Найти тему
Psy.Club

Финансовая сторона вопроса (часть 1)

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ?

Деньгами мы оцениваем стоимость чего-либо: дома, образования, путешествия и т. д. Фактически, они становятся универсальным измерителем - через них можно сравнить любые составляющие нашей жизни.

Такими же универсальными измерителями являются: длина, высота, ширина. Деньги же связаны с добавленной стоимостью: время, опыт, навыки, качество, этика, условия труда, эстетика, безопасность использования.

Здесь мы встречаемся с первым парадоксом: если деньгами просто измеряются составляющие нашей жизни, то почему они имеют столь высокое значение в обществе? Попробуйте ответить на него в конце статьи.

Итак, с одной стороны ценность денег оправдана, но с другой - преувеличена. Вспомните, как часто мы говорим: «Это не может столько стоить?», «За что я плачу?». Дело в том, что добавочная стоимость – это очень субъективное понятие. Один плюс один не всегда равно два. В экономическом мире значительно чаще это три, четыре или пять.

Получается, что с помощью денег я обеспечиваю ценность себя как человека. И подтверждений тому очень много в наших умах: «чем дороже, тем качественнее», «нищим родился, нищим и помрёшь», «по одёжке встречают» - все эти утверждения указывают на требования к себе как личности.

Очень просто эти установки звучат так: «Чем больше денег, тем большую ценность я сам представляю для окружающих». Это одно из самых распространённых денежных убеждений. Люди стремятся к финансовому благополучию, чтобы поднять ценность в своих глазах. И это всё позволяет сделать один интересный вывод: деньги обеспечивают нам достойный уровень коммуникации (связи) с окружающим миром.

БУХГАЛТЕРИЯ ОПЫТА

Хотя мы и определяли деньги как добавочную ценность, нужно сначала понять базовую ценность, к которой они относятся. Давайте проведем ревизию Вашей жизни! Чтобы это сделать, необходимо реалистично взглянуть на то, чем Вы когда-либо занимались и какой опыт получали.

Заведите файл, куда выгрузите всё, что с Вами происходило с указанием затраченного времени: где учились, какие курсы проходили, сколько жили в другой стране, как долго Вы мама или сын и т. д.

Каждый из этапов нужно оценить по нескольким параметрам: навык, который Вы при этом получили и сколько этот навык Вам стоил. Например, ппроведение индивидуальных консультаций, 350 часов, 115 уникальных клиентов, больше половины клиентов возвращаются повторно.

Обратите внимание на доходную и расходную части. Проведение индивидуальных консультаций имеет расход в 350 часов и, например, оплату услуг няни – 50 000 рублей, а также доход в 115 клиентов и 580 000 рублей.

Сравнивать между собой мы можем только одинаковые показатели. Поэтому смело складывайте и вычитайте часы, деньги и клиентов. И оценивайте свои навыки - достаточно ли их, чтобы считать себя мастером?

-2

Хочу обратить внимание, что на данном этапе Ваша задача: создать карту собственной ценности, которая при выполнении этого упражнения должна возрастать. А ещё я рекомендую отметить точку невозврата - ту, где Вы перестали себя чувствовать тем человеком, которым заходили в выполнение этого упражнения.

В качестве задания со звездочкой попрошу Вас определить следующий параметр: сколько опыта достаточно для того, чтобы заработать те деньги, которые у Вас есть уже сейчас? Скорее всего, Вы давно уже его набрали.

ДЕНЬГИ VS ЗРЕЛОСТЬ

Зрелость - это сумма реакций на внешние стимулы и особенностей коммуникаций с внешним миром. Результатом этой коммуникации является товарно-денежный обмен.

Проще говоря, взрослея, мы нарабатываем определенные навыки, которые можем успешно обменивать на деньги. И тогда деньги являются следствием психической, эмоциональной и даже физиологической стадии зрелости.

При этом зрелым мы можем назвать человека в 16 лет, а незрелым в 50. Иными словами, зрелость не зависит от возраста, но привязана к балансу составляющих. При таком балансе деньги перестают быть целью, а становятся одним из связующих элементом системы - неотъемлемой и естественной её частью.

На этой фразе я снова хочу вернуться к категориям доходов и расходов. Посмотрите на свою таблицу. К учтённым в ней навыкам мы начнем добавлять прочие расходные и доходные элементы.

Начните подсчет расходов с банальных вещей: на что Вы ежедневно тратите деньги? Продукты, вещи, услуги и даже проезд - учитывайте все, что расходуете на себя. Кроме денег, Вы всегда тратите свой опыт, время и внимание. Даже разговор с подругой - своего рода консультация, которую Вы не учитывали ранее как расход.

Посмотрите также на Ваши доходы: ресурсы, внимание, деньги, связи и т. д. Вопросы для самопроверки на этом этапе: Что Вы выигрываете, когда час болтаете с мамой? На что в будущем тратится этот ресурс? Помогает ли он Вам быть финансово независимым? Как иначе его можно использовать?

К этому моменту мы должны определить, есть ли у Вас баланс между двумя основными направлениями. Вы больше тратите или получаете? Устраивает ли Вас эта симметрия или асимметрия? Это основа финансовой грамотности.

Автор: Наталья Лапидус