Как связаны Шекспир, Григорий Лепс и самое большое в России здание драматического театра? Можно предположить, что так проходит корпоратив министерства культуры. Но в данном случае речь идет о спектакле «Ричард III» режиссера Глеба Черепанова. Премьера состоялась в этом сезоне в Тюменском драматическом театре.
В описании на сайте театра сказано, что постановка может «затронуть ваши скрепы». И надо сказать, что действительно может. Хотя, разумеется, все зависит от того, насколько ваша вера крепка. Моя вера в классический театр крепка, а потому и скрепы мои оказались в порядке. И сразу спойлер – спектакль мне очень понравился.
С главным мы определились, и можно перейти к самому спектаклю, который начался с появления огромной фигуры женщины в мегаплатье, едущем по рельсам. И давайте ее запомним.
Первое, что могло пошатнуть скрепы – это текст. Не весь текст, который произносят персонажи, принадлежит Шекспиру. Но как говорит Елена Малышева, это нормально. Шекспир, как известно, писал живым, фактически разговорным на тот момент языком. И вот таким живым и понятным всем языком говорят периодически герои пьесы. Нет в этом никакого снижения классического пафоса, ибо принципиально смысл истории не меняется, а лишь приобретает дополнительные мотивы.
Второе испытание для скреп – неклассические, новаторские элементы на сцене. Надо сказать, что я не испытываю восторга или раздражения просто от того, что в классической пьесе Вильяма нашего Шекспира прямо на сцене играет рок-группа, присутствует русский шансон, часть реплик герои поют, что-то выражают в танце и происходит все в постапокалипсисе. Ибо все зависит от того, случилось приращение смысла от использования этого всего или нет. Случается оно не всегда. Но на мой взгляд, в этот раз все или почти все получилось. Например, танец Ричарда и его жены леди Анны выглядит невероятно трогательным, чувственным и трагичным. Кажется, что просто невозможно выразить это словами также ярко. Ведь в нем и любовь, и ненависть, и разрушение одного человека другим, когда кроме любви в тебе желание стать видимым, значимым, решающим. И этого так много, что ты не можешь остановиться даже тогда, когда точно знаешь, что совершаешь подлость и злодейство.
Злодейства там и правда мрачны и жестоки. Перечислять не буду, чтобы не портить радость от просмотра. Добавлю только, что одновременно там очень много смешного, романтичного, возвышенного и трогательного. Всего, конечно, не расскажешь. Да и не надо.
Может остаться вопрос: а при чем тут «Педагогическая поэма»? А просто детей надо любить. Ибо за нелюбовь приходится очень долго платить вообще всем.
Автор: Мария Манилина