Найти в Дзене

АСДИИСК: мозговой штурм общих проблем

В прошлой публикации я начала рассказ о трехдневном форуме «Инклюзивный театр в России. Практика и перспективы», который прошел в Москве с 27 по 29 ноября. Благодаря этому, удалось оценить, как изменилось движение за это время. Его ключевым мероприятием стал семинар «Формирование профессионального сообщества в инклюзивном театре», который вела продюсер, исполнительный директор Ассоциации деятелей инклюзивного искусства и куратор форума Варвара Коровина.

Работа в группе
Работа в группе

В начале семинара спикер предложила собравшимся, разбившись на группы, выделить несколько проблем и затем назвать наиболее острую из них. Когда стали подводить итоги, оказалось, что первые же две группы огласили практически полный список общих проблем. Они оказались очень разными:

- Неготовность социума принять людей с инвалидностью как равноправных членов;

- Неготовность людей с инвалидностью и особенно родителей детей-инвалидов к активному включению в жизнь общества;

- Серьезные проблемы с доступностью: в частности, далеко не все сцены провинциальных домов культуры доступны для людей на коляске;

- Недостаток материальных ресурсов для создания качественных постановок;

- Отсутствие стабильной государственной поддержки инклюзивного искусства;

- Отсутствие системы дополнительного образования для деятелей инклюзивной сферы и финансирования этой системы. При этом оказалось, что разным людям требуются разные знания: одним – в сфере особенностей взаимодействия с инвалидами разных нозологий, другим – в сфере работы с актерами и постановки спектаклей, и почти всем – в сфере фандрайзинга;

- Отсутствие крупных событий, на которых можно было бы поделиться опытом с коллегами из других регионов;

- Проблема выгорания активистов и отсутствия поддержки их усилий на местном уровне. «Я не знаю, как донести до местной администрации понимание важности той работы, которой я занимаюсь!» – эмоционально заявила режиссёр театрального пространства «Четыре форточки» при молодёжном клубе «Радуга» из города Обнинск Марина Караваева.

Нетрудно заметить, что проблемы объединяются в три блока: взаимоотношение инвалидов и социума, материальное обеспечение деятельности, решение проблем занятых в ней сотрудников. Каждый блок очень объемен. При этом, как подчеркнула руководитель Воронежского детского театра «Мост» Наталия Сильковская, их нельзя решать по очереди. «Все социальные проекты находятся в состоянии «вечного» стартапа. Это – непрерывный поиск пути, где одновременно приходится решать самые неожиданные задачи. Стоит запустить одно – и всё начинает разрушаться, как карточный домик», – отметила она.

Предложения от Наталии Сильковской
Предложения от Наталии Сильковской

Ряд деятелей АСДИИСК видят выход из этой ситуации в повышении уровня постановок. Так, директор Архангельского театра драмы им. Ломоносова Сергей Самодов убежден: «Мы должны быть максималистами и стремиться к профессионализации наших театров. Нужно, чтобы люди, пришедшие на спектакль, не думали, кто на сцене «с особенностями», а кто – без».

Самодов убеждает коллег
Самодов убеждает коллег

Однако и у его коллектива не всё гладко: там уже 7 лет работают с детьми с ОВЗ, но директор признает: в стране об этом мало кто знает. Он считает, что нужно либо делать собственные фестивали и премии, либо входить в существующие фестивали в рамках подпрограммы. Например, учредить номинацию «Золотой маски» «Лучший инклюзивный проект России».

Это предложение было поддержано многими участниками встречи. Та же Наталия Сильковская уверена: «Премия – формат признания, и этим надо пользоваться. Участие коллектива в крупном фестивале или номинация на престижную премию повышают его рейтинг в глазах местных властей и всего сообщества». Некоторые пошли еще дальше и заявили, что лучшие инклюзивные постановки могут на равных конкурировать со спектаклями профессиональных театров.

Наталья Авдеева фиксирует происходящее
Наталья Авдеева фиксирует происходящее

Однако немалая часть участников форума придерживается другой позиции. Ее сформулировала директор Центра речевого развития «Пирамидка» из Казани Наталья Авдеева. «Главное, ради чего мы приходим в эту сферу – наши дети. Мы создаем инклюзивное искусство для того, чтобы они могли развиваться. Без этого их развитие остановится, потому что ограничения, к сожалению, не дают многим из них возможности для полноценной жизни в обществе. А в театре есть всё: и общение, и эмоции, и взаимодействие, и дружба, и любовь. Поэтому мне кажется, что, в первую очередь, мы должны думать о том, как нашим детям жить и реализоваться, а уж потом решать остальные проблемы».

Не всё просто и с материальным обеспечением. В этом плане инклюзивные коллективы России находятся в очень разном положении. «До профессионализма нам пока далеко. Выбираем спектакли, в которых нужно поменьше декораций и костюмов»,– отметила главный режиссер Нефтекамского народного татарского театра «БЕЗ», руководитель театральной мастерской «Улыбнись миру!» Ильмира Алетдинова. Кто-то арендует даже помещение для занятий. А вот театр Елены Давыдовой «Солнечный город для солнечных детей» работает в Доме культуры города Моздок. «У нас есть бесплатная сцена, в любое время – осветитель и звукооператор, декорации и реквизит», – с гордостью отмечает руководитель. И эта ситуация, к счастью, тоже не уникальна.

Елена Давыдова из Моздока
Елена Давыдова из Моздока

Впрочем, деньги, в любом случае, нужны всем, ведь качественное инклюзивное искусство требует много времени и сил на специальную подготовку режиссеров, актеров и менеджеров проектов. Чтобы помочь всем, в программе форума был четырехчасовой семинар арт-менеджера, члена Союза театральных деятелей, преподавателя и продюсера из Краснодара Евгении Карпаниной «Особенности фандрайзинга в инклюзивном театре»… Тема эта более чем актуальна, ведь в умелых руках фандрайзинг очень эффективен. Как рассказала Наталья Сильковская, за 5 лет ее организация получила в качестве грантов более 30 миллионов рублей. Правда, для этого пришлось написать больше 200 заявок, примерно 20 % из них были поддержаны.

Наталья Заварницына: "Курсы есть!"
Наталья Заварницына: "Курсы есть!"

Немало говорили участники форума и о необходимости получения дополнительных знаний. Но оказалось, что такие возможности уже есть! О них сообщила декан театрального факультета Самарского института культуры Наталья Заварницына. В ответ на запрос представителей НКО на обучение методикам работы с самодеятельными актерами и механизмам взаимодействия с «особыми» людьми на факультете разработаны программы дополнительного образования по этим темам. Причем обучение можно пройти не только очно, но и дистанционно. Правда, на это опять-таки нужны средства. Как подсчитала председатель Клуба хореографов Забайкальского края Диана Шульц, повышение квалификации всех деятелей инклюзии края в год может стоить до миллиона рублей.

Судя по выступлениям, в России развивается и фестивальное движение. Межрегиональные инклюзивные смотры, отдельно или в составе более крупных мероприятий, проводятся в Казани, Самаре, Забайкальском крае, Северной Осетии-Алании, Набережных Челнах…

Кроме того, руководитель программы «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» Владимир Плехов рассказал о всероссийском форуме-фестивале социальных театров «Особый взгляд», который организован фондом совместно с центром «Инклюзион». По его мнению, лет через 10 он может стать «Золотой маской» в сфере инклюзивного театра. В нем есть и театральная, и образовательная междисциплинарная программа.

Новости от Владимира Плехова
Новости от Владимира Плехова

Другое дело, что жители Архангельска не всегда знают не только о том, что происходит в Чите, но и о многочисленных инициативах тех же самарцев… И здесь роль всероссийского форума трудно переоценить!

Подводя итог обсуждению проблем, Варвара Коровина отметила, что одна из главных задач АСДИИСК – выдвигать из своей среды лидеров, которые могли бы возглавить рабочие группы по решению отдельных задач, разрабатывать и осуществлять конкретные эффективные проекты как на межрегиональном, так и на всероссийском уровне. И, похоже, несколько таких лидеров уже обозначилось…

О людях, которые руководят инклюзивными театрами в различных регионах, я расскажу в следующем материале.

Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на канал!