Найти в Дзене
Галерея «ГРОСart»

Николай Ватагин о художниках

Василий Кандинский «Как Поль Сезанн всю жизнь писал, подражая Пуссену, в результате породил кубизм (стиль, на короткое время захвативший весь мир), так Кандинский путешествовал по Русскому Северу, изучал народное искусство, писал маленькие пейзажики с натуры в Германии – в результате родил абстракционизм (стиль, охвативший весь мир на гораздо большее время). Дипломированный юрист, только после 30 лет занявшийся живописью – в результате стал крупнейшим в ХХ веке художником – показывая своим примером нам, дорогие друзья, что начинать никогда не поздно». Марк Шагал “Голубой гений двадцатого века”, – написал о нем Андрей Вознесенский, – похвала двусмысленная, но отчасти верная. Его искусство: спокойное, и не агрессивное. Шагал не боец и не вождь (не зря в Витебске в 1920-х Малевич переманил к себе всех его учеников). В его мире спокойно сосуществуют иудаизм и христианство. Любовь (в широком смысле), впрочем, как и у всех великих художников – главная тема его искусства. Шагал прожил очень д

Василий Кандинский

«Как Поль Сезанн всю жизнь писал, подражая Пуссену, в результате породил кубизм (стиль, на короткое время захвативший весь мир), так Кандинский путешествовал по Русскому Северу, изучал народное искусство, писал маленькие пейзажики с натуры в Германии – в результате родил абстракционизм (стиль, охвативший весь мир на гораздо большее время).

Дипломированный юрист, только после 30 лет занявшийся живописью – в результате стал крупнейшим в ХХ веке художником – показывая своим примером нам, дорогие друзья, что начинать никогда не поздно».

Николай Ватагин. Василий Кандинский.
Николай Ватагин. Василий Кандинский.

Марк Шагал

“Голубой гений двадцатого века”, – написал о нем Андрей Вознесенский, – похвала двусмысленная, но отчасти верная.

Его искусство: спокойное, и не агрессивное. Шагал не боец и не вождь (не зря в Витебске в 1920-х Малевич переманил к себе всех его учеников). В его мире спокойно сосуществуют иудаизм и христианство. Любовь (в широком смысле), впрочем, как и у всех великих художников – главная тема его искусства.

Шагал прожил очень долго, написал очень много – даже слишком много. Но чувство пронзительной радости от лучших его работ (а их множество) пробирает меня насквозь. Чистый, добрый и нежный художник».

Николай Ватагин. Марк Шагал.
Николай Ватагин. Марк Шагал.

Владимир Татлин

«Татлин – непонятный и удивительный для меня художник.

Помню его персональную выставку в Третьяковке: дурацкая Башня III (или II) Интернационала, не летающий Летатлин, не самая сильная живопись в стиле “Бубнового валета”, театральные эскизы и т.д. Все на выставке было какое-то необязательное, фрагментарное, раздрызганное – вызвавшее в конце чувство раздражения.

Но странно: поднявшись потом на третий этаж и посмотрев экспозицию ХХ века, понял – многие мои прежде любимые художники стали казаться плоскими и тухлыми.

Одно слово: Татлин – феномен. Права была художник Ирина Затуловская, сказавшая, что я дебил, а Татлин – глоток живого воздуха».

Николай Ватагин. Владимир Татлин
Николай Ватагин. Владимир Татлин

Варвара Степанова и Александр Родченко

«Степанова – Родченко – семейная пара: художники – фотографы – конструктивисты – художники-дизайнеры. Несмотря на то, что слова “художник-дизайнер” звучат как “художник-ефрейтор” – действительно создали стиль эпохи. С чем мы их и себя поздравляем».

Николай Ватагин. Варвара Степанова и Александр Родченко.
Николай Ватагин. Варвара Степанова и Александр Родченко.

Казимир Малевич

«Казимир Северинович Малевич – не считая Врубеля – главный поляк в Русском Искусстве. Создатель “суперматизма” – ложно считается художником-авангардистом, разрушителем и ниспровергателем – на самом деле, Малевич – ультра, супер традиционалист – художник-“деревенщик” (по теперешним меркам, “ватник”). В своем творчестве он оперся на всю мощь русской иконы (о чем написал в своей автобиографии) и народного искусства, и влетел в свое время как метеор – став одним из главных художников ХХ века.

Также творчество Малевича доказывает – теорию ученых генетиков, что Поляки, Русские, Украинцы и Белорусы (при всех видимых различиях и комплексах) не только имеют общий ген Р1а1 (или как он там называется), но глубинно являются одним целым».

Николай Ватагин. Казимир Малевич
Николай Ватагин. Казимир Малевич

Аристарх Лентулов

«Аристарх Лентулов – солидный цветущий мужчина – такая же и живопись: плотные пейзажи – плотные обнаженные женщины – спелые фрукты – вызывающие по сегодняшним временам сексизм.

Так что, дорогой зритель, спеши любоваться его полотнами, пока их не удалили из галерей и музеев… и поделом! Чтоб знали, а то понимаешь, так-то вот!..»

Николай Ватагин. Аристарх Лентулов.
Николай Ватагин. Аристарх Лентулов.