Найти тему
Сценарист.ру

Экспозиция в киносценарии

Экспозиция в киносценарии — это комплекс информации, необходимый для воспрятия и развития сюжета.

Полнометражное кино. Собственно, экспозицией в полнометражном кино является весь первый акт, в конце которого герой попадает в драматическую ситуацию и после этого начинается тот сыр-бор, ради которого мы и смотрим этот фильм.

В пределах экспозиции вы должны представить всех главных героев и антагониста в любом виде, заявить второстепенных, рассказать о мире фильма и завязать узелки всех сюжетных линий, которые будут развязаны в кульминации. В экспозиции может быть открывающая сцена и обязана быть драматическая ситуация.

Времени для экспозиции у вас полно, примерно 30 страниц / минут, однако следует помнить, что самая важная информация должна быть сконцентрирована в пределах первых 10 страниц. Уже в пределах 3х страниц читателю должно быть понятно, кто главный герой, что происходит, с кем и где. Интрига обязана появиться сразу, настолько быстро, наколько это возможно.

Всё остальное время в экспозиции вы даёте более подробные характеристики героев, вводите антагониста, второстепенных героев, обозначаете второстепенные сюжетные линии, формируете основной конфликт вашего сюжета. Пространства для этого более чем достаточно.

Короткометражное кино. Поскольку речь идёт об очень коротком формате, времени живописать красоты у вас попросту нет. Если фильм до 10 минут, то на экспозицию у вас есть 1-2 минуты. Дополнительная информация, необходимая для понимания и восприятия сюжета, может появляться частями по мере развития сюжета.

Кадр из короткометражки "Чёрная дыра"
Кадр из короткометражки "Чёрная дыра"

Экспозиция в короткометражке может быть заявлена даже одним кадром, как, например, в фильме «Чёрная дыра». На картинке пустой офис, уставший офисный работник у ксерокса, на часах 3 ночи, офис пуст. В данном конкретном случае этого достаточно для дальнейшего развития сюжета.

Поскольку короткометражными считаются фильмы до 50 минут экранного времени, то и продолжительность экспозиции в более длинных фильмах может быть несколько длиннее. Принцип «с места в карьер» должен сохраняться, какой бы длинной ни была ваша короткометражка.

Телесериалы. В сериалах экспозиция должна быть обыграна в пределах пилотной серии и зависит от её структуры. Вся необходимая информация для развития многосерийного сюжета должна быть выдана в течение первой серии, однако, как и в короткометражках, зритель у этого продукта очень нервный и в любой момент может переключиться на другой канал, поэтому всё самое важное должно быть выдано зрителю в пределах трёх минут.

Затянутая экспозиция — это когда зрителю минут 20 объясняют во всех деталях кто, где, зачем и как, и только потом начинается основное действие. Всё это нужно делать в процессе повествования, сохраняя стартовую интригу. Действие должно начинаться сразу. Детектив или криминал — выдавайте сразу труп, погоню или перестрелку. Сопли бахромой (кино про любовь) — пусть героиня в первых кадрах верёвку намыливает, чтобы вешаться от несчастной любви. Ну и так далее, сообразно вашему жанру.

Скелеты в шкафу, несчастная школьная любовь и прочие душевные травмы героя могут всплывать гораздо позднее и не обязательно относятся к экспозиции, хотя тоже могут быть включены в неё.

Удачи!