В Казахстане день независимости отметили постановкой сцен с допросами и расстрелами участников событий 1986 года. Организаторы не придумали ничего лучше, как поставить такие сцены в детских садах. По сценарию советские милиционеры, а также военные избивают и расстреливают казахских студентов. Отважные студенты, по версии авторов отстаивают свою независимость превозмогая насилие и пытки.
Надо отметить, что дети отыграли свои роли бесподобно и к ним разумеется никаких претензий.
Другой вопрос - кому и зачем это понадобилось? Ответить на этот вопрос мы не сможем без хотя бы краткого экскурса в историю.
Для этого я расскажу о событиях 1986 года, которые и стали прообразом патриотических "спектаклей" в детских садах. В советский период руководителем республики фактически был Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической Партии Казахстана. В разное время эту должность занимали Брежнев который руководил республикой с 1955 по 1956, Яковлев по 1957 год, Беляев по 1960 год, Юсупов по 1964 год и другие.
В 1986 году на должности Первого секретаря находился Динмухамед Ахмедович Кунаев.
Однако 16 декабря 1986 года, Пленумом ЦК КП Казахстана, было принято решение заменить его другим партийным деятелем, и на эту роль была утверждена кандидатура Геннадия Васильевича Колбина.
На личности Колбина следует остановиться подробнее. Задолго до назначения в Казахстан, в далеком 1975 году Геннадий Колбин вступил в должность второго секретаря ЦК Грузии. Этот период его политической карьеры тесно связан с работой Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе. Грузинская ССР того времени считалась самым потенциально неспокойным регионом страны, этакой бомбой замедленного действия.
В должности второго секретаря Колбин провел в жизнь реформы Э. Шеварднадзе по борьбе с коррупцией и неформальной экономикой. В ходе чистки кадров своих постов лишились около 20 министров, 44 секретарей райкомов, 3 секретарей горкомов (источник https://e-history.kz/ru/news/show/4435/).
Колбина знали как борца с коррупцией и привилегиями.
Его секретарша Валентина Николаевна, так рассказывала о своем шефе: "Мне уже много лет, и не хотелось бы выглядеть в глазах своих знакомых сплетницей. – Так начала свой рассказ о Геннадии Васильевиче его ближайшая помощница. – Я с первого и до последнего дня работала с Колбиным, но никогда не смогу забыть свои первые впечатления от знакомства с ним. Он был некрасивый, одутловатый мужчина, ходил как то всегда немного "боком", у него потели ладони, и он этого ужасно стеснялся. Но подход к работе у него очень отличался от его предшественника, с которым я тоже проработала несколько лет. Это был человек – "отличник", он все хотел довести до совершенства, требовал и от себя и от других полностью "отдаваться работе".
Работать Геннадий Колбин действительно любил. Ему удалось буквально разворошить жизнь Ульяновска, как улей. Встав у руля, он поменял почти все руководство области, из 26 секретарей районов оставил на местах только пятерых. Он сам объезжал магазины, пытаясь решить больной вопрос горожан – дефицит и очереди. Объявил войну привилегиям. Начальники его стали бояться.
(Источник: https://azh.kz/ru/news/view/8161)
И именно этот человек и должен был возглавить республику в 1986 году, сменив ушедшего на пенсию Динмухамеда Кунаева. Очевидно, что многим такое назначение не понравилось, причем не столько потому, что Колбин человек со стороны, а скорее из-за того, что в результате этого назначения ожидаемо начнутся кадровые чистки.
История умалчивает о том кто стоял за протестами. Но факт остается фактом - интересанты определенно были.
До 1986 года ни один назначенец из центра не вызывал такой реакции, которая последовала на назначение Колбина.
Выступления начались с демонстрации 16 декабря, когда первые группы казахской молодёжи вышли с требованием отмены назначения Колбина на площадь имени Л. И. Брежнева (ранее — Новая площадь, ныне — площадь Республики).
В этот же день по тревоге было поднято Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище, (кроме 4 курса — были на стажировке), и переброшено к ЦК, курсанты были вооружены только сапёрными лопатками.
Ещё при выдвижении к площади практически во всех «Уралах» были выбиты стёкла, многие военнослужащие получили ранения.
Слухи о выступлении на площади мгновенно облетели весь город. Утром 17 декабря на площадь имени Л. И. Брежнева перед зданием ЦК вышли уже толпы молодёжи, возглавляемые активными национал-патриотами. Плакаты демонстрантов гласили «Требуем самоопределения!», «Каждому народу — свой лидер!», «Не быть 37-му!», «Положить конец великодержавному безумию!» (источник Эхо декабрьских событий 1986 года // Туркестан : газета. — январь-февраль 1990 г.)
Все это в итоге привело к столкновениям и жертвам. Одной из таких жертв, по версии авторов сценки с расстрелом в детском саду, является и студент Рыскулбеков, Кайрат Ногайбаевич.
В 1996 году указом президента Казахстана ему было посмертно присвоено звание «Народный герой», правда в действительности его никто не расстреливал.
Рыскулбекова действительно приговорили к исключительной мере наказания — расстрелу, однако через год после вынесения смертного приговора его так и не привели в исполнение, заменив лишением свободы на 20 лет.
Более того, Рыскулбеков не выступал с пламенными речами перед расстрельной командой, как это показано в детском спектакле, а напротив, заявил в суде, что винит себя в том, что оказался под влиянием организаторов беспорядков.
Суд не поверил будущему народному герою и признал виновным в том, что при его активном участии были сожжены машины, а также ранены сотрудники милиции и военнослужащие.
В числе инкриминированных Рыскулбекову преступлений было нанесение телесных повреждений сержанту милиции А. А. Алмабекову и убийство народного дружинника, инженера радиотелецентра С. А. Савицкого (Сергей Савицкий умер 19 декабря в 4:30, у него осталось двое детей — восьми и трёх с половиной лет). Источник - КазТАГ. Расплата за бесчинства // Желтоксан-86: Статьи и публикации за 1986-1995. — Алматы: ОФ «Фонд Алтынбека Сарсенбайулы», 2006. — Т. 6. — С. 30—31. — 328 с. — ISBN 9965-831-00-9.
В итоге мы получаем неприглядную картинку где в погоне за патриотическим угаром, казахстанским детям, в День независимости, не только внушается антисоветский миф, но и более того, его авторы намеренно сгущают краски и вот народного героя уже не судят, а расстреливают, тем самым новое поколение воспитывается с чувством ненависти к "проклятому советскому режиму" и .... (с высокой долей вероятности) к своему северному соседу.