Найти в Дзене
Сценарист.ру

Создание главного героя

Схема создания персонажа.

Она основана на одной простом факте: ни один человек не является совершенным. У всех людей есть недостатки.

Почему? Короткий ответ: всему виной травматический невроз. Каждый человек сталкивается в своей жизни с критическими ситуациями, которые вызывают очень сильную эмоциональную негативную реакцию. И если он не в состоянии с этими реакциями и эмоциями справиться, как-то разобраться с ними, «переварить», то вся эта ситуация со всем негативом, который она вызывает, вытесняется в подсознание и там хранится – запертая в темном шкафу, чтобы этот непроработанный негатив человеку не мешал.

Однако негатив там хранится не просто так. Весь этот опыт, все эти ситуации, они перестают осознаваться, но они исподтишка продолжают оказывать влияние на жизнь человека. Так получается невроз. Невроз – это проблема, о которой вы запретили себе думать. Особенно чисты подобные ситуации в детстве, в первые годы жизни, когда человек мало с чем может справиться и когда он накапливает травматический опыт. Этот опыт становится основой его проблем, когда он становится взрослым.

Пример с рисованием на обоях (мама накричала на ребенка, нарисовавшего для нее «подарок», дала ему подзатыльник).

Этот травматический опыт вытесняется в подсознание. Дальше подсознание начинает с ним работать. Вообще-то подсознание – штука полезная. Работа его состоит в том, чтобы мы не думали о лишних вещах, потому мышление – очень энергозатратный процесс. И подсознание о нас заботится, чтобы мы не тратили энергию впустую, и в данном случае оно начинает заботиться о том, чтобы подобная ситуация больше не повторилась. Подсознание направляет сигнал сознанию, когда считает, что мы находимся в аналогичной ситуации повторения чего-то плохого. По-человечески оно это с ледать не может, потому что все мысли находятся в сознании, поэтому оно это делает с помощью эмоций. Если вам что-то делать лень, неприятно, неинтересно – это вам подсознание вам сообщает: ты сейчас занят чем-то вредным и опасным, перестань.

Таким образом, травматический невроз приводит к возникновению страха. Страх – это сигнал от подсознания: ты находишься в опасной близости от травматической ситуации., то есть ситуации, которую ты однажды уже не смог обработать и спрятал в подсознание. В примере с ребенком, рисовавшем на обоях, какой возникает страх? Страх проявления любви. Вот ребенок был слишком эмоционален, любвеобилен – и получил подзатыльник.

У каждого человека есть набор фундаментальных убеждений. Это неосознанные убеждения (хранящиеся в подсознании) о том, как устроен мир. Фундаментальные убеждения формируются в процессе накопления жизненного опыта, который, к сожалению, зачастую – именно травматический опыт. Какие фундаментальные убеждения можно вывести из примера с обоями: открытое проявление любви – это плохо, проигрышная стратегия; желание сделать сюрприз не ценится. Из фундаментальных убеждений складывается мировоззрение. Мировозрение, в свою очередь, формирует систему ценностей. Из нашего примера: нежность и забота о близких – это сомнительная ценность.

Важно: фундаментальные убеждения, порожденные травматическим опытом, являются ложными. На начальном этапе это полезные защитные механизмы, они оберегают человека от повторения опасных ситуаций. Но проблема состоит в том, что подсознание делает очень широкие обобщения. Если вас в детстве покусала одна собака, то, скорее всего, вы боитесь всех собак. Если рыжий человек отобрал у вас конфету, то вы боитесь всех рыжих.

Еще раз: в этом кроется проблема. Фундаментальные убеждения, порожденные травмой, оказываются ложными не потому, что они не адкеватны ситуации, которая их породила, а потому, что из-за слишком широких обобщений они начинают применяться к другим ситуациям. Что получается? Страх, который является аппаратом реализации эти фундаментальных убеждений, из защитного средства превращается в помеху.

То есть: страх был неким забором, который огораживал вас от чего-то опасного, а теперь он стал забором, который загораживает вас от полноты жизни, потому что помимо вредных вещей он еще вам не дает делать и полезные вещи. Таким образом, человек не может самореализоваться. И мы в таком случае говорим о том, что челвоек находится в состоянии экзистенциальной нужды.

Травматический невроз делает человека в некотором смысле психологическим инвалидом. У него появляется «любимая мозоль» (страх), которая ему мещает жить, но он ее изо всех сил оберегает. Наличие такой «мозоли» неизбежно накладывает отпечаток на личность человека. Поскольку у него есть эта «инвалидность», он должен ее чем-то компенсировать. И для того, чтобы компенсировать слабость, порожденную страхом, он пользуется несколькими механизмами.

Механизм первый. Сильная сторона (сценарный термин, не психологический) личности. Это набор положительных качеств, неких «костылей», которые помогают ему двигаться вперед и быть относительно успешным, несмотря на травму. Чувство юмора, развитый аналитический ум, физическая сила, умения сохранять хладнокровие – качества личности. Если мы посмотрим на героев современных сериалов, то большинство из них будут яркими примерами именно потому, что они по этой схеме и придуманы.

Доктор Хаус. У него есть травма – покалеченная нога, причем, ногам была покалечена из-за неправильного диагноза. Хаус компенсирует травму развитым проницательным умом. И применяет он этот ум, в первую очередь, к чему? Он врач-диагност, возможно, лучший в мире. Он пытается исправлять ошибки того рода, которые привели к его собственной травме. То есть: когда у человека чего-то нет, он должен «отрастить» себе что-то другое для компенсации недостатка.

Однако «выращенных» положительных качеств, как правило, всегда недостаточно для того, чтобы полностью избежать столкновения с неосознанным страхом. И в критических ситуациях, если этот страх силен (а мы как сценаристы хотим, чтобы страх был сильным), человек готов на все, чтобы вывести свою «мозоль» из-под удара. И тогда в игру вступает второй механизм.

Механизм второй. Темная сторона личности. Это набор негативных качеств. Грубость, склонность к насилию, лживость (Хаус довольно часто демонстирует темную сторону).

Чем для нас полезны эти два аспекта: сильная и темная стороны? И тот, и другой аспекты порождены травмой. Поэтому когда мы показываем зрителю сильную сторону персонажа, мы подсказываем, в чем состоит травма. Хаус – ярчайший пример. Сильная сторона: блестящий диагност, который страдает из-за неправильного диагноза. Темная сторона: социопат, разочарованный в людях. Он считает, что люди – мерзкие куски мяса. И нам неспроста в сериале показывают пациентов в разрезе (крупные планы с бактериями, пожирающими клетки, кишки и проч.) И это и есть тема сериала.

Люди – это, действительно, мерзкие куски мяса, но весь вопрос в том, сводятся они к этому или не сводятся. Проявление темной стороны. В первой серии Хауса не интересует пациентка. Он не хочет с ней разговаривать по одной главной причине: он стесняется самого себя. Он считает себя испорченным, неполноценным. Он говорит как бы шутку, что пациенты не хотят, чтобы их лечил больной врач.

Механизм третий. Маска. Это образ человека в своих собственных и чужих глазах, то есть как человек воспринимает себя, и как люди воспринимают его. Какие бывают маски? Душа компании, балагур, высоколобый интеллектуал, гороховый шут, брутальный мачо.

С помощью этой схемы (трех механизмов) мы можем составить ядро личности персонажа. Это ядро даст нам всю необходимую информацию. Оно даст нам потенциал для развития героя и материал для возникновения интересных конфликтов. Эта схема ядра персонажа может служить «основной» основой для анкеты персонажа.

Вопрос первый. В чем состоит главный страх персонажа? Какое травматическое событие привело к возникновению данного страха? Показывать это событие на экране совсем необязательно, но сценарист должен про него знать. В жизни у людей, как правило, много травм. Но в случае с персонажем вполне достаточно одной травмы. Даже больше чем достаточно.

Это может быть либо травма из глубокого детства («Молчание ягнят»), либо травма из взрослого опыта («Рэмбо» – страдания в плену; «В порту» – позорное завершение спортивной карьеры). Чем «жанровей» фильм, тем нагляднее работает этот прием. «Робот-полицейский». Травма: человека буквально разобрали на части (в зрелом возрасте).

Вопрос второй. Каковы базовые убеждения и ценности персонажа? Как превратить этот вопрос в полезный инструмент при обдумывании персонажа. Есть несколько принципов.

Принцип первый. По мере развития сюжета система ценностей персонажа должна перестать работать как единое целое, в системе должен возникнуть внутренний конфликт. Пример. У Майкла Корлеоне есть две важные ценности: его семья и его жизнь в качестве добропорядочного, достойного члена общества (он законопослушный гражданин). Майкл вынужден выбирать: либо он начинает быть мафиози, как все го родственники, либо он должен смириться с тем, что его семья пострадает.

Принцип второй. Эти базовые убеждения отражают позицию персонажа к теме истории – какому-то утвержданию морально-этического содержания. «Крестный отец»: преступление не доводит до добра. Убеждение Майкла по этому вопросу таково: ради семьи можно пойти на что угодно. Что мы видим в итоге? Это неправильное убеждение, потому что он пошел на что угодно и в результате (в третьей части) потерял всю свою семью.

Вопрос третий. В чем состоит экзистенциальная нужда персонажа? Чего ему не хватает для счастья? Уверенности в своих силах («Молчание ягнят»), независимости («Тельма и Луиза»), самореализации («Красота по-американски»), самоуважения («Пипец»).

Вопрос четвертый и пятый. В чем состоит сильная сторона персонажа? Какие навыки и качества помогают ему добиваться успеха? Важно помнить вот что: сильная сторона – это все-таки одно из проявлений травмы, «костыль». То есть: «костыль» – это хорошая часть сильной стороны. Но «костыль» в то же время помогает сохранять травму, потому что сильной стороной персонаж компенсирует недостатки, порожденные травмой. И пока сильная сторона персонажа работает, он от своей травмы не избавится.

«Излечиться» персонаж может только одним способом: отказавшись от сильной стороны и встретившись лицом к лицу со своей травматической ситуацией, заново пережив ее. Именно по этой причине очень часто в кульминационной сцене герой не может пользоваться своей сильной стороной, либо его сильная сторона не приносит пользы (почти все фильмы о супергероях).

В чем состоит темная сторона персонажа? Когда он ведет себя некрасиво?

Вопросы про маску: каким герой видит себя и каким героя видят окружающие? С одной стороны, маска – это барьер, который защищает человека от окружающих, с другой стороны, этот барьер защищает человека и от самого себя. Герой Хоффмана в «Тутси» – артистичный плейбой, Ганнибал Лектор («Молчание ягнят») – эстет, знаток человеческих душ, полковник из «Красоты по-американски» – настоящий патриот и офицер до мозга костей. Это то, каким они себя сами видят. Другие их могут видетьт иначе: самовлюбленный эгоист, опасный сумасшедший, зажатый зануда и домашний тиран.

Анкета персонажа – это уже детали, которые «растут» из ядра личности. Образ жизни, хобби, привычки, вкусы. Просто перечень деталей без ядра личности – бесполезен. Однако детали, основанные на ядре личности, помогают решать одну из самых сложных проблем экрана: показывать, а не рассказывать.

Более того, персонаж становится объемным. «Красота по-американски»: полковник коллекционирует тарелки с нацистской символикой (не только намек на гомосексуализм, но персонаж становится более человечным). Всего одна деталь дает гору материала для раскрытия этого персонажа.