Найти тему
Молодой ленинец

Музеи и театры Пензы не выживают, а живут и удивляют!

Как музеи и театры чувствуют себя в условиях пандемии? Какие планы они строят на следующий год?

«МЛ» собрал за круглым столом директора Пензенской областной картинной галереи имени К. А. Савицкого Кирилла Застрожного, художественного руководителя Пензенского областного драматического театра Сергея Казакова, директора Пензенского государственного краеведческого музея Александра Сердцева, художественного руководителя Театра юного зрителя города Пензы Владимира Карпова и генерального директора Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области Наталью Полеву, чтобы найти ответы на эти вопросы.

***

— Наше общество уже два года живет в условиях пандемии. Тем не менее, все учреждения культуры продолжают работать. Они живут сегодня или выживают?

Кирилл Застрожный: Я не приемлю термина «выживание» в отношении учреждений культуры! Об этом и речи не идет! И утверждение мое не голословно. Только за этот год у областной картинной галереи 220 тысяч посещений. Это значительно больше, чем было в прошлом году. И это соизмеримо с 2019-м, когда никакой пандемии не было. Правда, тогда было 290 тысяч, но год еще не закончился, и я думаю, что мы выйдем на привычный уровень.

То же самое по вырученным средствам – 4 млн 600 тысяч рублей мы уже заработали. Для сравнения, в том же 2019-м было 4 млн 900 тысяч рублей.

Кстати, когда начался первый длинный карантин, и все закрывалось, нам пришла светлая мысль — заняться полной реэкспозицией. Мы сняли всю экспозицию второго этажа, что-то частично отреставрировали, что-то полностью заменили.

Я уверен, что и в условиях антиковидных ограничений работу учреждений культуры можно даже улучшить!»

Сергей Казаков: «В театре не выживают, в театре творят! Творчество не ограничивается такими понятиями, как карантин или не карантин. И иногда даже полезно посидеть дома и подумать!

Количество премьер у нас не уменьшилось. И если взять карандаш и бумагу и посчитать количество публики, то оно сейчас будет даже больше, чем в доковидные времена. Зрители соскучились по театру! И стараются успеть на спектакли, пока есть послабления в ограничениях».

Александр Сердцев: «Музеи находились в более выгодных условиях, чем театры. Ограничения в посещениях действовали, но не такие серьезные. Кроме того, мы воспользовались господдержкой, привели в порядок нашу компьютерную базу.

В 2019 году мы провели два фестиваля — «Золотаревское городище – перекресток цивилизаций» и «Пенза – сердце мастерства». Последний в пандемию повторить не смогли, а «Золотаревское городище…» в 2020 году прошел при строгом соблюдении санитарных норм. Одних только масок мы раздали 2,5 тысячи! В этом году фестиваль проходил онлайн.

Те средства, которые нам были выделены, пошли на обустройство самого городища. Мы восстановили все его сгнившие срубы, сделали навигацию, проложили дубовые дорожки. Этого раньше не делалось, и я надеюсь, что в 2022 году будет продолжение такой плодотворной работы».

Владимир Карпов: «Поначалу работать онлайн было непросто. Актерам нужна обратная связь, глаза зрителей, аплодисменты. Репетиции по интернету съедали много времени, сил и нервов. Но после того, как мы, идя в русле времени, запустили несколько онлайн-проектов, поняли, что они не должны пропасть даром и стали их всеми силами оживлять.

Так у нас появились два новых спектакля. Это «Слова, рожденные войной», премьера которого состоялась к очередной годовщине Великой Победы. А второй проект проходит в формате театр в музее. Спектакль «Пушкин жив» мы играем в Литературном музее».

Наталья Полева: «Если бы пару лет назад нам сказали, что Эрмитаж организовал экспозицию Пензенского литературного музея, то мы бы назвали такую новость фейком. Но это стало реальностью! Работая в режиме онлайн, мы решили связаться с музеем изобразительного и декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге и видео-визитки о наших музеях были размещены на всех онлайн-площадках Эрмитажа. Их просмотрели несколько тысяч человек!

Конечно, работа в условиях пандемии заставила каждое наше учреждение выйти из зоны комфорта. Но мы стали больше обращать внимания на работу в Интернете, в различных социальных сетях.

Мы провели в онлайн-формате восьмичасовую «Белинскую весну» и этот фестиваль объединил участников из России и зарубежья. А в этом году состоялся масштабный Купринский литературный праздник!»

***

— К чему учреждения культуры готовятся в 2022 году?

Александр Сердцев: «Краеведческому музею предстоит переезд. Известие о том, что нам передают дом № 8 на улице Белинского, стало неожиданностью. Нужно понимать, что 97 лет назад, когда музей организовали на улице Карла Маркса, были лишь фотографии и коллекция минералов, ни о каких останках мамонта тогда не было и речи!

Переезд — это серьезная, очень ответственная задача. Нельзя утратить то, что есть! Нельзя, к примеру, просто взять мамонта, погрузить в фургон и перевезти в другое место, так это не делается. Заказывается специальная упаковочная тара, устанавливаются переносные механизмы.

Кстати, этот скелет мамонта в 1929 году смонтировал работник краеведческого музея, инженер Антон Антонович Штукенберг. Сейчас таких специалистов нет не только в Пензе, но и во всей России. Мы обращались к столичным специалистам, они должны были приехать к нам и оценить масштаб работ, но из-за очередной волны пандемии этого пока не получилось. Хотя договоренность остается в силе!

Что же касается экспозиции, то мы пригласили к сотрудничеству москвичей - музейное бюро полного цикла под руководством Андрея Рымаря. Они работали в Эрмитаже, в Лондоне. До Нового года эти специалисты должны представить дизайн-макет, а в первом полугодии 2022 года — дизайн-концепцию. В старом здании будет создан музей военной истории».

Владимир Карпов: «В наших планах - достойно и качественно провести новогоднюю кампанию. Если раньше праздники проводились в фойе вокруг елки, то теперь во всех театрах они проходят на сцене.

Все игры с детьми и их родителями мы перевели в интерактивный формат. С прошлого года у Дедушки Мороза посох дистанционный, теперь он морозит на расстоянии!

В новом году ТЮЗ ждет капитальный ремонт. Но при этом мы не отказываемся от четырех запланированных премьер».

Наталья Полева: «Основные наши чаяния в будущем году связаны с ремонтом музея В. Г. Белинского. Это долгожданнейший ремонт и надеюсь, что он осуществится. Государственный музей-усадьба В. Г. Белинского – это история целого населенного пункта! Уже проведена корректировка-смета входящих в это учреждение культуры бывшего дома купца Ф. И. Антюшина, в первом квартале 2022 года будет утверждена смета по зданию Чембарского уездного училища».

Кирилл Застрожный: «Губернатор дал поручение провести глубокую модернизацию богатейшего Никольского музея стекла и хрусталя. Этой коллекции 240 лет - 30 тысяч экспонатов!

Предполагается, что к 2023 году Никольский музей станет одним из центров туризма не только российского, но и международного. С начала года Никольский музей стекла и хрусталя, а также музей одной картины в Пензе посетили 2,5 тысячи туристов из-за рубежа (13 стран), 14 тысяч из различных регионов Российской Федерации.

Пензенской картинной галерее - исполняется 130 лет! И я сделаю все, чтобы комплекс мероприятий, посвященных юбилею, стал крупнейшим событием в жизни не только Пензенской области, и даже не Российской Федерации, а всей Европы! Потому что у нас хранятся и шедевры голландцев, итальянцев, немцев и французов XVII века, и полотна русских мастеров XIX-ХХ веков. Шишкин, Айвазовский, Верещагин – эти фамилии говорят сами за себя.

Думаю, что 2022-й будет годом прорыва художественной музейной деятельности. Юбилей Пензенской областной картинной галереи имени К. А. Савицкого достоин того, чтобы о нем заговорили по всей России!»