Рассуждает протоиерей Андрей Чиженко.
Это действительно великая тема, на которую очень много сказано святыми отцами боговдохновенных слов для того, чтобы мы осознали, на какую высоту возводит милосердный Господь падшего и восстановленного в Таинстве Крещения человека теперь – в Таинстве Миропомазания. На великую страшную и святую высоту, соделывая из новопросвещенного крещеного человека Себе храм, в котором Бог будет пребывать и жить.
Часто всё чинопоследование, которое мы называем «крещением», для нас сливается в один процесс. По сути так и есть. Но все-таки этот процесс имеет в себе два центра, которые мы четко должны осознавать и знать. Первый центр – это непосредственно Таинство Крещения. Второй центр – следующее за ним уже иное Таинство – Таинство Миропомазания, которое не менее важно, чем Таинство Крещения.
Как священник, совершающий чинопоследование Крещения, ты часто видишь, как замирают все родственники, когда ты вводишь-погружаешь троекратно в купель пакибытия человека. Действительно высокий и святой момент. И все это чувствуют! Но не менее нам должно проживать и следующий за ним через несколько минут после облачения в белые одежды и одевания крестика момент Таинства Миропомазания. Не менее! Потому что это равнозначный и святой момент с Таинством Крещения. Когда вместе с печатию святого мира Дух Святой входит в человека, соделывает из него Себе храм, освящая естество человеческое. Об этом хорошо написал в своей книге «Водою и Духом» протопресвитер Александр Шмеман: «Новизна и особенность этого таинства заключается в том, что оно сообщает человеку не какой-нибудь частный дар или какие-то дары Святого Духа, а самого Святого Духа как дар (dwrea).
Дар Святого Духа, святой Дух – дар! Можем ли мы проникнуть в неизреченную глубину этой тайны, выразить ее в богословских понятиях? Можем ли мы понять, что исключительность этой нашей личной Пятидесятницы состоит в том, что мы получаем как дар Того, Кого Христос и только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Своему Сыну, Который нисходит на Христа у Иордана, являя Его как Помазанника как возлюбленного Сына и Спасителя; что, другими словами, мы получаем как дар Духа, который принадлежит Христу как Его Дух, который пребывает во Христе как Его Жизнь?»
Мы получаем Святого Духа как дар. Вот в чем состоит суть Таинства Миропомазания. Катехизис святителя Филарета (Дроздова) дает следующее определение Таинству Миропомазания: «Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром (составом из масел и благовоний. – Ред.), во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни».
Это определение имеет для себя обоснование в Новом Завете: «Вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2:20, 27).
Церковная история говорит нам о том, что в начале благодатные дары Святого Духа преподавались через возложение рук святых апостолов на людей, но, исходя из вышеприведенных слов святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и из других достоверных свидетельств, мы видим, что уже в апостольское время благодать Святого Духа передавалась верующим через миропомазание.
Конечно же, Таинство Крещения и Таинство Миропомазания неразрывно связаны друг с другом. Напомним себе определение Таинства Крещения: «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую».
Т. е. в Таинстве Крещения уничтожается первородный грех человека, восстанавливается его первозданная райская целостность. Он прививается к лозе Христовой и становится членом Церкви. И жизнь духовная, святая, о которой говорится в дефиниции Таинства Крещения, начинается с того, что человеку дается главнейший от Бога дар – дар Святого Духа. И в этот очищенный и освященный храм, которым стал человек после Таинства Крещения, входит Сам Бог в Таинстве Миропомазания и поселяется в нем. Святой первоверховный апостол Павел сказал: «Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).
Вот с какой позиции мы должны жить. И как мы должны себя ощущать и как относиться друг к другу. Каждый православный христианин, освященный в Таинстве Крещения и Таинстве Миропомазания, – храм Святого Духа, где живет Бог. Относитесь к себе и другому человеку как к святыне. Бойтесь греха! Бойтесь осквернить храм, который суть вы. Храните и возгревайте святыню, живущую в вас. Великий дар Святого Духа, ведущий всех нас ко спасению.