Найти тему
Сценарист.ру

Неизбежная катастрофа в киносценарии

Всё написанное в статье относится к полнометражным фильмам, горизонтальным и смешанным сериалам, и в некоторой степени к короткометражкам.

Катастрофа в драматургии — это неизбежное событие, которое происходит с главным героем (ГГ) непосредственно перед кульминацией.

Суть катастрофы в следующем. В момент катастрофы главный герой теряет всё, в частности, он теряет всякую надежду достичь своей цели, к которой стремился на протяжении сюжета. Если нет катастрофы, то кульминация не будет достаточно эпичной, а достижение цели не будет столь желанным и значительным событием.

В детективе сыщик оказывается в тупике. Все версии оказываются пустыми, сыщик оказывается без каких-либо версий, подозреваемых и даже зацепок, и надежды раскрыть преступление у него нет. В этот момент его могут отстранить от должности, от расследования, он должен потерять все возможности, чтобы раскрыть преступление.

В мелодраме герой/героиня теряют контакт со своей половинкой. Это может быть разрыв отношений, фактическая потеря, женщина может дать согласие на брак с другим человеком и даже организовать с ним свадьбу, чтобы в момент кульминации, когда напряжение достигло верхней точки и уже вот-вот нежеланный избранник наденет на пальчик нашей красавицы обручальное кольцо — сбежать к тому, кого она действительно любит.

В боевике главный герой оказывается ранен, без оружия, в окружении врагов, готовых его вот-вот убить, истекающим кровью и под дулом пистолета.

Вариантов композиции катастрофы может быть множество, условие одно — главный герой теряет всё, и самое главное — теряет надежду достичь цели.

В техническом смысле — это один эпизод (1-3 сцены). Если вы проанализируете знаковые фильмы, то обязательно найдёте там этот элемент структуры киносценария. Например:

«Джентельмены удачи» — сцена, когда все подопечные набрасываются на ГГ и связывают его. Теперь ГГ бессилен, операция провалена. Эта сцена предшествует эпизоду кульминации со смертельной схваткой возле проруби за золотой шлем.

«Аватар» — битва инопланетян против захватчиков проиграна, у них значительные потери и самое главное — они поняли, что выиграть эту битву невозможно.

«Осенний марафон» — ГГ решает в корне изменить свою жизнь, сообщает об этом своей жене (и зрителю). Он осознал, что дошёл до некоего предела и дальше жить по-прежнему невозможно.

Все эти «катастрофы» всегда расположены непосредственно перед кульминацией. А теперь загляните в текст своего киносценария и посмотрите, есть ли у вашего главного героя катастрофа? Если нет — создайте её. В противном случае ваша кульминация не будет достаточно острой и драматичной, а достижение героем цели станет обычным, рядовым событием из его жизни.

Учитесь!