Автор Вячеслав Киреев
Картонные персонажи — это… я не знаю что это. Это выражение довольно регулярно употребляется начинающими критиками, но они частенько вкладывают в это какой-то свой, особенный смысл. В этой статье мы поговорим о том, что я подразумеваю под этим термином.
На мой взгляд, картонные персонажи — это персонажи-функции, которые бездушно действуют, чтобы реализовать авторский замысел. Я много раз говорил об этом, но повторю ещё раз: кино — это рассказ о людях, а не о событиях.
Вот вы пишете историю про олигарха-коррупционера. Остановитесь и задумайтесь, для чего он это делает? Зачем ему деньги, заказные убийства и вообще всё то плохое, что он творит? Почему ему это нужно? Да, иногда в сценариях необходимо олицетворение всеобщего зла и объяснений для этого не нужно, но это бывает только в фильмах типа «Фантомас» или про Джеймса Бонда. В остальных случаях вы пишете про живых людей, которыми движут вполне себе простые и объяснимые мотивы. Вот про эти мотивы зритель и хочет знать.
Как-то я работал над проектом про коррупцию в правительстве Орловской области. Люди воровали сотни миллионов долларов по запутанным схемам. Главный вопрос, который я задавал следователям: Для чего? Для чего им столько денег? Несколько машин, несколько домов, золото, бриллианты, женщины — но это только очень малая часть наворованных денег. Оказалось, что у одного была несчастная любовь и деспотичная, жадная до безумия мать — манипулятор, другой хотел делать что-то хорошее, но без коррупции это было попросту невозможно.
Если в случае мелодрамы внимание сценариста сосредотачивается на личностях персонажей и их личной жизни, то в случае фантастики или детектива эта личная жизнь куда-то исчезает волшебным образом. Если посмотреть голливудские фильмы, то там каждый коп или разведён или на грани развода. Почему в ваших сценариях всё иначе? Где личная жизнь наших полицейских или попаданцев? Ведь как правило все они взрослые люди, у которых есть личная жизнь, которая намного главнее тех функций, которые они выполняют. Именно это должно выходить на первый план.
Представьте, что вы патологоанатом. Каждый божий день вы вскрываете трупы. Сотни, тысячи трупов, если вы опытный специалист. В конце концов это становится рутинной работой, построенной по определенному алгоритму и вы выполняете свои обязанности автоматически, не задумываясь. Когда это происходит, то вас начинает больше всего интересовать сугубо бытовые вопросы: куда съездить в отпуск, насколько удачной была рыбалка у коллеги, у кого с кем отношения в отделе и тп. Именно об этом вы будете говорить, извлекая и взвешивая печень.
То же самое происходит и с самым крутым сыщиком, осматривающим место преступления. Он автоматически задаёт нужные вопросы, но если для вас, пишущего для него историю, это в первый раз, то для вашего персонажа — это скучная рутина, даже если труп хитромудро замучан изобретательным маньяком. Поэтому в первую очередь ваш персонаж решает актуальные для него бытовые вопросы и таким образом очеловечивается, становится близким и понятным для зрителя. Зритель проникается к нему если не симпатией, то хотя бы сочувствием или пониманием и таким образом включается в происходящие события, начинает сопереживать вашему герою.
В фантастике всё вообще делается примитивно. Там как правило действуют персонажи — маски или образы. Запомните: фантастика — это просто декорации, в которых опять же действуют простые и понятные всем люди, со своими заботами и проблемами. Расскажите об этих людях, покажите нам их заботы и проблемы личного характера и ваш фантастический сценарий перейдёт совсем на другой уровень зрительского восприятия.
Как практически это достигается? Создайте вашему персонажу бытовую проблему. Вот, попал студентик в 1914 год, его в солдаты мобилизуют, а у него проблема, ему нужно срочно вернуться в 2021 год, чтобы успеть сдать отчёт по практике, иначе его действительно в армию заберут из универа. А ещё там, в 2021 году есть девушка, к которой он неровно дышит, а та на другого поглядывает. Ох, а это с ним в окопе прадед его соперника, ну вот сейчас наш студентик и подправит сопернику генеалогическое древо. Ну а картонный персонаж будет просто плыть по течению событий, по щучьему велению и авторскому хотению, потому что обычно он без роду и племени и никаких домашних забот, кроме ежечасного удивления диковинкам столетней давности у него нет.
Вот великий сыщик осматривает расписаренное маньяком тело жертвы и что же нашего сыщика волнует при этом осмотре? А он вчера напузырился вискариком на вечеринке и не помнит как домой попал, поэтому сейчас ходит с умным видом и осторожненько пытается узнать, не натворил ли он чего-нибудь вчера? А ещё ему очень хочется кофе, потому что с похмелья башка совсем не соображает, а кофе нет нигде и это серьёзная проблема, потому что не будет кофе — маньяк не будет пойман. Ну а картонный персонаж будет ходить всё с тем же умным видом и задавать исключительно правильные вопросы согласно регламенту осмотра места происшествия.
Про людей пишите. Если не можете про людей — пишите про себя в предложенных вашей фантазией обстоятельствах.
Удачи!