Найти тему
Новости Обо Всём

ПрЫнцесса, манагер и живой труп: как усилить текст с помощью стилистических приемов

Каждый автор хочет, чтобы его тексты выделялись, запоминались и приносили результат. Фактура, смыслы, сюжет — все это важно, но, кроме этого, текст должен быть интересно и ярко написан. Какие стилистические приемы помогут решить эту задачу — объясняет эксперт в области коммуникаций, автор канала в Яндекс.Дзене Тимур Асланов.

Приемы, о которых пойдет речь, позволяют автору лучше донести свою мысль, передать оттенки смысла, добавить интонацию, которая в письменной речи не всегда считывается, — и в конечном итоге усилить тексты и привлечь к ним внимание читателя. Рассмотрим несколько таких приемов.

ПрЫнцесса и ариХметика: как использовать эрративы

Эрратив — намеренное искажение слова для того, чтобы сделать его более эмоционально окрашенным или показать свое отношение к нему.

Например, если мы хотим выразить не самое лестное мнение об определенном офисном работнике, то мы назовем его не «менеджер», а «манагер», как бы дословно озвучивая английское написание manager. Мы знаем, что оно читается по-другому, но намеренно так произносим, вкладывая в это определенную интонацию и эмоциональную окраску. Менеджер хорошо и эффективно работает. Манагер — делает вид. Просиживает штаны, тусуется в курилке или у кулера, результаты у него слабые, показатели низкие, но всегда много оправданий.

Если, скажем, ваша дочка долго вертится перед зеркалом в новом наряде, вы можете сказать «Ну ты прямо прЫнцесса», хотя прекрасно знаете, что после Р должна идти И, а не Ы.

Пишете статью о финансовых махинациях в каком-нибудь банке? Подводя итог, можно написать: «Что-то не сходится ваша ариХметика, господа финансисты». И вот эта буква Х вместо Ф дополнительно подчеркивает несостоятельность расчетов, предлагаемых нам банкирами.

Также к эрративам можно отнести относительно новый тренд, который пошел от хештегов в соцсетях, писать знаковые словосочетания слитно. Они пишутся без ошибок, просто пропускаются пробелы: вынепонимаетеэтодругое, жизньудалась, праздниккнамприходит, тыжедизайнер и т.д. С их помощью мы также подчеркиваем свое отношение к героям, теме или ситуации. Показываем ее типичность.

Пишете в своем блоге пост о немотивированной истерике молодой мамы, которую вам пришлось наблюдать в самолете, или статью о том, как вас замучили люди, которые требуют к себе особого отношения на основании того, что они «нарожали детей»? И как тут не ввернуть эрративчик «яжемать»?

Что такое. Парцелляция. И зачем. Она нужна

Еще один стилистический прием — парцелляция. Если мы ведем повествование достаточно плавно и равномерно, то постепенно теряем внимание читателя — любая монотонность усыпляет. Для того, чтобы взбодрить аудиторию, можно применить этот прием. Заключается он в том, что мы берем обычное предложение и намеренно дробим его на несколько отдельных. Не сложносочиненное разбиваем на два простых. А обычное. Простое предложение. Разделяем на части. Так, как сейчас это сделал я.

Это и есть парцелляция. Выглядит необычно. Останавливаешься. Вчитываешься.

Это нужно, разумеется, не только для управления вниманием читающего, но и для подчеркивания каких-то важных моментов, для расставления акцентов, выделения деталей. Для добавления эмоций в текст. Так. Они. Лучше. Воспринимаются.

Самый, наверное, известный литературный пример парцелляции — знаменитые строки из стихотворения Мандельштама:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины…

Добавляем эмоций и акцентов с помощью анафоры

Анафора тоже решает задачу усиления эмоционального фона текста, выделения важных моментов, формирования впечатления. Анафора это намеренный повтор определенных слов или словосочетаний. Не речевая ошибка, когда автор ленится подбирать синонимы и ставит в соседние предложения одинаковые или однокоренные слова, но целенаправленный подбор одних и тех же выражений.

Особенно часто анафора используется в рекламных и продающих текстах:

Если вы хотите инвестировать свои накопления в надежные и высокодоходные инструменты… Если вы хотите обеспечить себе существенную прибавку к пенсии, на которую можно будет жить в достатке… Если вы хотите приумножить свой капитал вместо того, чтобы потратить деньги на развлечения и дорогие гаджеты… Если вы действительно этого хотите, вам нужно прямо сегодня открыть брокерский счет в компании «Надежный Брокер»!

Море огней и живой труп: как работают катахреза и оксюморон

Катахреза — стилистический термин, обозначающий употребление слов в переносном смысле, противоречащем их прямому, буквальному значению.

Некоторые слова утратили первоначальный смысл и стали восприниматься более широко, поэтому мы не чувствуем в их употреблении катахрезы, которая была изначально. Например, «синие чернила». Чернила — от слова черный. Черный не может быть синим. Стало быть — противоречие. И вот она, катахреза.

Если посмотреть более широким взглядом, то к катахрезе можно отнести такие метафоры как:

✔️ когда рак на горе свистнет

✔️ есть глазами

✔️ море огней

✔️ видеть всё в черном свете

✔️ «и девы-розы пьет дыхание…»

Вы скажете — но ведь уже есть термин, обозначающий сочетание несочетаемого, и называется он оксюморон.

Казалось бы да, но нет! Оксюморон обозначает нарочитое сочетание слов с противоположными значениями: живой труп, горячий снег, веселая грусть, пьянящая трезвость, мучительная радость и т.д.

А катахреза это не про противоположные значения. Это логическая несогласованность.

Живой труп — оксюморон.

Труп чихнул и высморкался — катахреза.

Холодное солнце — оксюморон.

Солнце заливает всю комнату — катахреза.

Зачем использовать катахрезу? Если мы хотим украсить текст, передать оттенки смысла, усилить выразительность нашего произведения, мы используем различные стилистические приемы. И катахреза — один из таких приемов.

Она помогает создать драматическое напряжение или комический эффект в тексте или речи. Добавить экспрессии и сделать речь или текст более впечатляющими.

Катахрезой, как и любым приемом, не стоит злоупотреблять, но при умеренном использовании она может сослужить хорошую службу.

Потому что если вы пишете как все, то и результат получите как у всех — средний. На троечку. А нас ведь троечка не устраивает, правда?