О ВЕРЕ ПРАВОСЛАВНОЙ
Один из неправильных ответов на вопрос: «зачем надо креститься?» - «принять православную веру». Неправильным данный ответ является потому, что не Таинство Крещения выступает причиной православной веры, но то, что человек по вере, по мировоззрению становится православным христианином – и есть причина Крещения.
Более того, чинопоследование Крещения кроме всего прочего, включает в себя исповедание веры, и этот шаг крещаемый делает прежде непосредственного вхождения в Таинство. Т.е вначале читается молитва на наречение имени. Затем совершается последование «Во еже сотворити оглашенного», которое включает в себя молитву «на оглашенного» и четыре «запретительных молитвы», в которых запрещается сатане проявлять свою власть над тем, кто запечатывается именем Иисуса Христа. Затем крещаемый произносит обеты Святого Крещения – отрекается от сатаны и «сочетавается» Христу: свидетельствует, что верит во Христа как «в Царя и Бога». При этом крещаемый, а в случае крещения ребенка – крестный, должен прочесть Символ Веры. Ниже приводится текст Символа Веры на церковно-славянском языке, а рядом с ним, параллельно, на русском:
По-церковнославянски
По-русски
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.
и жизни будущего века. Аминь (истинно так).
Важно, чтобы человек прежде Крещения знал этот текст. Но еще важнее, чтобы не только знал слова, но и понимал смысл.
Сейчас мы с тобой попробуем Символ нашей, православной веры изложить своими словами, максимально упрощенно, так, чтобы это было понятно даже маленькому ребенку.
Итак, первый вопрос: что такое вера православная? - Самый краткий и самый сконцентрированный ответ будет таков, что «вера православная – это вера в Бога»!
Не бойся простоты этого ответа. Ведь, на самом деле, по-другому и не сказать. Человеку свойственно верить, так же, как и дышать. Пока мы дышим – мы живем. Пока мы верим – мы действуем и движемся. Апостол говорит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Вера, как какая-то внутренняя сила, направляет путника в неизведанную даль, а строителю помогает возводить здание, вера изображает то, что невозможно увидеть и объясняет то, что невозможно понять. Порой мы то, что является верой, называем знанием, но это неправильно. Например, я могу сказать, что знаю о том, что Земля – круглая. Но на самом деле, это может знать космонавт, видевший Землю со стороны, из космоса, или моряк, совершивший кругосветное плавание. Но я, читавший их свидетельства и доверяющий им, принимаю их опыт на веру и свое доверие чужому опыту называю знанием.
Вера может быть бытовой, вера может быть суеверной, вера может быть религиозной.
Верить можно в себя, а можно - в другого человека, можно верить в приметы, а можно - в свое неверие, можно верить в «знаки зодиака», а можно - в денежные знаки, можно верить во всемогущество науки, а можно верить в Бога. Бывает так, что одна вера дополняет и укрепляет другую, а бывает и наоборот - одна вера отменяет другую совершенно.
Вера Православная – это вера в Бога, а значит, это самая крепкая, самая надежная, самая спасительная вера, хотя бы потому, что именно эта вера отвечает на множество вопросов, на которые никакая другая, особенно противоположная вера ответить не может.
Итак, если мы признаем, что вера православная – вера в Бога, то к этому, оказывается, совершенно нечего добавить, и от этого нечего убавить. Остается только найти ответ на вопрос, а Кто есть Бог?
Интересно, что большинство людей, которых об том спрашивают, без особого труда отвечают: Бог – это наш Создатель. А некоторые говорят ещё точнее: «Творец».
Действительно, Бог – это наш Творец.
И мы веруем в Бога, потому что живем в мире, который Он сотворил, да и сами являемся Его творением.
То, что наш мир сотворен Высшим Разумом и Высшей Силой, свидетельствует разумность, совершенство и хрупкость того, что несет в себе жизнь.
Я просто приведу несколько цифр, а вывод, дорогой Друг, сделай сам:
Биология как наука, утверждает, что существует только двадцать видов аминокислот из которых синтезируются все белки. Если представить себе простую молекулу белка всего из ста аминокислот, то вероятность того, что она сформируется по определенному образцу, равна 1/10 в степени 130. Т.е. единица, деленная на единицу со ста тридцатью нулями! Число в знаменателе настолько велико, что его невозможно представить. Для сравнения: физики утверждают, что электронов и подобных им частиц в наблюдаемой части Вселенной всего лишь 10 в степени 80. Опять-таки, мы говорим об одной, простейшей молекуле белка. А сколько их в клетке… Да не простых, а сложнейших. Например, вся информация об организме «записана» в генах. А вероятность случайного возникновения одного единственного гена – частицы генетического материала – 1/ 10 в степени 600! В одной клетке человеческой печени 53 миллиарда сложных белковых молекул. А сам человек состоит примерно из 50 триллионов (50 000 000 000 000!) различных клеток. И в каждой аминокислоты располагаются в своей уникальной, филигранной последовательности! Причем где-то это расположение (генетический код) совпадает с фантастической точностью, а где-то проявляется своя неповторимая уникальность. Это невероятно сложно и прекрасно в своем совершенстве!
А еще, иногда говорят о том, что жизнь на земле формировалась в течение многих миллиардов лет. При этом почему-то совершенно забывают о хрупкости и неустойчивости белковых соединений: ведь каждый знает, что кусок мяса, рыбы или яйцо сохраняют свою свежесть весьма короткое время, но потом портятся, потому что белки распадаются. А человек эволюцию от одноклеточного существа («зиготы») до маленького и автономного «хомо сапиенс» проходит не за миллионы и миллиарды лет, а всего за девять месяцев! А некоторые животные – еще быстрее.
И еще немножко цифр: некоторые ученые считают, что генетический материал одной клетки содержит столько же информации, сколько 1000 книг в 600 страниц с 500 словами на странице, т.е. примерно столько же, сколько в 400 полных Библиях. Соответственно, вероятность возникновения одной единственной клетки (!) примерно такова, как если бы обезьяна, например шимпанзе, сев за печатную машинку, и беспорядочно ударяя по клавишам, напечатала бы 400 раз без единой ошибки или опечатки полный текст Библии. (!!!)
Говоря о Боге, как о Творце и Создателе, наверное, следует определить, чем эти два термина отличаются. Лично я здесь вижу такую аналогию: придя на концерт классической музыки и слушая в исполнении симфонического оркестра какое-то музыкальное произведение, мы видим музыкантов, которые создают для нас музыку, а мы её воспринимаем. Каждый музыкант в оркестре – создатель. Но композитор, услышавший эту симфонию в глубине своего сердца и записавший партию каждого инструмента – творец музыкального произведения.
А Бог – Творец и Создатель и этого мира, и жизни, торжествующей в этом мире, и человека, который не только живет, но и несет в себе образ своего Творца.
Поняв, что Бог есть Творец, невозможно не задаться вопросом, а Он – какой? Особенно этот вопрос любят дети, и потому родители и крестные должны заранее продумать возможные ответы на данный вопрос.
Итак, Бог – Он какой?
Здесь удобнее и правильнее отвечать не существительными, а прилагательными и первый ответ, что напрашивается на поставленный вопрос, это то, что Бог – Единый. Но далее мы оказываемся, как в тупике, потому что нам невозможно понять, постичь и даже представить, Кто есть Бог в Своем Существе. Самое Божественное Существо – это та Тайна, которую нам не вместить. Поэтому о Боге в Самом Себе лучше молчать. Но Творец не прячется от Своего творения, и многие Его качества раскрываются относительно того, в чем Они отражаются. Например, относительно времени – Бог вечный, относительно пространства – Он вездесущий, относительно каких-то нравственных качеств Он – благ, свят, праведен, честен, милосерд, кроток, долготерпелив, любящий, милующий, всепрощающий и т.д. А еще Он – невидимый для наших глаз, но в Евангелии есть замечательный совет для тех, кто все-таки желает увидеть Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8).
И, если ты, дорогой Друг, все-таки захочешь увидеть Того, Кто видел тебя даже прежде твоего рождения – посмотри сердцем на такие явления, как Жизнь, Красота, Совершенство, Любовь, Мир, Радость и многое – многое другое, что невозможно увидеть глазами, измерить, оценить, но что есть, существует и составляет самую главную ценность бытия. Потому что эти, и другие подобные им категории и явления, дерзну предположить – есть самое прямое действие Божие. Не зря наука никак не может понять и объяснить их природу. Поэтому, всякая наука без религии, без нравственности – бессмысленна. Как, впрочем, и религия без науки – слепа. Потому и вера в Бога, как в Творца, побуждает нас познавать сотворенный Им мир: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18.2)