Продолжаем систематизировать и уточнять аварии и происшествия с отечественными подводными лодками, с разным исходом и от разных причин, используя доступные источники. У нас нет цели кого-то обвинить, тем более не хотим оскорбить память предков - просто обобщаем данные, вспоминаем, делаем выводы, надеемся, что это поможет правильно оценивать и современные события.
Происшествия, которые случаются в мирной обстановке часто позволяют установить причины и последствия, определить разумность того или иного технического решения. Так, например было при выборе двигательных установок для отечественных подводных лодок, когда казалось бы бензиновые двигатели были вполне пригодны для стоящих задач. Но все оказалось сложнее. В эксплуатации бензиновые двигатели оказались довольно опасными, причем эта опасность больше исходила от того, что применять эти моторы приходилось в замкнутых пространствах с ограниченными возможностями по вентиляции.
Так, 9 августа 1905 года в плавание к корейскому порту Киенчен вышла подводная лодка «Сом» (тип «Сом») под командованием В.В.Трубецкого. Планируемое на десять дней оно могло закончиться уже через сутки. 10 августа при запуске бензинового двигателя на лодке произошёл взрыв скопившихся внутри корпуса паров бензина. К счастью пострадавших не было и «Сом» продолжил крейсерство.
При постройке в 1904-1905 годах на Балтийском заводе подводных лодок типа «Касатка» (всего 6 штук) только одна из них, «Макрель», вошедшая в состав Учебного отряда подводного плавания Балтийского флота, получила запланированные по проекту два бензиновых мотора мощностью по 400 л. с.
Однако, несмотря на высокую мощность двигателей (на других подводных лодках серии стояли бензомоторы по 60 л. с.) и даже на то, что с ними она развивала наибольшую среди своих соратниц скорость 11,5 узла, невольно напрашивалось желание отказаться от их эксплуатации на лодке.
Дело в том, что ещё в период заводских испытаний «Макрели» осенью 1905 года, в её отсеках возникло три крупных пожара, виновником которых стали именно бензиновые двигатели. Каждый раз восстановление оборачивалось дорогостоящим ремонтом внутренних помещений лодки. В конце концов, бензиновые моторы были демонтированы, и заменены дизелем завода Л.Нобеля мощностью 120 л.с. Правда, появилась такая возможность только в 1911 году. Впрочем, и дискредитировавшие себя в замкнутом пространстве отсеков бензиновые 400-сильные двигатели без дела не остались. Подключенные на берегу к динамо-машине они, сберегая ресурс лодочных двигателей, ещё долго обеспечивали субмаринам зарядку аккумуляторов.
20 апреля 1906 года во Владивостоке взрыв паров бензина едва не погубил подводную лодку «Налим» лейтенанта Ф.М.Белкина. Взрыв паров произошёл при попытке проверить работу двигателя, ремонт которого был только что завершён. После переборки двигателя лодку не проветрили, и она была сильно загазована смешанными с воздухом парами бензина. Взрыв привёл к пожару, но его удалось быстро потушить.
В 1913 году во время капитального ремонта на «Соме» и «Налиме», а так же ещё на двух ПЛ из дивизиона подводных лодок Сибирского флотилии: «Скат» и «Щука», бензиновые двигатели заменят дизельными. Проблем с ними у этих лодок не будет.
Но бензиновые двигатели продолжали оставаться на большинстве других лодок, а потому взрывы паров топлива на них не прекращались.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: Галея-Принт", 2003. - 169 с.;Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с..
Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: