Найти тему
Михаил Слободин

"Шарашкина контора".

Многие в жизни встречались с таким термином, как "шарашкина контора". Что же это за контора такая?

В Большом словаре русского жаргона под редакцией Мокиенко и Никитиной, «шарага» определяется как компания воров, нечистых на руку людей или помещение, в котором царит беспорядок. Существует также диалектное слово «шарань», означающее «жульё». То есть буквально «шарашкина контора» — это сомнительное предприятие, организованное жуликами, или плохо организованное производство, на котором царит хаос .Есть также версия, что выражение могло произойти от фамилии некого «нэпмана Шарашкина» — метафорического собирательного образа нечистого на руку предпринимателя эпохи 20-х годов.

Но есть еще одна версия. Она восходит ко временам политических репрессий против интеллигенции 1920-1930 годов прошлого века. В те страшные времена много людей, занимающихся наукой, технических специалистов, по сфабрикованным делам и доносам, репрессировали. Высококвалифицированных специалистов отстраняли от работы и помещали в тюрьмы, обвинив во вредительстве и предательстве. В 1930 году вышел закон о том, чтобы репрессированных ученых и работников технической промышленности заняли на производстве на благо страны. Так и появились «шарашкины тюрьмы». Через некоторое время выживших заключенных – интеллигентов из тюрем отпустили – шарашкины тюрьмы были закрыты. Но уже в Великую Отечественную войну их снова открыли, но теперь уже там работали пленные немецкие солдаты.

15 мая 1930 года вышел циркуляр об «использовании на производствах специалистов, осужденных за вредительство», подписанный Ягодой и Куйбышевым. Так было положено начало целой системе научно-технических тюрем, узники которых искупали свою вину перед Советской Россией не кровью и потом, а усиленной умственной деятельностью. Однако первый опыт использования «шарашек» не был особенно продолжительным. Уже в 1934 году было принято решение о сворачивании научно-технических тюрем. Однако в 1938 году с новым витком предвоенных репрессий, Николай Ежов возродил идею своих предшественников в виде Отдела особых конструкторских бюро НКВД СССР, или 4-го спецотдела. В разное время в «шарашках» успели потрудиться такие гении технической мысли, как ракетостроитель Сергей Королев, будущий создатель Останкинской башни Николай Никитин, авиаконструктор Андрей Туполев, и, конечно, сам Александр Солженицын в качестве математика. Конечно, «шарашки» считались тюрьмами, однако условия жизни в них были в разы лучше, чем у тех же строителей Беломорканала. Более того, опальные ученые, особенно в годы войны, жили лучше, чем средний советский человек. Государство было заинтересовано в том, чтобы осужденные специалисты хорошо питались, получали медицинскую помощь и жили в относительном комфорте. Да и лояльность к столь полезным заключенным была значительно выше.

За успешные разработки заключенным значительно урезали сроки. Так, Королев в 1938 году был внесен в список расстрельной категории. На суде ему сначала дали 10 лет, потом срок сократили до 8. Вышел на свободу Королев досрочно, в 1944 году, через некоторое время после успешного испытания самолета с реактивным двигателем.

Одними из наиболее известных детищ «шарашек» считаются самолеты Пе-2 и Ту-2. Ту-2, двухмоторный скоростной бомбардировщик, многими исследователями считается лучшим в своем классе. Он мог отправляться на боевые задания без сопровождения истребителей, а по скоростным характеристикам серьезно превосходил любую модификацию немецкого истребителя Messerschmitt Bf.109H. Однако Ту-2 мог не только уйти от преследователей. Самолет был оснащен несколькими пулеметами разного калибра, что превращало его в своего рода воздушную крепость. История создания Ту-2 показана в советском фильме «Поэма о крыльях» 1979 года. Проект нового бомбардировщика был разработан в 1939 году, а спустя два года летчик Михаил Нюхтиков выполнил первый испытательный полет. После ряда доработок Ту-2 был выпущен в серийное производство уже в сентябре 1941 года. А за несколько месяцев до этого из «шараги» освободили и самого Туполева со снятием судимости и наградой в виде звания генерала-майора.

Конечно, «шарашки» внесли свой вклад не только в авиацию. Разработка легендарной системы залпового огня «Катюша» также велась учеными, отбывавшими наказание за вредительство. За время своего существования «шарашки» показали себя весьма эффективно. У работавших ученых была серьезная мотивация: за успешное выполнение государственного заказа практически гарантированно ожидало освобождение. А желание «схалтурить» сразу сходило на нет. Более того, собранные в одном месте специалисты были лишены многих отвлекающих факторов. Не было между ними и столь характерной для научного мира конкуренции, корпоративного шпионажа и стремления к личному обогащению. Другими словами, в созданных условиях все были равны и преследовали одну общую цель.

Так, вот получается, что смыл словосочетания «шарашкина контора» несколько противоположный: в первом значении – «нечистая организация», а во втором – спец. учреждение.