Сергей Есенин, Булат Окуджава, Владислав Листьев, Лев Яшин и другие знаменитые люди, ушедшие в вечность, покоятся на Ваганьковском кладбище Москвы. Этот погост, появившийся еще в 18 веке, прочно удерживает второе место по «элитарности» после Новодевичьего, и я не мог не посетить его. Именно здесь мне встретилась могила Владимира Высоцкого, которого помнят и любят спустя четыре десятилетия после смерти. Правда, само надгробие остается поводом для разговоров и скандалов даже сегодня.
Вопрос о том, каким быть памятнику 42-летнему певцу, актеру и символу эпохи, скончавшемуся в разгар Олимпиады-80, возник мгновенно. Марина Влади, красавица-жена Владимира Семеновича, сразу заявила о том, что никаких изображений и, тем более, скульптур, она не приемлет. Ведь об этом говорил и сам муж! Только необыкновенный камень, который будет передавать образ любимого Володи. Друзья начали поиски, удалось даже договориться с учеными насчет настоящего метеорита! Однако время шло, а на могиле были только свежие цветы, что ежедневно приносили поклонники Высоцкого. В 1982 году объявляется конкурс на лучший проект надгробного памятника Владимиру Семеновичу и в январе следующего года в Театре на Таганке открылась выставка этих проектов. Из более чем тридцати предложений родителям певца понравилась скульптура Рукавишникова. Владимир был представлен со связанными руками, будто в смирительной рубашке, что символизировало гонения со стороны властей. За спиной у певца – гитара и три лошадиные морды («кони привередливые»), которые под определенным ракурсом смотрелись как ангельские крылья.
А вот проект метеорита в камне родителей не впечатлил. Отца и мать можно понять: они хотели видеть своего Володю как живого. Поскольку формально могила принадлежала родителям Высоцкого, они и поставили точку в этом споре, а отношения между Мариной Влади и родными Высоцкого испортились.
Однако скульптура Рукавишникова не особо устраивала и советскую бюрократию. Выдвигались различные требования, некоторые из которых были откровенно бредовыми: «Памятник должен быть не выше 150 сантиметров!», «Почему связаны руки? Развязать!», «Гитара выглядит как нимб, убрать!» «Срезать одну из трех лошадиных голов! Выражение лица должно быть менее эмоциональное!»
Наконец, 12 октября 1985 года многострадальный памятник был открыт. Марина Влади на открытие не пришла и впоследствии, в своей книге «Владимир, Прерванный полет» так отозвалась о надгробии: «Отныне на твоей могиле возвышается наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма — то есть то, от чего тебя тошнило при жизни. И поскольку она меньше двух метров в высоту, у тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженного со всех сторон мордами лошадей».
Продолжение истории с надгробным памятником Владимиру Высоцкому последовало в канун сорокалетия со дня смерти. По инициативе сына Никиты, в 2020 году бронзовому кумиру миллионов сменили голову. У обновленной головы артиста изменилось выражение глаз, челка поднялась вверх, рот стал приоткрыт. Считается, что именно такое лицо было задумано изначально и вот, спустя 35 лет, справедливость восторжествовала. Правда, новый Высоцкий стал больше похож не на себя, а на Глеба Жеглова, который хочет высказать все, что думает по этому поводу. Вот только что?
Автор материала: sovet_echo
Дорогой читатель, подписывайся на канал, у нас интересно!
А это очень интересно: 5 советских вещей, которые непонятны современной молодежи
В тему: Могилы знаменитостей на Новодевичьем кладбище
Может быть интересно: Могилы Ваганьковского кладбища, мимо которых не пройти
В тему: Могилы Новодевичьего кладбища, мимо которых не пройдёшь
Может быть интересно:Немецкие кладбища Калининграда, где стоит побывать
В тему: Моя прогулка по Новодевичьему и Ваганьковскому кладбищу. Чьи могилы интересны филологу?
Может быть интересно: «Их – сжечь, сжечь!»: что говорили перед смертью великие люди?
В тему: Шофер Ленина и Фаня Черненькая: кто похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища?
Может быть инетресно: Прогулка по Новодевичьему кладбищу. Могилы великих людей
В тему: Могилы Новодевичьего кладбища, о которых не все знают