Найти тему

Как древнее пророчество Сивилл указало римлянам путь к победе над Ганнибалом

Мать богов Кибела. Фонтан в Мадриде. XVIII в.
Мать богов Кибела. Фонтан в Мадриде. XVIII в.

В истории войны Рима с Ганнибалом есть один удивительный эпизод, когда римляне в полном отчаянии призвали на помощь азиатскую богиню по имени Мать богов. По постановлению римского сената за этой богиней в Малую Азию была отправлена целая экспедиция на пяти огромных кораблях.

После переселения богини в Рим, римляне назвали ее Великой Матерью (Magna Mater), построили ей храм на Палатинском холме и поклонялись ей вплоть до введения христианства. Греки называли эту богиню Кибела. Обычно ее изображали в короне в виде крепостной башни и на повозке, запряженной львами.

Что же заставило римлян в разгар войны отправиться за тридевять земель за неизвестной чужеземной богиней? Помогла ли Великая Мать богов победить в войне против Ганнибала?

Подробный рассказ об этом приводит древнеримский историк Тит Ливий. Некоторые дополнения встречаются у историков Аппиана и Геродиана.

Война с Ганнибалом и каменные дожди

Шел 204 год до нашей эры. Уже четырнадцать лет продолжалась изнурительная война с Ганнибалом. Римляне терпели поражение за поражением, погибли сотни тысяч воинов, убиты несколько главнокомандующих, враг безнаказанно разорял страну и не было никакой надежды на победу.

Ганнибал торжествует победу над римлянами в битве при Каннах. Гравюра XIX в.
Ганнибал торжествует победу над римлянами в битве при Каннах. Гравюра XIX в.

К несчастьям войны добавились зловещие природные знамения. Тит Ливий пишет, что в тот год "часто шли каменные дожди". Эти небесные камнепады сильно пугали римлян, которые видели в этом проявление гнева богов.

Каменный дождь. Гравюра из книги "Хроника чудесных и знаменательных событий" Конрад Ликосфен. Базель,1557 г.
Каменный дождь. Гравюра из книги "Хроника чудесных и знаменательных событий" Конрад Ликосфен. Базель,1557 г.

Кроме каменных дождей были и другие страшные знамения:

"... виде­ли два солн­ца; ночью вдруг ста­ло свет­ло; ...
... виде­ли поло­су огня по все­му небу — от восто­ка до запа­да;..
Два солнца и огонь в небе. Гравюры из книги "Хроника чудесных и знаменательных событий" Конрад Ликосфен. Базель,1557 г.
Два солнца и огонь в небе. Гравюры из книги "Хроника чудесных и знаменательных событий" Конрад Ликосфен. Базель,1557 г.
... мол­ния уда­ри­ла в город­ские ворота; и во мно­гих местах в сте­ну;
в хра­ме Юно­ны Спа­си­тель­ни­цы, слы­шен был шум и страш­ный треск." (Тит Ливий XXIX,14)

Устрашенные изобилием пугающих знамений, римляне

"назна­чи­ли одно­днев­ное молеб­ст­вие, а так как про­шел камен­ный дождь, то и девя­ти­днев­ное жерт­во­при­но­ше­ние."

Чтобы отвра­тить страш­ные пред­зна­ме­но­ва­ния и будущие несчастья, римляне решили обратиться к предсказаниям древних пророчиц, именуемых Сивиллами. Собрания записанных пророчеств Сивилл назывались Сивиллины книги.

Сивиллы Дельфийская и Эритрейская. Фрески из Сикстинской капеллы. Микельанджело
Сивиллы Дельфийская и Эритрейская. Фрески из Сикстинской капеллы. Микельанджело

Сивиллины книги

К Сивиллиным книгам при­бе­га­ли только по поста­нов­ле­нию сената и лишь в самых экстренных случаях:

"если внут­рен­няя сму­та потря­сет обще­ство или при­клю­чит­ся какое-то несча­стье на войне, или про­изой­дут какие-то зна­ме­ния и важ­ные, но с трудом опре­де­ля­е­мые виде­ния." (Диониссий Галикарнасский)

По легенде, Сивиллины книги появились в Риме в VI веке до н.э. Они были куплены римским царем Тарквинием Гордым у знаменитой пророчицы из города Кумы - Кумской Сивиллы.

Кумская Сивилла с книгами пророчеств. Художник Элиу Веддер. 1876 г.
Кумская Сивилла с книгами пророчеств. Художник Элиу Веддер. 1876 г.

Римляне верили, что Сивиллины книги были дарованы богами, и на протяжении всего суще­ст­во­ва­ния римского государ­ства спа­сали его от вели­ких бед.

По словам историка Диониссия Галикарнасского (60-7 до н.э.),

"ника­кое иное при­об­ре­те­ние, отно­си­лось ли оно к людям или к богам, не хра­ни­ли так, как Сивил­ли­ны про­ро­че­ства."

Эти древние книги с пред­ска­за­ниями находились в хра­ме Юпи­те­ра Капитолийского в камен­ном лар­це под охра­ной деся­ти жрецов, которых называли децемвирами (decemviri - десять мужей). Только эти жрецы имели право смотреть в Сивиллины книги.

Римские жрецы. Барельеф на Алтаре Мира (Ara Pacis Augustae). 13-9 до н.э. Рим.
Римские жрецы. Барельеф на Алтаре Мира (Ara Pacis Augustae). 13-9 до н.э. Рим.

Древнее пророчество о Матери богов

Обратившись по постановлению сената к Сивиллиным книгам, десять жрецов наткнулись на следующее предсказание, прямо связанное с нынешней войной против Ганнибала:

"когда бы какой бы чуже­зе­мец-враг ни всту­пил на ита­лий­скую зем­лю, его изго­нят и победят, если при­ве­зут из Пес­си­нун­та в Рим Идей­скую Матерь" (Тит Ливий XXIX,10)

Идейской матерью называли малоазиатскую богиню Мать богов или Великую Мать. Главное святилище Матери богов находилось во Фригии в Пессинунте (место рядом с современной Анкарой).

Античный историк Аппиан (95-170 н.э.) приводит дополнительные подробности о пророчестве :

"десять мужей, посмот­рев Сивил­ли­ны кни­ги, ска­за­ли, что в Песси­нунт во Фри­гии, где фри­гий­цы почи­та­ют Матерь богов, на этих днях нечто упа­дет с неба и что это долж­но при­вез­ти в Рим.
Немно­го вре­ме­ни спу­стя было дано знать, что там упа­ло изо­бра­же­ние боги­ни" (Аппи­а­н, "Ган­ни­ба­ло­ва вой­на", 56, 234)

Дельфийский оракул о победе

В тот же год удрученные несчастьями и войной римляне обратились за прорицанием и к Дельфийскому оракулу. В Дельфы в храм Аполлона были отправлены римские посланники с богатыми дарами, чтобы получить предсказание, когда же закончится война с Ганнибалом.

Оракул. Художник Камилло Миола. 1880. Музей Гетти, Лос-Анджелес
Оракул. Художник Камилло Миола. 1880. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Тит Ливий рассказывает, что принесенные римлянами дары и жертвы были благоприятны и прорицательница пифия возвестила, что "рим­ский народ ждет большая победа".

В путь за богиней во Фригию

Грядущую победу над врагом возвещали и древние Сивиллины книги и только что полученное прорицание Дельфийского оракула. Теперь нужно было выполнить главное условие пророчества из Сивиллиных книг - привезти из Пессинунта в Рим фригийскую Мать богов.

Римляне снарядили огромное посольство, в которое входили множество знатных граждан. Главой был назначен патриций Мар­к Вале­рий Леви­н, который до этого дважды избирался на должность консула (верховного правителя). Посольство отправилось в путь на пяти квинквиремах ,- самых больших кораблях с пятью рядами весел.

По доро­ге во Фригию римские послы посетили Дель­фы, чтобы вопро­сить ора­ку­ла: удастся ли им привезти в Рим фригийскую Мать богов?

Как рас­ска­зы­ва­ет Тит Ливий, послы получили от оракула благоприятное предсказание:

"с помо­щью царя Атта­ла они полу­чат желае­мое, а когда при­ве­зут боги­ню в Рим, пусть поза­ботят­ся, чтобы ее при­нял луч­ший чело­век Рима."

Через это пророчество римляне получили подсказку от оракула, что им нужно обратиться за помощью к царю Атталу, правителю Пергамского государства.

Аттал I Сотер (241 — 197 до н. э.) царь Пергама. Справа - знаменитый Пергамский алтарь, воздвигнутый в честь побед Аттала. Пергамский Музей, Берлин.
Аттал I Сотер (241 — 197 до н. э.) царь Пергама. Справа - знаменитый Пергамский алтарь, воздвигнутый в честь побед Аттала. Пергамский Музей, Берлин.

Царь Аттал отдает богиню

В это время Аттал был единственным другом и союзником Рима в Азии. Рим и царь Аттал вместе воевали против царя Македонии Филиппа V, и послы надеялись, что Аттал сде­ла­ет для рим­ско­го наро­да все, что смо­жет.

По описанию Тита Ливия, царь Аттал любезно принял римских послов и сразу согласился выполнить их просьбу. Он проводил их в Пессинунт, где находилось святилище Матери богов.

Храм Матери богов в Пессинунте.  Деревня Баллыхисар, Турция.
Храм Матери богов в Пессинунте. Деревня Баллыхисар, Турция.

Римский поэт Овидий представляет все иначе и говорит, что Аттал сначала отказал в помощи римлянам ("Фасты" Книга IV, 265-272). И тогда произошло великое землетрясение, в небесах прогремел гром, и в громовых раскатах царь услышал голос самой богини:

"Быть уве­зен­ной хочу! Поспе­ши мою волю испол­нить. Рим — это место, где все боги долж­ны пре­бы­вать!"

Устрашенный Аттал покорился воле богини и ответил:

«В путь, отправ­ляй­ся, боги­ня, Нашею будешь: ведь Рим — дедов фри­гий­ских стра­на!»

Только после таких устрашающих знамений царь Аттал согласился помочь римлянам.

Согласно историку Геродиану ("История"Книга 1,11), римские послы легко уговорили фригийцев отдать богиню. Решающим доводом было то, что римляне - это потомки фригийцев. Ведь основатели Рима Ромул и Рем ведут свой род от легендарного троянского героя Энея, который был фригийцем.

Несмотря на отдельные разночтения, все историки и поэты согласны в том, что римские послы добились своей цели, - получили богиню, - и что помог им в этом царь Аттал.

Так исполнилось прорицание Дельфийского оракула, что "римляне полу­чат желае­мое с помо­щью царя Атта­ла ".

Священный камень

Что же увидели римские послы, когда им передали фригийскую богиню? Тит Ливий пишет, что

"Царь Аттал ... вру­чил им свя­щен­ный камень, кото­рый мест­ные жители счи­та­ли Мате­рью богов, и рас­по­рядил­ся отвез­ти его в Рим."

Никакого подробного описания богини Тит Ливий не приводит. Он только сообщает, что это был камень.

У Аппиана тоже нет описания богини. Просто говорится, что это было некое изображение богини, упавшее с неба.

Геродиан пишет, что это была упавшая с неба нерукотворная статуя из неизвестного материала:

"Сама статуя как говорят, является ниспосланной от Зевса — неизвестны ни материал ее, ни мастер, который ее сделал, и к ней не прикасалась рука человеческая.
Есть молва, что она была спущена с неба в одну местность во Фригии (имя ей Пессинунт, а это название место получило от упавшей с неба статуи) и впервые была там увидена."

Судя по тому, что написали Тит Ливий, Аппиан и Геродиан, никто из них не видел своими глазами священного камня, который называли Матерью богов.

Описание очевидца

Самое подробное описание Матери богов оставил христианский писатель Арнобий (255-330 н.э.). Он сообщает, что

"был доставлен из Фригии и прислан царем Атталом некий небольшой камень, который без труда можно было нести рукой человека, имеющий черноватый цвет, неровный вследствие выступающих углов, и который, как все мы и теперь видим на этом самом истукане, вместо лица представляет необделанное и грубое изображение, неясное подобие лица." (Арнобий, "Против язычников" VII)

Римский поэт Пруденций (348-404 н.э.) приводит примерно такие же сведения:

"камень чернообразный, схож с ликом женским"

Исходя из всех известных описаний, современные историки предполагают, что священный камень, который называли Матерью богов, был метеоритом особой формы, поверхность которого напоминала женское лицо.

Примеры метеоритов, у которых есть "лицо".
Примеры метеоритов, у которых есть "лицо".

Мать богов везут в Рим

Когда римские послы получили Мать богов и готовились отправиться в обратный путь, они вспомнили повеление Дельфийского оракула о том, как надо встретить богиню:

"когда при­ве­зут боги­ню в Рим, пусть поза­ботят­ся, чтобы ее при­нял луч­ший чело­век Рима."

Поэтому послы немедленно отправили вестника в Рим, чтобы предупредить сенат о том, что нужно найти лучшего человека Рима, который будет принимать Мать богов.

О том, какие чудеса сопровождали путешествие Матери богов в Рим, как искали лучшего в Риме человека, как принимали богиню и как повлияло ее прибытие на ход войны с Ганнибалом, будет рассказано в следующей статье.

Источники:

Тит Ливий, История от основания города. Книга XXIX,14

Аппиан, Ганнибалова война, 56, 234

Овидий, Фасты Книга IV, 265-272

Геродиан, История Книга 1,11

Арнобий, Против язычников Книга VII

Большое спасибо за прочтение статьи!