Маркетплейс — это огромная торговая площадка, на которой свои товары могут продавать множество разных продавцов. Простыми словами — это огромный рынок.
Продавец платит маркетплейс комиссию за размещение своих товаров. Чтобы лучше понять, как работает маркетплейс, представьте себе торговый центр, в котором есть общая инфраструктура и где каждый продавец может управлять своими продажами самостоятельно в рамках единых правил. Маркетплейс отвечает за взаимодействие бренда с потребителем, оформление сделок и доставку. Основная задача любого маркетплейса — привлечь целевой трафик, чтобы продать товар вендора.
Вендор — физическое или юридическое лицо, которое поставляет товары под собственным брендом.
В последнее время маркетплейс стали популярными площадками для продаж. На них работают многие участники онлайн-торговли: от представителей малого бизнеса и хэнд мэйд-мастеров до брендов с мировой известностью. Почему бренды начали активно сотрудничать с маркетплейс? Рынок онлайн-торговли в последние годы развивается стремительно, но началом ускоренного старта стала пандемия. За 2020 года рынок e-commerce в России вырос на 58%. Люди начали заказывать не только еду и одежду — сегодня через маркетплейс можно купить практически всё. Маркетплейс выполняет функцию посредника между продавцом и покупателем и получает комиссию от вендора (продавца).
7 основных функций маркетплейса:
· Обеспечивает трафик на сайт.
· Координирует общение продавца с покупателями: гарантия качества товара, площадка для обратной связи от клиента, возможность за один клик узнать характеристики и описание товара.
· Помогает правильно оформить товары за счёт единого шаблона карточки продукта.
· Обеспечивает фулфилмент — размещает товары на своих складах и организует доставку до покупателя, возврат или обмен товара.
· Оптимизирует логистические процессы — доставка и выдача товара происходит быстрее, чем при самостоятельной работе вендора вне маркетплейса.
· Увеличивает прибыль продавца за счёт привлечения целевого трафика в профиль вендора.
· Расширяет географию продаж — крупные маркетплейс работают не только в России, но и по всему миру. Продавец может выйти на зарубежные рынки.
Маркетплейс берет на себя ответственность за коммуникацию с потребителем и ответственность за совершенные сделки
Рынок маркетплейс в России стремительно развивается. Согласно исследованию за 2020 год, оборот крупных маркетплейс увеличился на 108% и составил 721 миллиард рублей, а общее количество заказов выросло до 405 миллионов. При таких темпах Чтобы товар эффективно продавался, бизнесу необходимы люди, которые будут продвигать бренд, взаимодействовать с представителями маркетплейс и отслеживать эффективность. Человек, который контролирует продажи бренда на маркетплейсе, называется менеджер маркетплейс.
Маркетплейс-менеджер — сотрудник, который координирует работу магазина и отвечает за его продвижение на онлайн-площадке.
Эта профессия появилась на российском рынке совсем недавно. В 2018 году было размещено всего 12 вакансий для маркетплейс-менеджеров. В 2020 году их количество составило уже 1744. За неполный 2021 год таких вакансий опубликовано на 40% больше, чем за весь 2020-й, — 2444.
Менеджер маркетплейсов организует и координирует все процессы, связанные с продажами бренда на маркетплейсе. Менеджер маркетплейсов — это представитель компании-вендора, который отвечает за продвижение магазина на онлайн-площадке и координирует его работу.
Задачи маркетплейс-менеджера*:
· Мониторинг цен и акций.
· Формирование поставок: что, в каком количестве, а также когда и на какой склад отгружать.
· Контроль принятия маркетплейсом товара. Проверка доступности товара на онлайн-площадке для покупателей.
· Создание карточек товаров на маркетплейсе.
· Аналитика продаж поставляемых товаров, а также предложение решений по увеличению прибыли.
· Мониторинг конкурентов: исследование цен и стратегии продаж.
· Если менеджер работает не удаленно, могут быть офлайн-задачи. Например, подготовка к поставке товара: его сортировка и маркировка.
· Отслеживание изменений в работе маркетплейса. Площадки быстро развиваются и периодически меняют условия поставок, скидок, механизмы работы.
Сколько получает маркетплейс-менеджер ?
· Медианная зарплата маркетплейс-менеджера в России составляет 60 000 рублей.
· «В зависимости от опытности и загрузки маркетплейс-менеджер может вести до 3–5 продавцов одновременно. При условии, что оборот магазинов и количество товаров небольшие. В таком случае заработок специалиста может быть в районе от 60 до 100 тысяч рублей
· Есть крупные продавцы, у которых работает по несколько менеджеров. Объем задач у таких работодателей велик. Это тот случай, когда сложно вести параллельно хотя бы еще 1 проект. Часто это крупные компании со своим офисом, где маркетплейс-менеджер будет работать в штате. Но и заработок для компетентного, успешного специалиста здесь будет выше: от 50 до 150 тысяч рублей.
· Существует и третий вариант. Он подходит тем, у кого нет времени. Можно найти продавца, работа с которым займет всего 1–2 часа в день. Доход в таком случае будет от 20 тысяч рублей».
· Зарплата может варьироваться и от формата работы. На рынке требуются и удаленные сотрудники, и те, кто может работать в офисе и на складе. Некоторые продавцы нанимают несколько удаленных менеджеров и одного главного специалиста в офис. В его зону ответственности будет входить контроль поставок и руководство удаленной командой.
Понравилась эта профессия? Подробности тут