Биография сэра Майкла Джонатана Морица: кавалера ордена Британской Империи, инвестора, филантропа
“Нет ничего более бодрящего, чем быть глубоко вовлеченным в работу небольшой компании и молодой команды основателей, стремящихся сделать что-то невероятное и особенное.” (с) Майкл Мориц
Он один из самых удачливых и плодовитых инвесторов за всю историю Кремниевой Долины. Гуманитарное образование не стало помехой в его карьере в мире венчурного капитала и высоких технологий, а, как считает сам бизнесмен – только помогло. Майкл Мориц – уважаемый предприниматель, руководитель одного из самых старейших и влиятельных инвестиционных фондов – Sequoia Capital – и стоит в ряду величайших филантропов нашего времени.
Ребенок беженцев
“Большую часть жизни я прожил в Америке, но в Уэльсе, в Кардиффе всегда есть частица моей души.” (с) Майкл Мориц
Сэр Майкл Джонатан Мориц родился и вырос в столице Уэльса – Кардиффе. Конечно, тогда он еще не был аристократом. Мальчик появился на свет 12 сентября 1954 года в семье беженцев из нацистской Германии, которые еще в детстве нашли приют в Великобритании. Его отца, Альфреда, предусмотрительные родственники переправили из Мюнхена до начала войны, 14-летним подростком. Он смог поступить в Оксфорд и получил докторскую степень по классической литературе.
Мать Майкла, Дорис, прибыла в Англию благодаря спасательной операции Kindertransport. Она была одной из 10 тыс. детей, вывезенных из оккупированной нацистами Европы, и жила в приемной семье. После окончания войны девушка, как и многие из спасенных, осталась на новой родине и стала учительницей начальных классов. Людвиг и Дорис познакомились, поженились и осели в Кардиффе, где Мориц-старший преподавал в университете.
Майкл ходил в городскую общеобразовательную школу, в которой на всё количество учеников было всего три еврея. Из-за религиозных различий с большинством ребят и без того стеснительный мальчик постоянно чувствовал себя “на отшибе”. А ему так хотелось попасть в школьную команду по крикету и стать знаменитым спортсменом. Но была одна проблема – парнишка боялся мяча. Так что в основном он проводил время не на поле, а на трибунах, болея за приятеля, который позднее действительно вступил в профессиональную лигу крикета и выступал за Уэльс.
В старших классах Майкл не на шутку увлекся литературой и журналистикой. После окончания школы он поступил в один из самых старинных и престижных колледжей Оксфорда – аристократический Крайст-Чёрч. В университете Мориц изучал историю и был редактором студенческого журнала Isis. Он получил диплом в 1976-м и начал искать работу журналиста. Молодой человек был талантлив и мечтал о Guardian, Times или Daily Telegraph. Но быстро понял, что для недавнего выпускника это невозможно.
Журналист и писатель
“Работа инвестора чем-то похожа на журналистику. Ты ничего не знаешь, собираешь материалы, факты. Всё сопоставляешь, формируешь убедительное мнение и принимаешь решение. И не имеет значения, есть ли у тебя техническое образование.” (с) Майкл Мориц
Проблема заключалась в том, что каким бы талантливым не был молодой журналист, согласно правилам профсоюза он обязан был начать карьеру и проработать довольно много лет в провинциальной газете и только потом имел право посылать резюме в престижное крупное издание. Амбициозного Майка такое положение вещей не устраивало. Он добился личной встречи с редактором Daily Telegraph, легендарным журналистом лордом Уильямом Дидсом, и тот посоветовал отправиться в Америку. Там можно было добиться успеха гораздо быстрее.
В тот же год Мориц выиграл стипендию в университете Пенсильвании (курс MBA) и переехал в Соединенные Штаты. И, по его словам, не пожалел ни разу, тем более, что Британию в 70-х – начале 80-х сотрясали социальные и экономические кризисы, не прекращались забастовки и никто не мог быть уверен, что завтра не отключат свет, принесут почту или будет работать железная дорога.
Первым местом работы Майкла стала одна из газет Детройта – автомобильной столицы США. Он освещал кризис компании Chrysler и познакомился с ее генеральным директором, великим управляющим Ли Якоккой, автором настольной книги всех директоров – “Карьера менеджера”. Позднее Мориц напишет об этих временах книгу “Идем на слом: битва Ли Якокки за спасение Chrysler”. Публикации британца привлекли внимание и его пригласили в Сан-Франциско, в журнал Times.
Маленькое королевство
“В своей карьере я сожалею всего о двух вещах: что мы не инвестировали в Netflix и что я не успел помириться со Стивом Джобсом.” (с) Майкл Мориц
Что освещать репортеру Кремниевой Долины? Конечно же, новые технологии. Он пишет о стартапах, основателях, программистах, венчурных инвесторах, посещает конференции, берет интервью и этот мир все больше его затягивает. В 1982-м на одном из мероприятий Мориц познакомился со Стивом Джобсом. Они разговорились и Майкл узнал, что Стив работает над небольшим новым проектом под названием Macintosh. Через несколько дней бизнесмен позвонил журналисту и предложил в целях рекламы нового ПК написать книгу о компании Apple. По словам одного из команды Джобса тот сказал: “Майкл станет нашим историком”.
Книга “Маленькое королевство: история Apple Computers” увидела свет в 1984-м. Это была первая биография компании. Но заказчику результат не понравился: книга содержала, в частности, длинное интервью с Крисанн Бреннан, матерью Лизы – дочери, которую Стив Джобс долго не признавал. Он потребовал убрать свою фотографию с обложки и отказался от участия в проекте еще в середине работы. Сотрудничество, пусть и такое кратковременное, произвело на Майкла огромное впечатление и подтолкнуло к решению оставить журналистику и заняться венчурными инвестициями.
Инвестор
“Всё, что вам нужно сделать, это выслушать очень умных людей и отсеять идеи, которые недостойны или неправдоподобны. И я бы ни на минуту не стал притворяться, что не совершал много ошибок, и есть компании, которые мы упустили.”(с) Майкл Мориц
Майкл Мориц чем дальше, тем больше задумывался – хочет ли он и в 60 лет оставаться журналистом и освещать чужие взлеты и падения. Проработав в Times 4 года, Майкл уволился из редакции журнала. Он организовал небольшую издательскую фирму Technologies Partners и начал выпускать информационные бюллетени для предпринимателей и инвесторов Сан-Франциско. Хотя сам Мориц считал эту идею не самой удачной, впоследствии Technologies Partners приобрело одно из ведущих информационно-финансовых агентств Dow Jones & Company.
Он выбрал пять самых крупных венчурных фондов и отправил резюме руководителю каждого. Четыре отказали: историк и журналист, который ничего не понимает ни в технологиях ни в инвестициях, без опыта работы – совершенно бесполезен. А вот основатель Sequoia Capital, один из тех, кто сделал Кремниевую Долину такой, какая она сейчас, Дон Валентайн решил, что новичок вполне заслуживает шанса. В 1986-м Майкл, в то время уже отец двоих детей, присоединился к Sequoia Capital и, как оказалось, навсегда.
Время показало, что мудрый Дон Валентайн был прав. Майкл Мориц сделал оглушительную карьеру как венчурный капиталист. С его подачи фонд заключил первую сделку с “доткомом”. В 1995-м именно Майкл убедил партнеров вложить $1 млн в Yahoo! в обмен на четвертую долю компании. На пике роста акций интернет-портала стоимость пакета Sequoia достигла $30 млрд.
Мориц курировал сделку с Google – первый раунд в 1999-м. Эта работа принесла ему звание венчурного инвестора №1 в мире на много лет. Он сменил Дона Валентайна на посту руководителя фонда. Контракт с Google принес и долгоиграющие дивиденды в виде постоянного партнерства с Ларри Пейджем и Сергеем Брином – Google часто приобретает стартапы, поддерживаемые Sequoia.
На счету бывшего историка и журналиста инвестиции в Dropbox, Airbnb, Skyscanner, PayPal, Linkedin, Stripe, Gamefly, Plaxo и десятков других. Конечно, не обошлось без досадных ошибок. Sequoia не поверила в Netflix и Twitter, не оценила появление Марка Цукерберга на переговорах в пижаме. Тем не менее, под руководством Морица компания вышла на мировой уровень – открыла представительство в Китае и стала известна как лучший “рекрутер” – в ней работают лучшие из лучших.
Майкл Мориц непосредственно руководил Sequoia до 2012-го, пока не объявил, что по состоянию здоровья вынужден оставить активную работу. Однако, покой не для него. Бизнесмен остается президентом правления фонда, членом совета директоров ключевых подопечных стартапов. В 2020-м он неожиданно инвестировал не в американскую, китайскую или индийскую компанию. Майкл вложил деньги в турецкую службу доставки Getir и в этом году она стала самым дорогим стартапом в стране с оценкой в $2,6 млрд.
Благотворитель
“Мои родители получили высшее образование благодаря стипендиям, я сам смог приехать в США только благодаря стипендии. Это наш запоздалый способ отблагодарить всех тех, кто нам помог. Мы хотим, чтобы как можно больше талантливой молодежи получили престижное образование и постигали мир.” (с) Майкл Мориц
По данным журнала Forbes, состояние Майкла Морица $6,9 млрд и он не скупится на пожертвования. Его цель – дать как можно большему количеству молодых людей доступ к хорошему образованию и таким образом вырастить надежную смену. Бизнесмен – рекордный жертвователь Оксфордскому университету – всего $75 млн на развитие альма-матер Крайст-Чёрч и на стипендиальный фонд для студентов из небогатых семей – стипендия Морица-Хейман.
В 2013-м он и его жена, в прошлом писатель, а теперь исследователь-нейробиолог Харриет Хейман передали Калифорнийскому университету $30 млн на программу материальной поддержки аспирантов. $50 млн получил Чикагский университет, $5 млн – Джульярдская школа искусств и музыки. В 2019-м стало известно, что семейный фонд Морицев в течение следующих пяти лет будет обеспечивать выплату престижной литературной Букеровской премии.
Как многие филантропы, инвестор подписал “Клятву дарения”. За заслуги в области благотворительности и поддержки образования Её Величество Королева Великобритании Елизавета II удостоила Майкла Морица рыцарским званием и орденом Британской Империи.
Он живет в Сан-Франциско с Харриет и двумя сыновьями, но обязательно хотя бы раз в год приезжает в Англию навестить родственников, друзей и сходить на матч любимой команды “Манчестер Юнайтед”. Майкл дружит с сэром Алексом Фергюсоном и помогал ему в написании “Автобиографии”.
Как говорит сам сэр Майкл Джонатан Мориц: "Я думаю, идея выхода на пенсию – это просто ужасная, ужасная идея, и я надеюсь, что мне никогда не придется этого делать".
Читайте также:
- Кевин Систром: вы должны любить то, чем занимаетесь
- Нил Шень: вы всегда должны быть готовы к кризису
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!