А давайте прогуляемся по красивому Петербургу и сравним этот город с разницей в 100 лет?
Наша команда путешественников OKVEST бывает во многих красивых местах, несет красоту в массы и уже написала целый цикл прогулок по Петербургу с разницей в 100 лет. В конце статьи смотрите ссылки и гуляйте на здоровье!
Сегодня мы отправились в Адмиралтейский район, а точнее прогулялись от метро Фрунзенская и далее в Измайловский округ. Ну что, пойдем гулять!
Скотопригонный двор (Московский пр. 65)
Первое здание на нашем пути скотопригонный завод. Место с основания города использовалось для продажи скота. Сначала было деревянное, а в 1825 году построили в камне.
В здании размещалась контора, биржа и даже чайная для купцов. Интересно, что в то время это была самая окраина города, Обводный канал считался границей города и вместо улицы был городской вал. Поэтому биржу для мяса строили на краю города для удобного подвода животных. Сегодня здание почти не изменилось.
А вот вокруг все менялось с невероятной скоростью. Почти 100 лет со времен постройки сюда пригоняли скот, в конце 19 века устроили здесь же бойню.
Потом грянула революция и новая власть решила, что неправильно гонять коров по такой важной магистрали, как Московский проспект. Даже статуи быков у входа перегнали на окраину Московское шоссе 13. Вместо главного мясного рынка устроили главный молокозавод города. Даже в современной России это здание знают как штаб компании Петмол. Но и это уже перевернутая страница истории и теперь здесь на удобном пустыре, практически в центре города, строят элитные многоэтажки.
Пойдем дальше, за Обводным каналом нас ждет следующее неизменное здание.
Здание попечительства ИЧО. (Егорова 26)
ИЧО только на первый взгляд звучит странно. В 19 веке это всеми уважаемая организация Императорского Человеколюбивого Общества с капиталом в 1 миллиард рублей по текущему курсу. Основанная в 1802 году, к своему столетию обзавелась главным зданием в стиле кирпичного модерна.
Общество принимало и воспитывало сирот из бедных семей, давало им начальное образование и в 12 лет устраивало в специализированные ремесленные учреждения. При этом продолжало обеспечивать одеждой, питанием, оплачивало обучение и по успешному завершению выдавало некоторую сумму на первое время взрослой жизни. В целом, все то, что сегодня делает государство для сирот.
При этом ИЧО существовала на пожертвования, которые принимала и складировала в этом доме. Для этого его и построили, здесь сортировали подаренные вещи, проводили дезинфекцию, укладывали и устраивали аукционы по продаже.
Как видим, за 100 лет здание совсем не изменилось, но одну деталь можно рассмотреть - появились большие проемы окон цокольного этажа. Сначала можно подумать, что здание сегодня просто откопали. На самом деле большие и светлые окна первого этажа вполовину укоротили, а как это сказалось на внутренней планировке нам не известно. Также не известно, сохранились ли подземные ходы в другие дворовые здания. Эти ходы было удобно использовать для перемещения вещей в любую погоду.
В наши дни здание до сих пор помогает детям, здесь разместился дом детского творчества. Значит, благие цели ИЧО и сегодня живы в этих стенах. Пройдем дальше по Обводному каналу до примечательного здания вокзала.
Варшавский вокзал (набережная Обводного канала 118)
Третий вокзал столицы. В далеком 1851 году император Николай 1 дал указание соединить города России с Европой. Первой линией стала железная дорога на Варшаву. Популярность новой магистрали была настолько большой, что практически сразу после открытия пришлось модернизировать и расширять вокзал. Не удивительно, что на фотографии начала 20 века, очень людно.
Такой поток экипажей и людей, что почти не уступает текущему ритму этого места.
Только экипажи меняются, вместо лошадей на улице, теперь только лошадиные силы под капотом. Трамваи в этих местах больше не увидеть. Да и здание вокзала только на первый взгляд осталось тем же. Варшавский экспресс, так теперь называется торговый комплекс внутри здания. Первый международный вокзал страны стал не нужен после распада Советского союза, последний поезд ушел в 2001 году. Затем было решено к 300-летию города, здание переоборудовать с сохранением фасадов. Пригласили итальянского архитектора, взяли за образец перестроенный вокзал во Франции и... не успели к юбилею. Так у нас бывает. Только в 2006 году закончилась реконструкция, внутри практически ничего не осталось, все масштабное пространство вокзала поделили на клетушки-бутики, но фасады сохранили. И на том спасибо, так как в 1980 годах уже вышло постановление о сносе всего вокзала, да неожиданно спас Владимир Ильич Ленин. Точнее памятник, который стоял перед зданием вокзала. Не могли согласовать, куда переносить его при сносе здания вокзала. Потом распад, не до этого, ну дальше Вы знаете.
Пока мы тут разбирались в преобразованиях вокзала и его сложной судьбе, позади нас прогремел взрыв.
Это результат покушения на министра внутренних дел Вячеслава фон Плеве в 1904 году. Боевики тщательно изучили маршрут следования кареты министра, но 3 раза покушение срывалось: то агент заподозрит за собой слежку, то исполнитель накануне случайно подорвет себя в гостинице. И все же 15 июля бомба достигла цели, министр скончался на месте.
Тогда это событие вызвало большой резонанс, собрали комиссию, устроили пышные похороны. А сегодня на этом месте скапливается большая пробка и, наверное, никто даже не знает про судьбу фон Плеве.
Пойдем дальше, на фоне нам маячит одно красивое здание.
Жилой дом и типография (Измайловский 29)
Такой нарядный дом в неорусском стиле сложно пропустить, он так и приковывает взгляд. Оборудован был по последнему слову техники: паровое отопление, подъемные механизмы, бетонные своды и необычный паркет. Берлинская фирма вдавливала паркет в горячий асфальт для большей прочности. Прямо в комнатах горячий асфальт. Хотелось бы сейчас взглянуть на эти полы.
Парадный вход вел в типографию, под которую был выделен первый этаж и дворовая территория.
Богато декорированный козырек над входом и ворота говорят о высоком статусе дома. У входа дежурит охрана, на улице переговаривается пара знакомых.
Сегодня крыльцо и ворота утратили некоторые декоративные элементы, но необычный орнамент все равно приковывает взгляд. Беспорядочно припаркованные машины совсем не прибавляют красоты улице, но в такие загруженные времена живем. Отправимся посмотреть на последнюю точку нашего маршрута.
Доходный дом товарищества "Помещик"
Большой жилой комплекс в стиле псевдоготики и модерна построили незадолго до революции, в 1911-1912 годах.
Такой громадный комплекс не померкнет даже на фоне современных зданий, а 100 лет назад стал настоящей доминантой района. Особой изюминкой дома стало оборудование общедомового пылесоса. Когда один пылесос установлен внизу здания и ко всем квартирам проведены трубы, вот такая странная для современного человека техника.
Жильцам предлагались квартиры двух видов: маленькие (от 100 до 160 м2) и генеральские (около 240 м2). Вот такие высокие стандарты.
Как думаете, чем занималось товарищество "Помещик", раз смогло построить такой доходный дом? Молоком. Да, всего лишь продавали молоко и молочную продукцию с ферм Прибалтики, имели порядка 40 магазинов по городу и удостоились чести подавать молочко самому императору.
На первом этаже дома товарищество открыло свой фирменный магазин, который работал круглосуточно. А дальше была революция, национализация, но магазин всегда оставался на своем месте. После войны здесь продавали дефицитные товары в обмен на золото.
А ленинградцы наверняка помнят первый магазин самообслуживания "Стрела".
Если кто-то из читателей знает, как была организована торговля в первом супермаркете самообслуживания, напишите в комментариях.
Хорошо, что и сегодня традиции сохраняют, на первом этаже разместился магазин сети "Магнит". Спустя сто лет нещадной эксплуатации дома, фасады пришли в аварийное состояние. В 2019 году было выделено 96 миллионов рублей из туристического сбора.
Так мы прогулялись по окраине города 18 века, или центру города 21 века. В следующий раз мы отправимся еще дальше по этому большому неизведанному району. Пишите в комментариях о своих впечатлениях и не забывайте подписываться на наш канал. Тогда точно не пропустите новые выпуски прогулок по городу с разницей в 100 лет!
А для тех, кто не видел наши прошлые выпуски, оставляем ссылки:
Выпуск 1: Неизменный Санкт-Петербург, фотографии с прогулки было/стало
Выпуск 2: Санкт-Петербург с разницей в 100 лет, фотографии с прогулки было/стало
Выпуск 3: Прогулка с разницей в 100 лет, фотографии было/стало в районе метро Чернышевская
Выпуск 4: Санкт-Петербург с разницей в 100 лет, фотографии с прогулки было/стало. Музей-крепость, акрополь вместо казарм и первые авто
Выпуск 5: Санкт-Петербург с разницей в 100 лет, фотографии с прогулки было/стало. Стадион-призрак и перекресток-призрак
Выпуск 6: Прогулка по Петербургу было/стало с разницей в 100 лет. Как Карл Карлович и Федор Федорович дома строили
Выпуск 7: Прогулка по Санкт-Петербургу было/стало с разницей в 100 лет. Пропавший эркер и замаскированная часовня
Выпуск 8: Прогулка по Петербургу было/стало с разницей в 100 лет. Улица аристократов и бонус во дворе
Выпуск 9: Прогулка по Петербургу было/стало с разницей в 100 лет. Извозчикам не верить, городским легендам тоже.
Выпуск 10: Прогулка было/стало по Санкт-Петербургу. Как кадеты порвали соболиную накидку императрицы
На этом все, гуляйте больше, гуляйте сами, гуляйте с нами!