Действительно, эта проблема возникает почти у каждого новообращённого православного христианина. Обратившись ко Христу, став членом Православной Церкви, он обнаруживает, что одним из самых главных духовных деланий, предписанных ему РПЦ – это посещение и присутствие за ее богослужениями. Вот тут-то и возникают проблемы.
Почему трудно выстаивать церковные службы?
Дело не только в том, что их необходимо именно выстаивать, т.е. в православных храмах положено стоять за богослужением. Скамейки, которые обычно имеются в церквях, предназначены для престарелых и больных прихожан. Впрочем, и они стараются большую часть службы, по-возможности, стоять. Ну а молодежи это уж и подавно положено!
Но не это основная проблема нашего молодого неофита. Воспитанный в духе светской культуры он зачастую воспринимает храм и богослужение как ответвление сей культуры, как нечто вроде достаточно скучной «оперы» - все время поют и немного совершают какие-то ограниченные действия, например, каждение.
Думаю, на христианина прошлых веков богослужение и этой своей частью оказывало громадное воздействие. И действительно, простой крестьянин малознакомый с театром, когда приходил в прекрасный по своей архитектуре храм, созерцал там удивительные иконы, слышал ангельское пение, - все это, конечно, и само по себе благотворно действовало на его душу.
Но для нынешнего неофита, со всех сторон окруженного множеством прелестных, соблазнительных изображений (кино; телевизор; компьютер; смартфон и т.п.), большую часть которых он может заказать по своему желанию, то ведь по сравнению со всем этим сомнительным «культурным богатством» для такового храм и его иконы, скажу так, выглядят достаточно «бледно».
Точно то же самое можно сказать и о церковном пении. На человека, воспитанного джазом, рок-н-роллом, рэпом и т.д. и т.п., вряд ли церковное пение само по себе окажет особое воздействие. Поэтому в храме на богослужении молодому неофиту попросту неинтересно. А тут еще надо стоять, в отличие от кино или компьютера и т.п., когда, сидя, рассматриваешь понравившееся. Отсюда и возникает вражеская сила, выталкивающая неофита, особенно молодого, из храма. Что же ему делать, чтобы заодно не вытолкнуться из православия?
Как понять и полюбить богослужения
Во-первых, следует сразу понять, что богослужения – это не вид искусства, а Таинство. Весь суточный цикл оных сводится к одному, самому главному – Евхаристии, в коей христианин самым существенным образом соединяется с Христом. Что же касается искусства: прекрасной архитектуры храма; замечательной иконописи; церковного пения – то все это лишь своего рода обрамление Таинства Евхаристии.
Ну как, скажем, искусно обработанное золото обрамляет драгоценнейший камень, бриллиант в очень дорогом ювелирном украшении. При этом на само золото приходится лишь ничтожная часть стоимости камня. Так и в богослужении, где на все это искусство приходится лишь малая часть благодати, подаваемой христианину в храме. Величайшей же драгоценностью, как уже сказано, является Таинства (Евхаристии и, обычно совершаемое перед ней, Покаяния).
В православном богослужении – духовная жизнь
Поэтому православный приходит в храм не как в театр, не для развлечения, а для соединения со Христом и спасения своей души. А это есть ничто иное, как христианский подвиг, - что всячески должно усвоить неофиту. Поэтому, стоя в храме, он должен понимать, что пришел сюда не для театрального развлечения, а для спасения своей души, что невозможно без хотя бы минимального подвижничества! Коим и является пребывание в храме.
Помочь ему в сем может изучение последовательности и смысла самого богослужения, а также особенностей церковно-славянского языка, на котором оно совершается. Тогда он постепенно начнет понимать и внимать тому, что за богослужением совершается. И если таковой приложит усердие и, главное, добродетель терпения, он постепенно поймет, что православное богослужение неизмеримо лучше всех форм светского искусства, особенно нынешнего!
Ибо в последнем, не смотря на то. что там без конца все прыгают, бегают, блудят, стреляют и убивают и т.д.и т.п., - там всегда одно и тоже. А именно: действие трех основных неизменных человеческих страстей: сластолюбия; сребролюбия и славолюбия.
А в православном богослужении – духовная жизнь; жизнь не по страстям, а по благодати Божией. Жизнь, которая по своей глубине и высоте не имеет пределов, возводя живущего ей на все новые и новые высоты духа!
Протоиерей Георгий Городенцев