Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #2.6/Чудеса Античности/6.Секреты "Матери Рима"

Оглавление

Чудеса Античности

Секреты "Матери Рима"

Самый известный миф Вечного города гла­сит, что его основате­ли - близнецы Ромул и Рем, сыновья бога Марса, сразу после рождения были бро­шены в Тибр злобным родственником Амулием. Течение реки вы­несло малышей на бе­рег, где их нашла и выкормила своим молоком волчица.

В память о спасении будущих основателей Рима некий этрусский мастер отлил из бронзы волчицу, и эта статуя стала символом столицы великой империи. Старинный артефакт получил название «Капитолийская волчица», так как вот уже шесть веков он являет­ся экспонатом музея Рима. Но, как оказывается, знаменитая статуя таит немало секретов, часть которых была раскрыта совсем недавно.

«Капитолийская волчица, вскармливающая Ромула и Рема». Антонио Лафрери. Гравюра середины XVI века
«Капитолийская волчица, вскармливающая Ромула и Рема». Антонио Лафрери. Гравюра середины XVI века

Официальная версия

Еще совсем недавно считалось, что Капитолийская волчица была изготовлена в V веке до нашей эры неизвестным мастером Этрурии. Вот только предполагалось, что изначально этот неведомый скульптор отлил лишь самого зверя, которого сабины и этруски (жите­ли античной Италии) чтили как свое тотемное животное. Ну а бо­жественные младенцы добавлены были к изваянию гораздо позднее. Правда, живший две тысячи лет назад историк Тит Ливий в своей «Истории Рима» указывает на то, что в 296 году до нашей эры маги­страты Гней и Квинт Огульнии на деньги, полученные со штрафов, заказали статую, изображающую «младенцев — основателей горо­да у сосцов волчицы». Установлена она была у Руминальской смо­ковницы — священного дерева, которое, согласно преданию, росло у того самого места, где волчица нашла сыно­вей бога Марса. Позд­нее Цицерон в одной из работ писал, что однаж­ды в грозу статуя «мла­денцев, питающих­ся молоком волчицы» была поражена мол­нией, а через несколь­ко десятилетий об этом же происшествии упо­минает и Плиний Стар­ший в «Естествен­ной истории». Далее в исторических источ­никах изваяние «Мате­ри Рима» (так в древности легендарную скульптуру называли жители Вечного города) упоминается только лишь в X веке. Монах-летопи­сец Бенедикт с горы Соракта в одной из хроник рассказывает, что статуя кормящей волчицы стояла в Латеранском дворце — резиден­ции римских пап. Причем установлена она была на том месте, где проходили судилища, и «мать всех римлян» как бы присматривала за поведением своих «детей». Но тогда младенцы почему-то отсут­ствовали, и дополнил ими изваяние итальянский скульптор Анто­нио дель Поллайоло в конце XV века. В то же самое время понтифик Рима Сикст IV передал «Мать Рима» в Палаццо-деи-Консерватори (сегодня - один из Капитолийских музеев), где она изначально кра­совалась на портике здания. После реконструкции дворца, в 1540-1580-х годах, легендарный артефакт был перенесен в специальный Зал волчицы, где находится и по сей день.
Большим поклонником «Матери Рима» являлся итальянский диктатор Бенито Муссолини. По его приказу были изготовлены не­сколько копий легендарной скульптуры, которые Дуче отправлял в разные города мира, и сегодня его подарки украшают Нью-Йорк, Токио и Бразилиа. Некоторые исследователи считают, что таким об­разом лидер итальянских фашистов использовал древний артефакт как некий символ скорого возрождения великой Римской империи.
А вот в 1960 году знамени­тая статуя стала эмблемой XVII летних Олимпийских игр, про­водившихся в столице Италии.

Жертва науки

Вот что нам сегодня о судь­бе Капитолийской волчицы рассказывают исторические источники. Но они вызывают ряд вопросов. Ведь, согласно обычаям Древнего Рима, из­ваяние, пораженное молнией, подлежало немедленному за­хоронению, а символ Вечно­го города почему-то избежал этой участи. Кроме того, из­вестно, что с приходом хри­стианства многие предметы античной культуры, в частности статуи богов и всевозможные свя­тыни язычества, безжалостно уничтожались сторонниками новой веры. И как в те годы удалось уцелеть культовой скульптуре, оста­ется загадкой. И конечно же, интересно, куда исчезли младенцы — важнейшая часть исторической композиции. Частично ответы на эти вопросы были получены совсем недавно.
В 1997 году было решено провести масштабную реставрацию Ка­питолийской волчицы. Руководила работами, которые продолжа­лись целых три года, искусствовед и специалист по обработке ме­таллов Анна Мария Карруба. А в 2006 году увидела свет ее книга «Капитолийская волчица. Средневековая бронзовая статуя», где уче­ная дама доказывала, что легендарная скульптура была изготовлена не ранее VIII века нашей эры. В поддержку своей версии госпожа Карруба приводила следующие аргументы. Дело в том, что во вре­мена Античности людям было еще неизвестно единое литье по вос­ковой модели, а именно по такой методике изготовлен символ рим­ской столицы. В те годы, когда предположительно появилась на свет «Мать Рима», массивные статуи создавались по частям, которые за­тем прикреплялись друг к другу, как детали пазла.

Антонио дель Поллайоло (1433-1498) - флорентийский живописец,скульптор, ювелир и гравер, создавший фигуры младенцев
Антонио дель Поллайоло (1433-1498) - флорентийский живописец,скульптор, ювелир и гравер, создавший фигуры младенцев

Исследования Анны Карруба произвели настоящий фурор как в СМИ, так и в научной среде. В результате в 2007 году был сделан радиоуглеродный анализ статуи. Он с точностью 95 процентов пока­зал, что Капитолийская волчица появилась на свет между... XI и XII столетиями.
Это отчасти объясняет, как сохранилась до наших дней легендар­ная статуя и почему она не сгинула в вихре времен вместе с антич­ным Римом. Хотя не исключен тот факт, что аналогичная статуя все же существовала в древности. Существует предположение, что со­гласно римской традиции она после удара молнии, как и положено, удостоилась погребения под Капитолийским холмом. А спустя века останки изваяния были случайно обнаружены и доставлены в ма­стерскую некоего скульптора, который по образу и подобию пред­шественницы изготовил новую статую «Матери Рима» (но только без божественных младенцев) для папской резиденции. Однако так это или нет, выяснить уже вряд ли удастся.

Славянский след

Сегодня некоторые исследователи считают, что знаменитая «Мать Рима» была изготовлена в землях, подвластных Киевской Руси, или же мастер, отливавший скульптуру, был из этих мест. И доказатель­ством этой невероятной версии наглядно служит сама волчица!
Ведь если внимательно рассмотреть скульптуру, то можно заме­тить, что изображает она невысокую худощавую самку, морда и бока кото­рой практически лишены шерсти, с длинными но­гами и острыми, загнуты­ми вперед ушами. И здесь возникает вопрос: а ка­кой зверь служил на­турщиком неведомому скульптору? Дело в том, что итальянские вол­ки на эту роль мало под­ходят. Так уж вышло, что серые хищники из лесов Апеннинского полуострова — это массивные звери, покрытые гу­стой шерстью, со стоящими торч­ком ушами и длинным мохнатым хвостом. И если бы один из этих красавцев позировал мастеру, соз­давшему Капитолийскую волчицу, мы бы сегодня любовались совсем другим символом Рима.

Реклама Fіаt 500 (более известен под названием Тороlino - Мышка) — автомобиль, выпускавшийся компанией Fiat с 1936 по 1955 год. 1936 год
Реклама Fіаt 500 (более известен под названием Тороlino - Мышка) — автомобиль, выпускавшийся компанией Fiat с 1936 по 1955 год. 1936 год

Конечно, такое несоответствие с реальными представителями ди­кой природы можно было бы спи­сать на художественный вымысел автора. Мол, он старался создать образ изможденной самки, отдаю­щей все силы для того, чтобы вы­ кормить и защитить своих детены­шей, но... Оказывается, на земном шаре все же существуют хищники, являющиеся точной копией «Матери Рима». Правда, обитают они на берегах Каспийского и Черного морей. Итак, прикаспийский или степной волк намного ниже своего итальянского родственника, он поджарый и длинноногий, а бока и морду этого зверя покрывает ред­кая и короткая шерсть.
Вот так и родилось предположение, что знаменитая римская бронзовая статуя была, возможно, отлита в Тмутаракани, столице Тмутараканского княжества. А уже оттуда, в качестве военной добы­чи, вполне могла попасть в Киев, который славился своим огром­ным транзитным рынком, куда приплывали купцы со всего мира. Не исключено, что среди приобретаемых ими товаров были пред­меты искусства, среди которых и оказалась статуя поджарого вол­ка с длинными ногами. Ну а впоследствии будущий символ Рима, вполне возможно, был выгодно продан на Апеннинском полуостро­ве. Такой вариант появления на свет знаменитой волчицы отчасти раскрывает и тайну «пропавших» младенцев, которыми дополнить свою работу неизвестный скульптор просто не мог. И все же доказать или окончательно опровергнуть эту версию сегодня невозможно, ведь Капитолийская волчица свято хранит свои секреты.

XVII и первые летние Олимпийские игры в Италии прошли в Риме с 25 августа по 11 сентября 1960 года
XVII и первые летние Олимпийские игры в Италии прошли в Риме с 25 августа по 11 сентября 1960 года

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)