, Сивиллины книги появились в Риме в VI веке до н.э. Они были куплены римским царем Тарквинием Гордым у знаменитой пророчицы из города Кумы - Кумской Сивиллы.
Римляне верили, что Сивиллины книги были дарованы богами, и на протяжении всего существования римского государства спасали его от великих бед.
По словам историка Диониссия Галикарнасского (60-7 до н.э.),
"никакое иное приобретение, относилось ли оно к людям или к богам, не хранили так, как Сивиллины пророчества."
Эти древние книги с предсказаниями находились в храме Юпитера Капитолийского в каменном ларце под охраной десяти жрецов, которых называли децемвирами (decemviri - десять мужей). Только эти жрецы имели право смотреть в Сивиллины книги.
Древнее пророчество о Матери богов
Обратившись по постановлению сената к Сивиллиным книгам, десять жрецов наткнулись на следующее предсказание, прямо связанное с нынешней войной против Ганнибала:
"когда бы какой бы чужеземец-враг ни вступил на италийскую землю, его изгонят и победят, если привезут из Пессинунта в Рим Идейскую Матерь" (Тит Ливий XXIX,10)
Идейской матерью называли малоазиатскую богиню Мать богов или Великую Мать. Главное святилище Матери богов находилось во Фригии в Пессинунте (место рядом с современной Анкарой).
Античный историк Аппиан (95-170 н.э.) приводит дополнительные подробности о пророчестве :
"десять мужей, посмотрев Сивиллины книги, сказали, что в Пессинунт во Фригии, где фригийцы почитают Матерь богов, на этих днях нечто упадет с неба и что это должно привезти в Рим.
Немного времени спустя было дано знать, что там упало изображение богини" (Аппиан, "Ганнибалова война", 56, 234)
Дельфийский оракул о победе
В тот же год удрученные несчастьями и войной римляне обратились за прорицанием и к Дельфийскому оракулу. В Дельфы в храм Аполлона были отправлены римские посланники с богатыми дарами, чтобы получить предсказание, когда же закончится война с Ганнибалом.
Тит Ливий рассказывает, что принесенные римлянами дары и жертвы были благоприятны и прорицательница пифия возвестила, что "римский народ ждет большая победа".
В путь за богиней во Фригию
Грядущую победу над врагом возвещали и древние Сивиллины книги и только что полученное прорицание Дельфийского оракула. Теперь нужно было выполнить главное условие пророчества из Сивиллиных книг - привезти из Пессинунта в Рим фригийскую Мать богов.
Римляне снарядили огромное посольство, в которое входили множество знатных граждан. Главой был назначен патриций Марк Валерий Левин, который до этого дважды избирался на должность консула (верховного правителя). Посольство отправилось в путь на пяти квинквиремах ,- самых больших кораблях с пятью рядами весел.
По дороге во Фригию римские послы посетили Дельфы, чтобы вопросить оракула: удастся ли им привезти в Рим фригийскую Мать богов?
Как рассказывает Тит Ливий, послы получили от оракула благоприятное предсказание:
"с помощью царя Аттала они получат желаемое, а когда привезут богиню в Рим, пусть позаботятся, чтобы ее принял лучший человек Рима."
Через это пророчество римляне получили подсказку от оракула, что им нужно обратиться за помощью к царю Атталу, правителю Пергамского государства.
Царь Аттал отдает богиню
В это время Аттал был единственным другом и союзником Рима в Азии. Рим и царь Аттал вместе воевали против царя Македонии Филиппа V, и послы надеялись, что Аттал сделает для римского народа все, что сможет.
По описанию Тита Ливия, царь Аттал любезно принял римских послов и сразу согласился выполнить их просьбу. Он проводил их в Пессинунт, где находилось святилище Матери богов.
Римский поэт Овидий представляет все иначе и говорит, что Аттал сначала отказал в помощи римлянам ("Фасты" Книга IV, 265-272). И тогда произошло великое землетрясение, в небесах прогремел гром, и в громовых раскатах царь услышал голос самой богини:
"Быть увезенной хочу! Поспеши мою волю исполнить. Рим — это место, где все боги должны пребывать!"
Устрашенный Аттал покорился воле богини и ответил:
«В путь, отправляйся, богиня, Нашею будешь: ведь Рим — дедов фригийских страна!»
Только после таких устрашающих знамений царь Аттал согласился помочь римлянам.
Согласно историку Геродиану ("История"Книга 1,11), римские послы легко уговорили фригийцев отдать богиню. Решающим доводом было то, что римляне - это потомки фригийцев. Ведь основатели Рима Ромул и Рем ведут свой род от легендарного троянского героя Энея, который был фригийцем.
Несмотря на отдельные разночтения, все историки и поэты согласны в том, что римские послы добились своей цели, - получили богиню, - и что помог им в этом царь Аттал.
Так исполнилось прорицание Дельфийского оракула, что "римляне получат желаемое с помощью царя Аттала ".
Священный камень
Что же увидели римские послы, когда им передали фригийскую богиню? Тит Ливий пишет, что
"Царь Аттал ... вручил им священный камень, который местные жители считали Матерью богов, и распорядился отвезти его в Рим."
Никакого подробного описания богини Тит Ливий не приводит. Он только сообщает, что это был камень.
У Аппиана тоже нет описания богини. Просто говорится, что это было некое изображение богини, упавшее с неба.
Геродиан пишет, что это была упавшая с неба нерукотворная статуя из неизвестного материала:
"Сама статуя как говорят, является ниспосланной от Зевса — неизвестны ни материал ее, ни мастер, который ее сделал, и к ней не прикасалась рука человеческая.
Есть молва, что она была спущена с неба в одну местность во Фригии (имя ей Пессинунт, а это название место получило от упавшей с неба статуи) и впервые была там увидена."
Судя по тому, что написали Тит Ливий, Аппиан и Геродиан, никто из них не видел своими глазами священного камня, который называли Матерью богов.
Описание очевидца
Самое подробное описание Матери богов оставил христианский писатель Арнобий (255-330 н.э.). Он сообщает, что
"был доставлен из Фригии и прислан царем Атталом некий небольшой камень, который без труда можно было нести рукой человека, имеющий черноватый цвет, неровный вследствие выступающих углов, и который, как все мы и теперь видим на этом самом истукане, вместо лица представляет необделанное и грубое изображение, неясное подобие лица." (Арнобий, "Против язычников" VII)
Римский поэт Пруденций (348-404 н.э.) приводит примерно такие же сведения:
"камень чернообразный, схож с ликом женским"
Исходя из всех известных описаний, современные историки предполагают, что священный камень, который называли Матерью богов, был метеоритом особой формы, поверхность которого напоминала женское лицо.
Мать богов везут в Рим
Когда римские послы получили Мать богов и готовились отправиться в обратный путь, они вспомнили повеление Дельфийского оракула о том, как надо встретить богиню:
"когда привезут богиню в Рим, пусть позаботятся, чтобы ее принял лучший человек Рима."
Поэтому послы немедленно отправили вестника в Рим, чтобы предупредить сенат о том, что нужно найти лучшего человека Рима, который будет принимать Мать богов.
О том, какие чудеса сопровождали путешествие Матери богов в Рим, как искали лучшего в Риме человека, как принимали богиню и как повлияло ее прибытие на ход войны с Ганнибалом, будет рассказано в следующей статье.
Источники:
Тит Ливий, История от основания города. Книга XXIX,14
Аппиан, Ганнибалова война, 56, 234
Овидий, Фасты Книга IV, 265-272
Арнобий, Против язычников Книга VII
Большое спасибо за прочтение статьи!